Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Спорт и здоровье детей

Сигналы бедствия и безопасность похода

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 182

Жданюк Лира Римовна, педагог дополнительного образования по туризму

Цель: Освоение и закрепление знаний, умений и навыков по туризму.

Задачи:

Материальное обеспечение: Наглядные пособия, плакаты, пикеты с заданиями.

Место проведения: МБОУ "СДЮТ и Э" г. Стерлитамак.

Год обучения: 1 год обучения.

Класс: 4 класс

Этапы проведения:

I. Организационная часть.

II. Подготовительная часть

III. Основная часть

IV. Заключительная часть

Форма работы с учащимися.

Индивидуальная и групповая форма работы с учащимися.

Последовательность отдельных заданий занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационная часть

Вступительное слово педагога:

- Вас приветствует ПДО СДЮТ и Э Жданюк Л.Р. Тема нашего занятия: "Сигналы бедствия и безопасность похода". Мы все знаем с вами, что туристический поход всегда связан с передвижением на местности и чаще всего по местности никому не знакомой. Необходимо принимать меры по обеспечению безопасности в путешествии. Целью занятия является ознакомление учащихся с основными мероприятиями по обеспечению безопасности в путешествии, правилами поведения и дисциплины. Свои доклады по безопасности в походе расскажут воспитанники. После их выступлений, я раздам вопросы по группам (в группу входит 4 чел.), на которые нужно ответить. Та команда, которая лучше и полнее ответит, станет победителем.

II. Подготовительная часть

Ученик 1. Общие вопросы безопасности в походе.

- Неподготовленные участники не могут участвовать в прохождении сложных маршрутов. Нельзя идти в поход после или во время любой болезни. Еще до похода все участники должны вылечить зубы, залечить мелкие раны, растяжения и т.д. Все участники должны знать как пользоваться аптечкой. При наличии на маршруте участков, требующих страховки, участники должны уметь страховать друг друга и иметь страховочное снаряжение. Каждый участник должен иметь запасные спички, нож, запасной комплект одежды. Одежда должна быть подобрана правильно и полностью, по сезону.

Дисциплина. Туристы беспрекословно подчиняются руководителю. Недопустимы любые самовольные действия. Турист не имеет права никуда отлучиться без разрешения руководителя и если ему это запрещено, он должен подчиниться. Большинство несчастных случаев происходит именно в результате нарушений дисциплины. Недопустимы такие грубые нарушения, как распитие спиртных напитков, употребление наркотиков, драки.

Если турист отлучается куда-то, ему назначают контрольное время возвращения. Если турист не вернулся, немедленно начинаются поисковые работы. Турист обязан сообщить куда он идет и зачем (например, в деревню, за молоком). Запрещено отлучаться куда-либо в одиночку. Запрещено затевать ссоры с местными жителями и вообще как-то вклиниваться в их жизнь, особенно, когда дело касается дискотек, кинотеатров и т.д.

Ученик 2. Техника безопасности на биваке.

- Нельзя отлучаться за территорию лагеря одному и без разрешения. Нельзя отлучаться в темное время суток. Нельзя находиться в палатке до отбоя без надобности, жечь там свечи, курить и т.д.

Во время приготовления пищи запрещено находиться у костра всем кроме дежурных, сушить там вещи и т.д. Дежурным пользоваться для работы с горячими предметами иметь рабочие рукавицы. Мешать в котлах половником, можно только привязав к нему длинную палку. Котлы снимают с костра и ставят на безопасное ровное место на раздаче, не допуская к нему никого. Раздача пищи в порядке очереди.

Нельзя жечь факелы вблизи палаток и вообще в лесу. Палатки устанавливаются не ближе 10 метров от костра. Нельзя работать у костра в легковоспламеняющейся одежде - тонком капроне, шелке, синтетических вещах.

Для рубки дров отводится отдельное место, расстояние между рубщиками не менее 3 метров. Присутствие посторонних не допускается.

Валить лес можно не ближе 20-25 метров от лагеря, в сторону противоположную ему. Находиться в секторе падения дерева запрещается. В момент падения запрещается находиться у комля, оставлять в запиле пилу.

Запрещается оставлять на ночь у костра ножи, топоры и пилы.

Запрещается пользоваться открытым огнем, курить в зоне вероятного лесного пожара.

Костер необходимо обкапывать, убирая дерн. При уходе со стоянки, костер заливается, головни выбрасываются в водоем, а костровище перекапывается.

Запрещается использовать ножи и топоры не по назначению, играть, бросать в деревья. Консервные банки открывать только специальными ножами.

Запрещается передвигаться по биваку и вообще в лесу без обуви. Все найденные острые предметы, стекла, собираются и закапываются в землю.

Обо всех, даже мелких травмах туристы обязаны сообщать руководителю.

Ученик 3. Техника безопасности на переходе (переезде)

- При посадке в транспортное средство соблюдать порядок и спокойствие. Запрещается выход из еще движущегося транспортного средства. Все отлучки на вокзалах и станциях только с разрешения руководителя и на определенное время. Запрещается подходить к краю перрона ближе 1,5 м, играть на рельсах, подкладывать монеты и т.д.

При передвижении по дороге - по левой стороне, в колонне. Запрещается блуждать по дороге "туда-сюда". При появлении машины встать к ней лицом и остановиться. Если дорога узкая - сойти с дороги.

Туристы обязаны сообщать руководителю об ухудшении состояния, мозолях, переутомлении; обязаны следить за состоянием друг друга.

Нельзя без разрешения старшего по колонне уходить с линии движения. Нельзя толпиться, обгонять друг друга, нарушать нормальный темп движения, шуметь.

При движении в лесу, в качестве обуви использовать только резиновые сапоги и противоэнцефалитный способ ношения одежды. Осматриваться на предмет наличия клещей каждые 30-40 минут, на привалах. Не садиться в траву, вблизи низкорослого кустарника.

Внимательно осматривать камни, расщелины, пни, солнечные лужайки, трещины в скалах на предмет змей. Встретив змею отойти в сторону, и немедленно известить всех остальных.

При ходьбе глядеть под ноги, не отвлекать посторонними разговорами соседей. Если в обувь попали камушки, остановиться и высыпать их. После перехода запрещается сразу обливаться холодной водой и тем более купаться.

На переходе нельзя много пить, достаточно прополоскать рот, съесть кислую конфету. При сильной водопотере нужно воду пить подсоленную.

На голове должен быть легкий головной убор, панамка.

При движении по зарослям, бурелому, осыпи - соблюдать дистанцию, предупреждать о ветках, качающихся камнях, ямах. Необходимо помогать друг другу, ногу ставить аккуратно, не спешить, не суетиться.

На переходе запрещается курить.

Если участник отстал от группы, следует сесть на месте и ждать помощи.

Вернутся и найдут, запрещаются всякие самостоятельные передвижения.

При преодолении естественных препятствий действовать только после инструктажа руководителя. Запрещается подниматься на скалы выше 2 м. без каски и страховки, прыгать, бегать. Запрещается подниматься на скалы после и во время дождя, грозы. Запрещается даже приближение к реке, скале, болоту без руководителя, тем более, самовольное купание, лазанье, переправа, пользование специальным снаряжением.

III. Основная часть

Педагог:

Если случиться беда и кто-то попал в аварийную ситуацию, какие средства аварийной сигнализации можно применить ?

1 ученик: - Патрон Сигнальный Ночной-Дневной (ПСНД), дымовые шашки, факел-свечи. Сигнал бедствия - оранжевое, малиновое пламя или дым. Хорошо различим на фоне снега, льда, воды, плохо видим в густолесье, песчаной пустыне. Пиротехнические средства держат в вытянутой руке. С подветренной стороны не должны стоять люди, находиться легковоспламеняющиеся предметы! Для подачи сигнала выбирайте возвышенные точки рельефа. С подветренной стороны (по ходу ветрового потока) должно быть открытое пространство (водоем, ледник, поляна).

2 ученик: - Сигнальные зеркала. Вспышка сигнального зеркала с самолета, летящего на высоте 1-1,5 км, обнаруживается на расстоянии до 30 км. Самодельное сигнальное зеркало в походных условиях изготовляют из жести консервной банки, металлической фольги, наклеенной на кусок фанеры. Световой сигнал можно подавать дном консервной банки, широким лезвием ножа, двуручной пилой. Научитесь обращаться с сигнальным зеркалом до похода.

На склонах холмов, опушках можно разложить полосы фольги, предварительно слабо смяв. Складки на фольге образуют множество отражающих плоскостей, что повышает вероятность обнаружения сигнала. Стоит забросить фольгу, нарезанную полосами, и на отдельно стоящие деревья.

3 ученик: - Свисток. Можно использовать для внутригрупповой аварийной связи и подачи сигнала бедствия группам спасателей. Свист слышен в 2-3 раза дальше, чем крик.(Внутригрупповая азбука Морзе).

4 ученик: - Свет сильного электрического фонаря обнаруживается при наблюдении с воздуха до 4 км. Светом фонаря, криком, свистом, махая светлым предметом на темном фоне (или наоборот), подают сигнал с периодичностью 6 раз в минуту, затем одна минута - перерыв, и вновь повтор 6 раз в минуту. Ответ " Вызов принят" - сигнал с периодичностью три раза в минуту. Другой вариант - сигнал SOS (три точки, три тире, три точки): ...---... .

5 ученик: - Окраска воды. При возникновении аварийной ситуации на море, открытом водоеме в воде растворяют сигнальный цветовой (оранжево-красный) порошок или его заменители. В быстром потоке и при сильном волнении порошок малоэффективен.

6 ученик: - Костровая сигнализация. Сигнальные костры выкладывают заранее в хорошо заметном месте - на опушке леса, просеке, холме, скале, берегу водоема. Заготовьте дополнительное топливо. Постоянно поддерживайте "запальный" костер.

7 ученик: - Дымовой сигнал. В ясную погоду бросайте в костер зеленые ветки, мох. В пасмурную - свежую траву, зеленые листья, куски резины, смолистые ветки, еловый лапник, маслянистые тряпки. Огонь костра виден с самолета за 18 км, на земле - за 8 км.

8 ученик: - Одежда (особенно в зимних, горных, водных маршрутах) предпочтительней оранжево-красных расцветок, прочие цвета плохо различимы.

9 ученик: - На отдельно стоящем или выступающем над лесным массивом дереве установите флаг-сигнал, вырезанный или сшитый из палатки-серебрянки, белого полотнища, штормовых курток ярких расцветок. Флаг-сигнал можно растянуть параллельно воде над водоемом.

В месте, где произошло групповое ЧП или возникла аварийная ситуация, соорудите хорошо заметный метровый или полутораметровый тур из камней, льда, снежных блоков, стволов. Закрепите на его вершине и рядом стоящих деревьях флаги-сигналы, полосы фольги, воздушные шары, обрывки цветной одежды. (Международная кодовая сигнализация).

10 ученик: - Под туром, надежно защитив от непогоды, оставьте записку с данными о составе группы, планируемом маршруте, сложившейся ситуации и ее последствиях, наличии в группе продовольствия, сигнальных, медицинских средств, бивачного снаряжения. Обоснуйте новое направление движения (куда двигаетесь н почему именно туда?). При аварийном выходе с маршрута в местах изменения направления движения устанавливайте хорошо видимые метки, записки с указанием нового направления и его обоснованием.

11 ученик: - Собираясь в поход, дополните снаряжение несколькими оранжево-красными воздушными шарами. Слабо надутые сигнальные шары закрепляйте на вершинах, ветках деревьев, скалах. Внутри шаров оставляйте записки-сообщения спасательным группам (обязательно указывайте число и время заполнения записки). При ЧП на открытом водоеме поднимите на мачту, а если находитесь в спасательном жилете в воде, привяжите к телу 2-3 всунутых друг в друга надутых шара. Это облегчит ваше обнаружение.

12 ученик: - При аварийном выходе с маршрута по ходу движения оставляйте частые метки: затесы, зарубки на стволах деревьев, сломанные ветки, отпечатки подошв обуви на песке, грязных участках.

Педагог:

- Сигнальный костер - самый простой и, наверное, самый древний способ сигнализации. С незапамятных времен воины на дальних заставах при приближении врага поджигали заранее заготовленные вязанки с хворостом, и яркий огонь на вершине холма или столб дыма, поднявшийся в небо, сигнализировали об опасности.

Эффективность сигнального костра зависит от места его разведения. Понятно, что, если спрятать костер в лесную чащобу или на дно ущелья, толку от него будет немного. И наоборот, костер, разложенный на открытой, хорошо просматривающейся с земли и воздуха местности - высоком голом холме, опушке леса, большой поляне, безлесном островке посреди водоема, возвышающейся над лесным массивом скале, - виден издалека.

Лучше приготовить не один костер, а несколько, расположив их в форме какой-нибудь геометрической фигуры. Например, три костра, расположены друг от друга в трехстах метрах и образующие треугольник, или те же три костра, вытянутые по прямой линии, являются международным сигналом бедствия. А пять костров, расположенных в форме буквы " ", указывают на место безопасной посадки.

В любом случае расстояние между кострами должно быть не меньше 30-50 м. Возле каждого костровища необходимо сложить дополнительный запас дров. Иначе вас может ожидать такая картина: - в самый ответственный момент не будет хвороста, чтобы подкинуть в огонь.

Необходимо заготовить факелы, кстати, они и от зверя уберечься помогут, и костер под дождем развести. Чтобы изготовить сигнальный факел, надо с нестарой, лучше погибшей, березы надрать побольше сухой бересты. Свернуть ее в свободный сверток и насадить на длинную палку. Такой берестяной факел будет гореть очень долго, давая вокруг себя яркий, ровный свет. Если им размахивать над головой или периодически закрывать пламя, сигнал будет более заметен. Продолжительность горения факела и интенсивность свечения зависят от количества бересты, толщины и плотности свитка.

В крайнем случае, в качестве примитивного факела можно использовать пучок из двух- трех заранее припасенных сухих еловых лап.

В пустыне факел изготавливается из пустой консервной банки, привязанной к палке и наполненной песком, пропитанным бензином или соляркой. Днем для получения густого дыма в банку надо дополнительно плеснуть масла или бросить несколько небольших кусков резины. Ночью - использовать чистый бензин или другое горючее, дающее яркое пламя.

В ясную, солнечную погоду хорошо заметен белый клубящийся дым. Для его получения в разгоревшийся костер подбрасывают сырые ветки, мох, траву. В пасмурную погоду лучше виден темный дым - в огонь добавляются зеленые листья, куски резины, покрышки и камеры от колес автотранспорта, пластик, еловый лапник, сырой мох, промасленные тряпки. В сомнительных случаях лучше давать комбинированный сигнал - белый и темный дым от двух близко расположенных друг к другу костров.

Одиночный костер рекомендуется периодически прикрывать куском ткани или пучком лапника, в крайнем случае, загораживать своим телом. Прерывистый сигнал обращает на себя внимание, чем постоянный. Таким же способом можно передавать сигналы бедствия с помощью азбуки Морзе. SOS ( . . . - - - . . .)

АЗБУКА МОРЗЕ

. - А . . . С
- . . . Б - Т
. - - В . . - У
- - . Г . . - . Ф
- . . Д . . . . Х
. Е - . - . Ц
. . . - Ж - - - . Ч
- - . . З - - - - Ш
. . И - - . - Щ
- . - К - . - - Ы
. - . . Л . . - - Ю
- - М . - . - Я
- . Н . - - - Й
- - - О - . . - Ь, Ъ
. - - . П . . - . . Э
. - . Р

Успех поиска населенных пунктов и людей в аварийной ситуации зависит от того, умеет ли человек определять стороны света и ориентироваться на местности, правильно обнаруживать признаки, указывающие на присутствие людей, читать и расшифровывать следы.

При потере ориентировки в первую очередь необходимо прекратить движение, вспомнить свои последние точные координаты. Направление движения можно приблизительно определить, вспомнив, в какое время, с какой стороны находилось солнце, луна, в какую щеку дул ветер, был ли он тогда постоянным. Пройденное расстояние подсчитывают, умножая среднюю скорость на время движения. Необходимо также вспомнить все значительные ориентиры, встретившиеся в пути, - скалы, холмы, озера, реки. Затем направление, расстояние, ориентиры нужно последовательно "привязать" к карте. Обычно этого бывает достаточно, чтобы узнать свое местоположение. Полученные выводы необходимо подтвердить, сопоставив наблюдаемые ориентиры с картой.

Сложнее обстоит дело, если заблудившиеся люди не имеют ни карты, ни компаса, как это случается при разделении группы. Тогда целесообразно вернуться по собственным следам назад к месту потери тропы, дороги. Если это невозможно, надо попытаться хотя бы в общих чертах восстановить карту местности и нарисовать ее в виде схемы на бумаге, ткани, куске коры, соблюдая масштаб. Затем определите стороны света с помощью местных признаков, сориентируйте импровизированную карту в линии север - юг и решите, куда выгоднее всего следовать.

Предпочтительней выбирать линейные ориентиры - автомобильные и железные дороги, реки, просеки, так как миновать их практически нельзя. И, напротив, точечный или площадный ориентир (населенный пункт, отдельные строения) легко проскочить не заметив.

При полной невозможности определить свое местоположение, нужно двигаться вниз по течению первой попавшейся реки. Чем она крупнее, тем больше вероятность встретить возле нее людей. Практически все города и поселки имеют выход к большой воде. Крупные реки судоходны, мелководные используются местным населением для перевозки грузов на катерах и лодках. Даже охотничьи избушки чаще всего строятся на берегах рек и озер. Поэтому-то путь вниз по реке практически всегда приведет к людям.

Во время движения обращайте внимание на окружающую местность. Например, затесы на деревьях, а также деревья со стесанной вершиной или стволом, очищенным от веток до середины высоты (так называемые деревья-маяки), могут указать на тропу или охотничью избушку. Кстати, перед выходом на маршрут поинтересуйтесь формой и расположением меток, принятых в данной местности.

Обнаружить ближайший населенный пункт можно с помощью обзора. Для этого надо периодически подниматься на возвышенные точки рельефа, забираться на деревья и осматриваться вокруг. На присутствие людей могут указать огни, дымы, взлетающие и садящиеся самолеты и вертолеты, просеки, покосы, столбы электропередач, искусственные сооружения.

При наблюдении с земли ночью видно: зарево большого города за 60 км, вертикальные лучи прожекторов - за 50 км, фары автомашин - за 10 км, костры - 8 км, сильный электрический фонарь - на 3-4 км, слабый - на 1,5 км.

При наблюдении с земли днем видно: большие башни, церкви, элеваторы за 16-20 км, населенный пункт - 11 - 15 км, крупные здания - 9 км, заводские трубы - 6-8 км, а дым от них в некоторых случаях до 50 км, отдельные дома - 5 км, отдельные деревья, столбы, люди - 1,5- 2 км.

Наблюдение лучше вести нескольким людям, разбив линию горизонта на несколько равных секторов.

Чувствительность зрения можно повысить с помощью глубокого, спокойного дыхания, слабого раздражения любого органа чувств, периодического обтирания лица, затылка прохладной водой или снегом. Напряжение внимания повышает чувствительность зрения в 1,5 раза, любое отвлечение - шум, мысли о постороннем, разговор сильно уменьшают продуктивность наблюдения.

Поможет обнаружить людей и прослушивание. Звуковая пеленгация человеком возможна с точностью до 3-5 градусов! Услышав непонятный звук, повернитесь к нему лицом и, не двигаясь, попытайтесь взять на него азимут. Для этого надо заметить ориентир в направлении звука. Затем некоторое время соблюдайте полную тишину, так как существует вероятность повторения звука. Ночью в указанном направлении надо провести тщательное наблюдение.

Слышно: далекие взрывы (например, на карьерах) на 12-15 км, шум идущего поезда - 10 км, тепловозный, пароходный гудок, сирену - 7-10 км, рокот работающего трактора - 3-4 км, стрельбу из ружья - 2-3 км, автомобильный гудок, ржание лошадей, лай собак - 2-3 км, неразборчивый крик - 1 км, треск падающих деревьев - 0,8 км, стук весел, рубка, пилка леса - 0,3-0,5 км.

В лесной зоне тропы обычно метят на уровне груди, в пределах прямой видимости одной метки от другой. Свежий затес на стволе дерева имеет желтоватый оттенок. Три-четыре затеса рядом обозначают, что в стороне находится стоянка или разветвление дороги, тропы. Иногда тропы маркируют разноцветными полосами краски, нанесенной на стволы деревьев, или яркими флажками из цветного материала, бумаги, привязанными к сучкам и веткам. Обычно метки наносятся с правой стороны по ходу движения, так как человек большей частью идет по правой стороне широкой тропы, дороги и работает соответственно правой рукой. При приближении к населенному пункту тропа становится более широкой, натоптанной, чаще встречаются ответвления, места стоянок. При удалении наблюдается обратная картина.

Туристы обычно размечают маршрут, выкладывая из камней, веток временные знаки, втыкая в снег еловые ветки, рисуя на коре дерева углем стрелки. Оставляют сообщение о себе под турами на перевалах, в консервных банках, закрепленных в костровой рогулине. Иногда такая записка, равно как метки, могут подсказать направление движения.

Выйдя на лесную дорогу, постарайтесь определить, в какую сторону населенный пункт ближе. Для этого надо знать несколько следопытских приемов.

На лесовозных дорогах потерянные бревна, как правило, валяются комелем (широким основанием) в сторону населенного пункта, поскольку их возят на автомашинах комлем вперед.

Съезд автотранспорта с полей, делянок обычно направлен к поселку. При приближении к населенному пункту дорога становится более наезженной, местами разбитой.

Свежие следы автотранспорта и людей, как правило, утром ведут от жилья, а вечером к жилью. Дороги и тропы чаще всего разветвляются на пути от поселка и сходятся при приближении к нему. В тундре и пустыне к жилью может вывести след домашних животных - оленей, баранов, надо лишь по отпечатку копыт установить, в какую сторону проследовало стадо, табун.

Чтобы понять, в какую сторону прошла автомашина, внимательно осмотрите оставленные ею следы. Так, например, воронкообразные завихрения на дне следа направлены острыми углами в сторону движения. Песок, пыль, грязь ложатся по склонам колеи в виде веера, раскрытого в противоположную от направления движения сторону. Концы раздавленных ветвей, палок, прутиков обращены в сторону следования транспорта. В цветной жидкости направление движения автомашин можно узнать по постепенно ослабевающей окраске следа. При переезде через лужу следы высыхают в сторону движения. Комков грязи, прихваченных протекторами машины, становится меньше по мере удаления от лужи.

Клочков сена на придорожных кустах и нависающих ветках больше с той стороны, откуда ехала машина.

Анализ следа нескольких машин может довольно точно подсказать, в какой стороне располагается населенный пункт.

Зимой заблудившегося туриста может вывести к жилью случайная лыжня. Но для этого надо уметь по ее виду определять направление движения лыжника. Отпечаток плоскости кольца лыжной палки бывает наклонен в сторону движения лыжника. Соответственно комки снега, выброшенные кольцом лыжной палки, направлены в сторону движения. Бороздка в снегу от острого конца палки длиннее в сторону движения, так как при подъеме палки из снега она некоторое время проволакивается по снегу. Подскажут, куда пошел лыжник, отпечатки лыж при торможении и подъеме в гору. При торможении "плугом" или в "упоре" валики сдвинутого снега собираются в низу спуска. При подъеме "елочкой" или "полуелочкой" сдвинутые задники лыж указывают обратное движению направление.

Глубокая лыжня, большое количество отпечатков лыжных палок и небольшое расстояние между ними, характерные отпечатки широких (охотничьих или туристских) лыж, следы частых привалов указывают на то, что здесь прошла группа туристов. Потерявшийся турист по количеству отпечатков и характеру следов может даже узнать, его это группа или нет. Если след свежий, например, не присыпан недавно прошедшим снегом, можно попытаться догнать группу (в том числе и незнакомую), ведь скорость ее обычно невелика.

Отпечаток узких, беговых лыж, большие расстояния между ямками от лыжных палок, использование скоростной техники говорят о том, что здесь прошел человек налегке - задняя нога, когда он идет шагом или трусцой, ступает след в след передней. След лисицы идет прямо, словно вычерчен по линейке, очень ровно с одинаковыми расстояниями между отпечатками.

Самое первое и главное, что должны сделать люди, потерявшие ориентировку - остановиться. Недопустимо продолжать движение, надеясь на то, что через минуту - другую или за следующим поворотом картина сама собой прояснится. Может случиться так, что каждый новый шаг будет лишь усугублять положение потерпевшей группы, окончательно и без того растерявшихся ребят. Надо взять за правило: любой сомнительный случай - то ли заблудился, то ли нет - истолковать в худшую сторону. Подобная страховка избавит от многих ошибок.

Проще и, как подсказывает опыт. Быстрее всего определить свое местонахождение можно, вернувшись по собственным следам назад, до места гарантированного ориентирования, и уже оттуда продолжить свой маршрут. Попытки сэкономить время и силы путем срезания углов, пересечения перпендикулярным курсом нитки маршрута или достижения контрольного ориентира путем приблизительного счисления чаще всего к успеху не приводят. Путешественники "наматывают" лишние километры, запутываются еще больше и в итоге уже не могут вернуться назад, даже если захотят, - путь их был стихийным и неконтролируемым.

При наличии у заблудившейся группы карты и компаса можно порекомендовать им подняться на возвышенную, с хорошим обзором, точку рельефа (в крайнем случае, влезть на высокое дерево). Затем нужно оглядеться по сторонам, выделить заметные ориентиры (реки, озера, горные хребты, холмы, скалы, просеки, речные долины и т.п.). Оценив их взаимное расположение, характеристики (высоту, площадь и т.п.), расстояние между ними, положение относительно сторон света и пр., идентифицировать местность с картой.

При отсутствии карты следует на куске бумаги, картона, в крайнем случае, обрывке ткани, одежде, бересте, просто на земле попытаться вычертить план - схему окружающей местности. Нанести по памяти, с соблюдением масштаба, наиболее крупные ориентиры (горные хребты, реки, дороги, населенные пункты, просеки и пр.). Далее совместными усилиями всех участников похода, возможно более подробно вспомнить свой дальнейший путь. Какой курс выдерживали в последние часы? С какой стороны светило солнце или дул ветер (если компас потерян)? Как долго шли и с какой примерно скоростью? Сколько было остановок и какова была их продолжительность? Какие препятствия и заметные ориентиры встретились на пути? Примерно на такие вопросы должен ответить заблудившийся.

Лучше всего, как уже говорилось, вернуться назад. Можно также попытаться выйти к "вечным" ориентирам, которые перепутать невозможно, - большой реке, крупному горному хребту и т.п.

В ситуации, когда сроки прохождения маршрута безнадежно сорваны, когда произошел значительный перерасход продуктов питания, когда путешественники не уверены в своих силах и возможностях, лучше прервать поход и постараться в кратчайшие сроки выбраться к людям.

В аварийных условиях обращаться с компасом следует особенно осторожно - хранить во внутреннем кармане или под одеждой на крепком шнурке. Носить компас на руке или в наружных карманах опасно, так как в подобном положении его легко потерять или разбить защитное стекло. Если компас сломался, следует отыскать и сохранить магнитную стрелку, с помощью которой всегда можно изготовить импровизированный компас из подручных материалов.

IV. Подготовительная часть

Вопросы для групповой работы

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПИЩИ

  1. При приготовлении пищи кому разрешено находится у костра?
  2. Можно ли сушить вещи у костра во время приготовления пищи?
  3. Чем лучше пользоваться во время готовки с горячими предметами: полотенцем, рукавицами, тряпками?
  4. Чем нужно мешать, чтобы не обжечься?
  5. Раздача пищи как происходит? По кругу ходит дежурный или ребята встают в очередь?
  6. Должны ли котлы находиться на ровном и безопасном месте? Почему?

ДИСЦИПЛИНА

  1. Должны ли туристы беспрекословно подчиняться руководителю? Почему?
  2. Может ли ребенок без разрешения уйти из лагеря? Почему? Что может с ним произойти?
  3. Почему несчастные случаи происходят в результате нарушений дисциплины?
  4. Можно ли выяснять отношения в коллективе драками, криками, плачем? Чем это грозит всем остальным? Ухудшится ли настроение у вас? Будете ли вы дружить после этого? Как нужно решить конфликт?
  5. Можно ли затевать ссоры с местными жителями, когда вы едите далеко?
  6. Можно ли вклиниваться в их жизнь? Почему?

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

  1. Можно ли идти в поход после или во время любой болезни? Почему?
  2. Должна ли одежда соответствовать сезону? Почему?
  3. Можно ли уже на стоянке ходить без обуви? Почему?
  4. Нужно ли говорить о Мелких травмах руководителю? Почему?
  5. Как часто нужно осматриваться на наличие клещей? Зачем это нужно?
  6. Можно ли пить холодную воду, купаться после длинной дороги?
  7. Нужен ли головной убор в солнечную погоду?
  8. Если попали камни в носки или обувь, что необходимо сделать?

НЕПОДГОТОВЛЕННЫЕ УЧАСТНИКИ

  1. Что нужно сделать, прежде чем идти в поход? Нужно ли вылечить зубы, залечить мелкие ранки, растяжения и т.д.? Почему
  2. Все ли должны знать, как пользоваться аптечкой и почему?
  3. Должны ли ребята страховать друг друга и зачем это необходимо?
  4. Должны ли иметь страховочное снаряжение? Почему?
  5. Для чего каждый участник должен иметь при себе спички, нож, компас, фонарик?
  6. Нужно ли быть физически подготовленным? Чем грозит для команды неподготовленный физически участник похода?
  7. Может ли продолжить путь участник с температурой?

НАЗНАЧЕНИЕ КОНТРОЛЬНОГО ВРЕМЕНИ

  1. Если турист отлучается куда-то, назначают ли ему контрольное время? Почему?
  2. Должен ли ребенок сообщить руководителю, куда он идет и зачем?
  3. Можно ли отлучаться куда- нибудь в одиночку? Чем это грозит? Могут ли на него напасть люди, звери?
  4. Прежде чем уйти в поход, кого вы предупреждаете?
  5. Нужно ли писать список детей и зафиксировать это в школе и в ГОРОНО? Почему?
  6. Нужно ли писать когда вы уйдете (число, время) в поход и когда придете?
  7. Можно ли без разрешения родителей уйти в поход? Почему?
  8. Собирает ли ваш педагог записки от родителей, когда вы идете в поход выходного дня или на соревнования?
  9. Предупреждаете ли вы родителей когда идете в поход?

ДВИЖЕНИЕ НА ДОРОГАХ, В ЛЕСУ

  1. Как нужно вести себя в транспорте? Можно ли выходить из транспорта на ходу?
  2. Можно ли отлучаться куда-нибудь без ведома руководителя? Почему
  3. Должны ли вы сообщать об ухудшениях состояния, мозолях, переутомлении? Почему?
  4. Нужно ли следить за состоянием друг друга? Почему?
  5. Как нужно себя вести, если вы увидели змею? Почему?
  6. Нужно ли соблюдать дистанцию? Для чего это нужно?
  7. Нужно ли предупреждать о ветках, качающихся камнях, помогать друг другу, не спешить, не суетится? Почему?
  8. Что нужно сделать, если вы отстали от группы?
  9. Можно ли подниматься на скалы самостоятельно без руководителя? Почему
  10. Можно ли приближаться к реке, скале, болоту во время дождя, грозы?

КОСТЕР, РУБКА ДРОВ

  1. Можно ли всем участникам похода во время приготовления пищи находиться у костра?
  2. Дежурный может готовить, когда ему все будут мешать? Почему?
  3. Можно ли сушить вещи во время приготовлении пищи? Когда их можно сушить? А можно сделать еще один для сушки вещей, если они намокли?
  4. Можно ли стоять у костра в легко воспламеняющейся одежде? Почему?
  5. Какое место отводится для рубки дров? Почему необходимо обезопасить себя и других?
  6. Можно ли валить лес близко от лагеря? Почему?
  7. Можно ли оставлять на ночь у костра топоры, ножи, пилы? Почему?
  8. Для чего нужно окапывать костер, убирая дерн?
  9. Нужно ли по уходу заливать костер? Почему?

Педагог:

СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ ПРИ НАБЛЮДЕНИИ ЗА РАСТЕНИЯМИ И ЖИВОТНЫМИ.

  1. Не торопись брать руками незнакомое тебе растение, ведь некоторые из них могут быть ядовитыми, могут уколоть или обжечь, например крапива.
  2. Не торопись срывать и брать в рот незнакомые ягоды, посоветуйся со взрослыми, можно ли их употреблять в пищу.
  3. Во время наблюдения не следует подходить близко к трухлявым деревьям, они могут быть опасными.
  4. При наблюдении выбирай тот способ, который тебе расскажет о природе как можно больше и точнее.
  5. Если можешь, зарисуй то, что узнал, или подбери об этих свойствах, качествах картинки, модели.
  6. Обращай внимание на состояние животного, растения или человека. Это важно учитывать при общении. Если животное чем-то раздражено, не спеши брать его на руки - это довольно опасно. Но состоянию растения ты можешь определить, нужна ли твоя помощь.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1. Подготовить рассказ о сложных ситуациях в лесу и выхода из него.

ЛИТЕРАТУРА.

1. К.В. Бардин. Азбука туризма. М: "Просвещение" 1981.

2. Б.И. Огородников. Туризм и спортивное ориентирование. М: "Физкультура и спорт" 1983.

3. Е.И. Тамм. М: "Большая Российская энциклопедия", 1993

4. Ю.А. Штюрмер. Москва, "Физкультура и спорт", 1983 г.

Приложение.