Элективный курс “В мире органических соединений” предназначен для обучающихся старших классов и рассчитан на 34 часа. Его содержание построено на основе программы курса химии (авторы: И.Г. Остроумов, А.С. Боев, О.С. Габриелян), соответствующей требованиям федерального компонента Государственного стандарта общего образования. М.: - Просвещение. 2006.
Профильное обучение направлено на дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса с учетом интересов, склонностей и способностей обучающихся.
Данная программа призвана наряду с решением общих учебно-воспитательных задач развивать интерес обучающихся к химии, углублять их знания, способствовать в дальнейшем успешному осваиванию специальностей, связанных с химией.
Значимость, роль и место данного курса определяется тем, что изучение органической химии является важным компонентом в системе общего образования и направлено на понимание школьниками причин многообразия веществ, расширения их кругозора.
Цели курса:
Задачи курса:
Учащиеся должны:
Приёмы и методы работы, которые планируются при реализации программы
Способы проверки ожидаемого результата:
Органическая химия – химия соединений углерода. Основные положения ТХС А. М. Бутлерова. Химическое строение как порядок соединения и взаимного влияния атомов в молекулах. Изомерия. Значение ТХС.
Классификация углеводородов. Предельные углеводороды. Тетраэдрическое строение молекулы метана. Гибридизация орбиталей. Систематическая номенклатура. Изомерия.
Химические свойства алканов: горение, замещение, термическое разложение.
Циклоалканы, их строение и практическое значение.
Алкены. Этилен: двойная связь, изомерия углеродного скелета, положения двойной связи, цис- и транс- изомерия. Номенклатура алкенов.
Химические свойства алкенов: горение, присоединение, полимеризация.
Ацетилен: тройная связь, химические свойства, применение, получение.
Арены: структурная формула бензола, химические свойства.
Практическая работа 1. Упражнения по номенклатуре и составлению формул изомеров углеводородов.
Практическая работа 2. Взаимосвязь насыщенных, ненасыщенных и ароматических углеводородов.
Защита рефератов по теме “Природные источники углеводородов”.
Спирты: одноатомные, многоатомные, функциональная группа, водородная связь, номенклатура и изомерия спиртов. Физические и химические свойства, ядовитость Фенолы, строение и свойства фенолов и их соединений.
Альдегиды: строение, карбонильная группа, общие химические свойства альдегидов: окисление, присоединение водорода. Метаналь и этаналь.
Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот.
Карбоксильная группа, химические свойства кислот.
Реакция этерификации, сложные эфиры, жиры, гидролиз и гидрирование жиров в технике.
Углеводы: глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза: строение, свойства, нахождение в природе.
Практическая работа 3 по теме “Спирты”.
Практическая работа 4 по теме “Альдегиды”.
Практическая работа 5 по теме “Карбоновые кислоты”.
Практическая работа 6 по теме “Углеводы”.
Амины. Строение аминов. Аминогруппа. Амины как органические основания. Анилин. Аминокислоты. Особенности химических свойств
аминокислот, обусловленные амино- и карбоксильной групп. Белки как производные аминокислот, цветные реакции на белки.
Успехи в изучении и синтезе белков.
Практическая работа 7 по теме “Получение белка из растительного материала”.
Практическая работа 8 по теме “Идентификация органических соединений”.
Заключение (2часа).
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Всего часов | Теория | Практические работы | Семинары | Тест |
1. | Теория строения органических соединений | 2 | 2 | |||
2. | Углеводороды | 14 | 4 | 2 | 8 | |
3. | Кислородсодержащие органические соединения | 8 | 3 | 4 | 1 | |
4. | Азотсодержащие органические соединения | 8 | 2 | 2 | 3 | 1 |
5. | Итоговое занятие Итого: | 2 34 | 11 | 8 | 12 | 2 3 |
№ | Тема занятий | Дата | Примеч. |
1. | Тема 1.Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. | ||
2. | Изомерия. | ||
Тема 2. Углеводороды. | |||
3. | Алканы: строение молекул, номенклатура, изомерия. | ||
4. | Строение, номенклатура, изомерия алкенов, алкинов, аренов, алкадиенов, циклопарафинов. | ||
5. | Природные источники углеводородов. | ||
6. | Классификация углеводородов. | ||
7. | Пр.раб. Упражнения по номенклатуре и составлению формул изомеров углеводородов | ||
8. | Классификация химических реакций в органической химии. | ||
9. | Реакции замещения, изомеризации. | ||
10. | Реакции присоединения и отщепления. | ||
11. | Реакции полимеризации. | ||
12. | Характерные реакции углеводородов. | ||
13. | Генетическая связь между классами углеводородов. | ||
14. | Пр.раб. Взаимосвязь насыщенных, ненасыщенных и ароматических углеводородов. | ||
15. | Задачи на вывод молекулярных формул веществ. | ||
16. | Задачи на вывод молекулярных формул веществ. | ||
17. | Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения. Спирты и фенолы: строение, изомерия, номенклатура. | ||
18. | Альдегиды и карбоновые кислоты. | ||
19. | Простые и сложные эфиры. Жиры. Углеводы. | ||
20. | Генетическая связь между классами кислородсодержащих соединений. | ||
21. | Пр.раб. по теме “Спирты”. | ||
22. | Пр.раб. по теме “Альдегиды”. | ||
23. | Пр.раб. по теме “Карбоновые кислоты”. | ||
24. | Пр.раб. по теме “Углеводы”. | ||
Тема 4. Азотсодержащие органические соединения. | |||
25. | Амины. Анилин. Взаимное влияние атомов в молекулах. | ||
26. | Аминокислоты. Амфотерность органических веществ. Белки. | ||
27. | Свойства азотсодержащих соединений. | ||
28. | Свойства азотсодержащих соединений. | ||
29. | Генетическая связь между классами органических соединений. | ||
30. | Пр.раб. по теме “Получение белка из растительного материала”. | ||
31. | Пр.раб. “Идентификация органических веществ”. | ||
32. | Контроль знаний . Генетическая связь между классами органических веществ. | ||
33. | Итоговое занятие. Многообразие органических соединений. | ||
34. | Многообразие органических соединений. | ||
1. Расположите вещества по возрастанию числа атомов углерода в составе молекулы:
А) пропан; Б) бензол; В) изопрен; Г) бутен
2. Изомерами являются:
А) гексен и циклогексан; Б) метилбензол и метилбутан; В) бутин и бутилен; Г) пентан и пентин
3. Гомологами являются:
А) 2 – метилбутанол – 1; Б) 2,2 – диметилпропанон – 1; В) 2,2 – диметилпропаналь; Г) 2,2 – диметилпентанол – 1
4. При помощи какой реакции можно получить одноатомный спирт:
А) окисление альдегидов; Б) брожение глюкозы; В) реакция Кучерова; В) гидратация алкенов
5. Укажите вещество, вступающее в реакцию этерификации:
А) пропаналь; Б) пропанол; В) ацетон; Г) формальдегид
6. В молекулах каких веществ могут содержаться тройные связи?
А) бутен; Б) бутин; В) бензол; Г) гептан
7. Из этена путем реакции присоединения можно получить:
А) ацетилен; Б) метан; В) этанол; Г) бензол
8. Карбонильная группа содержится в составе молекул:
А) спиртов; Б) альдегидов; В) кетонов; Г) простых эфиров
9. Водородная связь образуется между молекулами:
А) спирта и воды; Б) альдегидов; В) карбоновых кислот; Г) спиртов
10. Вещество, не имеющее кислотных свойств:
А) формальдегид; Б) фенол; В) карболовая кислота; Г) лимонная кислота
11. Какой объем углекислого газа (н.у.) образуется при сжигании 3 моль этанола:
А) 44,8 л; Б) 134,4 л; В) 89,6 л; Г) 156,8 л
12. В реакцию гидрирования вступают:
А) спирты; Б) алканы; В) альдегиды; Г) карбоновые кислоты
13. С раствором гидроксида натрия взаимодействуют:
А) муравьиная кислота; Б) этанол; В) фенол; Г) ацетальдегид
14. Качественные реакции и на альдегид, и на многоатомный спирт дает:
А) сахароза; Б) глюкоза; В) крахмал; Г) целлюлоза
15. Расположите вещества в порядке возрастания основных свойств:
А) метиламин; Б) диметиламин; В) триметиламин; Г) анилин
16. Какая структура молекулы белка удерживается водородными связями:
А) первичная; Б) вторичная; В) третичная; Г) четвертичная
17. Расположите вещества в следующем порядке: моносахарид; дисахарид; полисахарид:
А) сахароза; Б) глюкоза; В) крахмал
18. В реакцию полимеризации способен вступать:
А) бензол; Б) бутадиен; В) этан; Г) метан
19. В схеме реакции: фенол + Х – фенолят натрия + водород вещество Х:
А) натрий; Б) гидроксид натрия; В) оксид натрия; Г) карбонат натрия
20. Масса сложного эфира, полученного при взаимодействии 30 граммов уксусной кислоты и 40 граммов пропанола, равна:
А) 102 г; Б) 30 г; В) 40 г; Г) 51г.
Список литературы для учителя
Список литературы для обучающихся