Цель урока: закрепить знания по теме «Количество вещества».
Задачи урока:
Оборудование:весы с разновесами, мерный цилиндр, химический стакан, столовая ложка, фильтровальная бумага, чашка Петри, одноразовые стаканчики, салфетки, формулы на магнитной доске, таблицы «Весы» и «Мерный цилиндр».
Вещества: сахар-рафинад, вода, вода газированная (минеральная).
План урока
Этапы урока | Время, мин | Методы и приемы |
I. Организация начала урока | 5 мин | Стихотворная строчка, «черный ящик», стимулирование интереса, создание психологического климата урока |
II.Актуализация знаний. Постановка задач урока | 3 мин | Использование средств психолого-педагогического воздействия, планирование путей восприятия, фронтальная работа |
III. Проверка знаний ранее изученного материала | 10 мин | Самостоятельная работа. Самооценка. Определение уровня сформированности знаний и умений. |
IV. Закрепление знаний. Решение практических задач. | 12 мин | Демонстрационный эксперимент. |
V. Самостоятельное решение расчетных задач | 5 мин | Сравнение с образцом, коррекция ошибок. Формирование навыков путем упражнений |
VI. Домашнее задание | 1 мин | Выбор, обеспечивающий познавательную активность и самостоятельность учащихся. Реализация творческого потенциала учащихся. |
VII. Подведение итогов урока | 2 мин | Самооценка учебной деятельности. «Горная вершина». |
VIII. Рефлексия | 2 мин | Осмысление учебной деятельности. |
ХОД УРОКА
I. Организация начала урока
Приветствие классу и предъявление черного ящика, в который спрятана тема урока. <Приложение 1> (Слайд № 1)
Расскажу сегодня, что ли, о зловредной роли моли.
Моль съедает шерсть и мех – просто паника всех…
Ну а в химии – изволь! Есть другое слово «моль».
Прост, как небо и трава, моль любого вещества.
Но трудна его дорога: в моле так молекул много!
К доске приглашаются два ученика.
Один достает содержимое черного ящика.
Другой объясняет значение записей.
II. Актуализация знаний. Постановка задач урока
(Слайд № 2)
Учитель: Т.о., как вы понимаете, сегодня на уроке мы покоряем химическую вершину по теме «Количество вещества». (На листе ватмана нарисована горная вершина)
Наша цель: научиться самостоятельно решать задачи по теме урока. Это - вершина нашего урока. (Слайд № 3)
Но само собой этот умение не придет.
Как выдумаете, что поможет в решении задач? (Ответы учащихся, совместный поиск, обобщение) (Слайд № 4)
Проверка знаний ранее изученного материала
Тестирование. <Приложение 2>
Самооценка. (Самооценка в листке учета)
Лист учета (Слайд № 5)
Класс ______________
Фамилия Имя _____________________
Задание | Кто оценивает | Баллы |
1. Тестирование (11 баллов) | Самооценка | |
2. Задача № 1. (5 баллов) | Взаимоконтроль | |
3. Задача № 2 (5 баллов) | Взаимоконтроль | |
4. Самостоятельное решение задач (5 баллов) | Учитель | |
5. Решение дополнительных задач * (5 баллов) | ||
Сумма баллов (26 баллов) | ||
Отметка за урок
|
Результаты теста (Слайд № 6)
III. Закрепление знаний
Решение практических задач. Демонстрационный эксперимент.
Задача 1. (Слайд № 7)
Какое количество вещества сахара (С12Н22О11) содержится в кусочке рафинада?
Чтобы ответить на этот вопрос мы должны провести соответствующие измерения и расчёты
Для определения n мы должны знать массу, т.е. взвесить кусочек сахара.
Ученик взвешивает кусочек сахара.
Учащиеся предлагают решение задачи
Проверка решения задачи. Достают из конверта № 1 образец решения, сверяют записи, корректируют ошибки. Оценивают выполнение.
Работа с листом учета
Задача 2. (Слайд № 8)
У каждого ученика в стакане 50 г минеральной воды. Вы можете выпить её и ответить на вопрос:Сколько молекул этого напитка вы сейчас проглотили?Что нужно для этого знать?
Учащиеся предлагают решение задачи
Проверка решения задачи. Достают из конверта № 2 образец решения, сверяют записи, корректируют ошибки. Оценивают выполнение в листке учета.
IV. Самостоятельное решение расчетных задач по выбору учащихся (5 мин.)
(Слайд № 9)
Вариант 1 | Вариант 2 |
1-й уровень Найдите количество вещества сульфата алюминия Al2(SO4)3 массой 34,2 г. | 1-й уровень Найдите количество вещества карбоната кальция CaCO3 массой 25 г. |
2-й уровень Найдите объем (н.у.), число молекул для 132 г оксида углерода (IV) СО2. | 2-й уровень Найдите объем (н.у.), число молекул для 15 г NO. |
VI. Домашнее задание (Слайд № 10)
1. Реши одну из предложенных задач:
2. Придумай задачу на определение массы, объема через количество вещества и реши ее.
VII. Подведение итогов урока
Покорили ли мы вершину «Количество вещества» и можно ли нам двигаться дальше. Выходя их класса, отметьте свой уровень восхождения на вершину, выбранным смайликом. (Слайд № 11)
VIII Рефлексия
– Что мы узнали сегодня нового?
– Что мы научились выполнять?
– Какие были затруднения?
– Что показалось самым интересным?
– Что удивило вас?
– Спасибо за сотрудничество!
Лист учета учащиеся сдают учителю.