Цели:
Дидактическое обеспечение:
Программное обеспечение: программный комплект «Переливашка» из ИСС
ХОД УРОКА
I. Разминка
На доске рисунки: ведро, банка, сахарница, кувшин, бидон.
В столбик слова: лимонад, компот, кофе, варенье, сок.
Вопросы для обсуждения:
П. Табличное решение логической задачи на установление взаимно-однозначного соответствия между элементами двух множеств, (карточка)
В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода.
Известно, что:
В каком сосуде находится каждая из жидкостей?
Ученики получают карточку, читают ее и отвечают на вопросы учителя.
1. Как называется такая задача?
2. О каких сосудах говорится в задаче?
3. Какие напитки в них налиты?
4. Что мы должны установить?
5. Что можно использовать для решения такой задачи?
6. Сколько строк и столбцов будет в нашей таблице?
Ученики на заготовленной карточке заполняют таблицу и комментируют правописание слов.
7. Что будет в верхней левой клетке таблицы?
8. Названия каких напитков мы запишем в первый столбец?
9. Названия каких напитков мы запишем в первую строку?
Молоко | Лимонад | Квас | Вода | |
Бутылка | ||||
Стакан | ||||
Кувшин | ||||
Банка |
10. Анализируем 1-е высказывание поставить знак «–»?
11. Анализируем 2-е высказывание поставить знак «–»?
12. Анализируем 3-е высказывание поставить знак «–»?
13. Анализируем 4-е высказывание поставить знак «–»?
2-е и 4-е высказывание моделируется с помощью рисунков и надписей.
14. Какие знаки («–» или «+») и почему можно поставить в пустых клетках?
Окончательно таблица имеет вид:
Молоко | Лимонад | Квас | Вода | |
Бутылка | – | + | – | – |
Стакан | – | – | – | + |
Кувшин | + | – | – | – |
Банка | – | – | + | – |
15. Кто может сделать вывод по заполненной таблице?
Физкультминутка
Игра «Ночь»
III. Знакомство с задачами о переливаниях
Ученики получают карточку с условием задачи:
16. Как, имея 2 сосуда емкостью 5 и 8 литров, набрать из водопроводного крана 3 литра воды?
Давайте рассмотрим задачу. Как бы вы стали выполнять переливания?
На доске заранее заготовлена таблица. После короткого устного обсуждения записывается алгоритм переливаний в виде следующей таблицы:
Сосуд А – емкостью 5 литра
Сосуд Б – емкостью 8 литров
№ команды | Откуда | Куда | Сколько литров |
1 | из крана | сосуд Б | 8 |
2 | сосуд Б | сосуд А | 5 |
17. Как, имея 2 сосуда емкостью 3 и 5 литров, набрать из водопроводного крана 7 литра воды?
Сосуд А – емкостью 3 литра
Сосуд Б – емкостью 5 литров
Сосуд В – емкостью 10 литров
№ команды | Откуда | Куда | Сколько литров |
1 | из крана | сосуд Б | 5 |
2 | сосуд Б | сосуд В | 5 |
3 | из крана | сосуд Б | 5 |
4 | сосуд Б | сосуд А | 3 |
5 | сосуд Б | сосуд В | 2 |
Физкультминутка
IV. Повторение правил работы на компьютере
V. Знакомство с программой
– Вы будете работать с программой, которая называется «Переливашка».
Объяснение окна программы.
VI. Подведение итогов
– Что нового узнали?
– Что мы делали на уроке?
– О чем были все наши задачи?
– Какими способами мы их решали?
– Какой способ решения задачи вам понравился больше всего?