Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание информатики

Решение логических задач (на переливание)

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 407

Якимова Оксана Александровна, учитель информатики

Цели:

Дидактическое обеспечение:

Программное обеспечение: программный комплект «Переливашка» из ИСС

ХОД УРОКА

I. Разминка

На доске рисунки: ведро, банка, сахарница, кувшин, бидон.

В столбик слова: лимонад, компот, кофе, варенье, сок.

Вопросы для обсуждения:

П. Табличное решение логической задачи на установление взаимно-однозначного соответствия между элементами двух множеств, (карточка)

В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода.

Известно, что:

В каком сосуде находится каждая из жидкостей?

Ученики получают карточку, читают ее и отвечают на вопросы учителя.

1. Как называется такая задача?
2. О каких сосудах говорится в задаче?
3. Какие напитки в них налиты?
4. Что мы должны установить?
5. Что можно использовать для решения такой задачи?
6. Сколько строк и столбцов будет в нашей таблице?

Ученики на заготовленной карточке заполняют таблицу и комментируют правописание слов.

7. Что будет в верхней левой клетке таблицы?
8. Названия каких напитков мы запишем в первый столбец?
9. Названия каких напитков мы запишем в первую строку?

Молоко

Лимонад

Квас

Вода

Бутылка
Стакан
Кувшин
Банка

10. Анализируем 1-е высказывание поставить знак «–»?
11. Анализируем 2-е высказывание поставить знак «–»?
12. Анализируем 3-е высказывание поставить знак «–»?
13. Анализируем 4-е высказывание поставить знак «–»?

2-е и 4-е высказывание моделируется с помощью рисунков и надписей.

14. Какие знаки («–» или «+») и почему можно поставить в пустых клетках?

Окончательно таблица имеет вид:

Молоко

Лимонад

Квас

Вода

Бутылка

+

Стакан

+

Кувшин

+

Банка

+

15. Кто может сделать вывод по заполненной таблице?

Физкультминутка

Игра «Ночь»

III. Знакомство с задачами о переливаниях

Ученики получают карточку с условием задачи:

16. Как, имея 2 сосуда емкостью 5 и 8 литров, набрать из водопроводного крана 3 литра воды?

Давайте рассмотрим задачу. Как бы вы стали выполнять переливания?
На доске заранее заготовлена таблица. После короткого устного обсуждения записывается алгоритм переливаний в виде следующей таблицы:
Сосуд А – емкостью 5 литра
Сосуд Б – емкостью 8 литров

№ команды

Откуда

Куда

Сколько литров

1

из крана

сосуд Б

8

2

сосуд Б

сосуд А

5

17. Как, имея 2 сосуда емкостью 3 и 5 литров, набрать из водопроводного крана 7 литра воды?

Сосуд А – емкостью 3 литра
Сосуд Б – емкостью 5 литров
Сосуд В – емкостью 10 литров

№ команды

Откуда

Куда

Сколько литров

1

из крана

сосуд Б

5

2

сосуд Б

сосуд В

5

3

из крана

сосуд Б

5

4

сосуд Б

сосуд А

3

5

сосуд Б

сосуд В

2

Физкультминутка

IV. Повторение правил работы на компьютере

V. Знакомство с программой

– Вы будете работать с программой, которая называется «Переливашка».

Объяснение окна программы.

VI. Подведение итогов

– Что нового узнали?
– Что мы делали на уроке?
– О чем были все наши задачи?
– Какими способами мы их решали?
– Какой способ решения задачи вам понравился больше всего?