Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание ОБЖ

Опасности при передвижении по болотам, в горах и при переправах через реки

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 342

Любушкина Жанна Александровна, учитель географии

Форма урока: исследовательская работа в парах.

Цели:

  1. Сформировать знания о правилах поведения в пути при передвижении по болотам, в горах и при переправах через реки.
  2. Продолжить развивать знания об опасностях, которые могут ожидать в пути.
  3. Воспитывать чувства товарищества и бережное отношение к своей жизни и здоровью.

Функции урока: развивающая, обучающая, корректирующая.

Оборудование: шест, листы с вопросами, учебник ОБЖ 6 класс

Ход урока

I. Организационный момент. Дом зад

Опережающее задание (на выбор)

1. Подготовить сообщение о лавинах, которые сошли на территории России.

2. С родителями обсудить: Как спастись от удара молнии?

II. Проверка дом. задания. Контрольный срез по вариантам, а затем взаимопроверка.

I вариант.

1. Какой должна быть обувь человека, совершающего туристический поход?

а) модной;
б) удобной;
в) плотно сидеть на ноге, но не слишком сжимать ногу;
г) дорогой и фирменной.

2. Какие существуют способы определения сторон света на местности?

а) по направлению ветра;
б) по собственной тени, по компасу;
в) по часам (только в пасмурную погоду);
г) по местным признакам (по муравейникам, по состоянию снежного покрова на склонах)

3. Что необходимо предпринять, чтобы сохранить работоспособность при отсутствии пищи и воды?

а) не следует что-либо предпринимать;
б) снизить физическую активность;
в) организовать полноценный отдых.

4. Укажите последовательность разведения костра.

а) в любой последовательности;
б) заготовить растопку (мелкие сухие веточки, дрова);
в) поджечь костер 2-3 спичками;
г) проложить на растопку ветки потолще, поверх веток положить поленья.

5. Каким образом лучше адаптироваться к условиям горной местности?

а) больше пить чай с лимоном;
б) больше спать;
в) сократить физические нагрузки;
г) не следует много пить.

II вариант.

1. Как рекомендуют специалисты адаптироваться к смене климата?

а) посоветоваться с соседями;
б) узнать особенности климата той местности, куда человек собирается поехать;
в) проконсультироваться у врача о возможностях своего организма к адаптации;
г) подобрать одежду в соответствии с климатом местности, куда человек собирается ехать.

2. Какое место необходимо для разведения костра?

а) любое удобное;
б) поляна, защищенная от ветра;
в) на глубоком снегу.

3. Чего не следует делать при разведении костра?

а) использовать для поддержания огня сухостой и хворост;
б) разводить костер возле деревьев;
в) использовать для костра живые деревья и разводить костер на торфяных болотах;
г) оставлять без присмотра горящий костер.

4. Как обеспечить себе питание в автономном существовании?

а) ничего предпринимать не надо, пищу доставят спасатели;
б) разделить запасы продовольствия на части, оставь неприкосновенный запас (НЗ);
в) обеспечить питание резервов природы (дикорастущие съедобные растения, мясо животных, рыба)

5. Что следует предпринимать, если, будучи в походе, вы отстали от своей группы?

а) начать активные поиски группы во всех направлениях;
б) остановиться на развилке тропы и ждать, когда за вами вернуться;
в) при необходимости развести костер и построить временное жилище;
г) не сходить с тропы (лыжни).

III вариант.

1. В чем состоят основные принципы адаптации человека при смене климатических условий?

а) есть только протертую пищу;
б) осторожно относиться к экзотической местной пище;
в) носить удобную просторную одежду из натуральных материалов и головной убор;
г) не следует в первые дни подвергать себя излишним нагрузкам, необходимо больше спать;
д) есть больше местной пищи, чтобы быстрее привыкнуть.

2. Какими правилами следует руководствоваться при использовании в пищу съедобных растений?

а) не употреблять без термической обработки;
б) употреблять листья, стебли и побеги, собранные до цветения растения;
в) используемые нижние части растений (корни, клубни, луковицы) перед употреблением или обработкой тщательно промыть и очищать от гнили и наростов.

3. Что не надо делать при адаптации в горах?

а) часто дышать;
б) пользоваться одеждой из синтетических тканей и тесной одеждой и обувью;
в) есть снег, и пить воду из ручьев, а так же увеличивать физическую нагрузку;
г) пользоваться солнцезащитными очками с пластмассовыми линзами;
д) пользоваться защитными кремами.

4. Как ты будешь сушить одежду и обувь на привале после дождя?

а) сделаю сушилку из жердей недалеко от костра;
б) сделаю навес над костром;
в) буду сушить на себе;
г) буду сушить одежду и обувь в руках над костром

5. Где лучше всего развести костер зимой?

а) под ветвями больших деревьев;
б) на открытом месте;
в) в вырытой в снегу до земли яме;
г) на утоптанном снегу.

Ключ:

I вариант. – 1в, 2б,г, 3б,в, 4б,в,г, 5а,в.

II вариант. – 1б,в,г, 2б, 3б,в,г, 4б,в. 5б,в,г.

III вариант. – 1б,в,г, 2б,в, 3б,в,г, 4а, 5в,г.

III. Объяснение нового материала.

“Не зная броду, не суйся в воду”. (нар. пословица)

Эта пословица не случайна на нашем уроке. Давайте постараемся определить смысл этих слов, которые имеют как прямое, так и косвенное отношение к теме урока.

Задания.

1 группа.

Переправа через реку (учебник стр. 123 – 124, абзац 1,2,3)

Задание:

Составить алгоритм действий при переправах через реки, используя подсказку:

Выбрать участок………………

Учесть время…………………..

Переход………………………...

2 группа.

Переход через болотистую местность (стр. 124-125 учебника)

Задание:

Перечислите основные правила передвижения через болотистую местность.

Каковы будут ваши действия, если вы попали в топь?

3 группа.

Передвижение в горах. (стр. 125-127 учебника, до лавинной опасности)

Задание:

  1. Перечислите опасности, с которыми можно столкнуться в горах.
  2. Перечислите меры безопасности при передвижении по склонам.
  3. Как сэкономить свои силы?

(После защиты второй группы валеологическая пауза)

Валеологическая пауза.

Реснички опускаются, глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряжения улетело и расслаблено все тело.
Будто мы лежим на травке…
На зеленой мягкой травке…
Греет солнышко сейчас, руки теплые у нас.
Жарче солнышко сейчас, ноги теплые у нас.
Дышится легко, вольно, глубоко.
Губы теплые и вялые, но несколько не усталые.
Губы чуть приоткрываются, и приятно расслабляются.
И послушный наш язык, быть расслабленным привык.
(быстро)
Было славно отдыхать, а теперь пора вставать.
Крепко пальцы сжать в кулак.
И к груди прижать – вот так!
Потянуться, улыбнуться, глубоко вдохнуть, проснуться!
Распахнуть глаза пошире – 1,2,3,4.
Веселы, бодры мы снова и, к занятиям готовы!

Валеологический компонент.

  1. небольшой набор высоты;
  2. хороший отдых;
  3. полноценное питание;
  4. чай с витамином “С”.

IV. Рефлексия.

а) Опережающее задание учащегося.

“Кладовая солнца” - Паустовский. Зачитывается отрывок

Обсуждение:

  1. По каким причинам герой попал в топь?
  2. Какие действия помогают ему выбраться?

б) Какое отношение имеет наша пословица к теме урока?