Цель урока:
Методы работы:
Беседа. Демонстрация опыта: взаимодействие серной кислоты с оксидом меди(II) . Лабораторные опыты. Взаимодействие соляной кислоты с оксидом магния. Демонстрация опыта. Пропускание оксида углерода (IV) через раствор серной кислоты. Обобщение и наблюдение.
Фронтальная беседа.
Урок начинается с постановки «проблем».
Решаем первый вопрос: будут ли реагировать кислоты с оксидами металлов? Демонстрация опыта. Взаимодействие оксида меди с серной кислотой.
Показать оксид меди, серную кислоту и предложить учащимся описать их свойства. Затем учитель наливает в стакан объемом 150-200мл. 20-25мл. серной кислоты(1:5), высыпает ложку оксида меди (II), перемешивает. Происходят ли какие изменения? Заметных изменений нет. Нагреваем. Что наблюдаем?
Раствор становится голубым, черный порошок на дне стакана растворился. Добавляем еще немного оксида и перемешиваем до полного его растворения. Добавление оксида меди прекращаем до того, когда новая порция не остается на дне стакана не растворившейся. И только тогда приливаем немного воды.
Что представляет собой раствор голубого цвета? Как выделить образовавшееся вещество из раствора?
Обратить внимание на некоторые трудности выпаривания – соль разлетается, чтобы этого избежать, нужно особенно подчеркивать, что раствор надо перемешивать и выпаривать только до появления первых кристаллов, а не досуха.
На доске записываем уравнение реакции:
CuO+H₂SO₄= CuSO₄ + H₂O
Можно ли отнести эту реакцию к одному из известных вам типов?
Атомы меди и водорода поменялись местами. Это реакция обмена. Реакцией обмена называются реакции между двумя сложными веществами, при которых они обмениваются своими составными частями.
Вывод учащихся: при взаимодействии серной кислоты с оксидом меди, получается соль и вода.
Могут ли другие кислоты реагировать с оксидами?
Учащиеся выполняют лабораторные опыты:
Учащиеся оформляют лабораторную работу.
Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
кислоты | оксиды | Условия реакции | Признаки реакции | Уравнение и тип реакции | Вывод. Название соли. | |
HCl | Fe₂O₃ | Нагревание | Изменение цвета(желтый раствор) | Fe₂O₃+6HCl=2FeCl₃+3H₂O | Оксид железа (III) реагируют с соляной кислотой, образуется хлорид железа (III) в растворе. | |
HCl | MgO | Нагревание | Получается бесцветный раствор | MgO+2 HCl=MgCl₂ + H₂O. Реакция обмена. | Оксид магния реагирует с соляной кислотой. Образуется соль хлорид магния в растворе. |
Будут ли реагировать кислоты с оксидами неметаллов?
Демонстрация опыта: Пропускание углекислого газа CO2 через раствор кислоты.
Почернение лучинки, смоченной в кислоте после опыта, показывает, что кислота не изменилась.
Учащиеся делают вывод: С кислотами взаимодействуют оксиды металлов, а оксиды неметаллов с кислотами не взаимодействуют.
Практическое применение этих реакций:
Самостоятельная работа учащихся:
1. Закончить уравнения химических реакций. Назвать полученные вещества:
Mgo + HNO₃= |
|
| Na₂O + H₂SO₄= |
Al₂O₃ + HCl= |
|
| ZnO + HNO₃= |
2. Какие четыре типа химических реакций вам известны? К какому из них относятся данные реакции:
а) окисление простых веществ кислородом,
б) восстановление металлов из их оксидов водородом,
в) вытеснение металлом водорода из кислот,
г) реакция между водородом и оксидами металлов?
Приведение по одному примеру уравнений реакций каждого типа.
На дом: §36 страница 74. Упражнение 3,4