Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание химии

Программа элективного курса Металлы побочных подгрупп

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 302

Зайнулина Фатыма Фартхуловна, учитель химии

Пояснительная записка.

Курс по выбору “Химия металлов побочных подгрупп” предназначен для учащихся естественнонаучного профиля.

Основной целью курса является создание условий для развития творческого мышления учащихся, умения самостоятельно пополнять и применять знания.

Задачи курса:

– удовлетворение интересов учащихся в углубленном изучении предмета;

– оказание помощи при подготовке к поступлению в вузы;

– формирование умений комплексного применения знаний;

– формирование коммуникативных умений.

Особенности организации занятий.

Основной акцент должен быть направлен на организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. Поэтому целесообразно учебный процесс разделить на 3 блока:

Лабораторные занятия включают в себя следующие виды деятельности:

Самостоятельная работа может быть организована (по желанию учащихся) в форме индивидуальной или групповой работы с обязательным совместным обсуждением результатов работы.

Доля лекционных занятий должна составить примерно 35–40 % занятий.

Доля лабораторных занятий – 55–50 % занятий.

Зачет проводится по окончанию учебного курса. Зачет должен включать:

Основной образовательный результат:

Подведение итогов по курсу.

При подведении итогов необходимо учесть:

Содержание курса.

Введение. Общая характеристика элементов побочных подгрупп. 1 час.

Тема № 1. Металлы побочной подгруппы 1 группы. 7 часов.

Общая характеристика элементов подгруппы. Элементы подгруппы меди в природе, получение и применение, свойства. Медь и его соединения. Серебро и его соединения

Лабораторные работы:

1. Восстановление оксида Си (2) углем (или водородом).

2. Отношение меди к разбавленным и концентрированным кислотам.

3. Взаимодействие оксида меди (2) с кислотами.

4. Получение гидроксида меди (2) и исследование его свойств.

5. Получение малорастворимых солей меди (основного карбоната меди (2)).

6. Получение иодида меди (1).

7. Получение оксида меди (1).

8. Комплексные соединения меди (получение комплексного тиосульфата меди(1), получение комплексного аммиаката меди (2)).

9. Получение оксида серебра.

10. Окислительные свойства оксида серебра (взаимодействие оксида серебра с хлоридом олова (2) в щелочной среде, получение серебряного зеркала).

Тема № 2. Металлы побочной подгруппы 2 группы. 5 часов.

Общая характеристика элементов подгруппы. Элементы подгруппы цинка в природе, получение, применение, свойства. Цинк и его соединения. Ртуть и его соединения.

Лабораторные работы.

1.Растворение цинка в кислотах и щелочах.

2. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

3. Гидролиз солей цинка.

4. Комплексные соединения цинка.

Тема № 3. Металлы побочной подгруппы 3 группы. 2 часа.

Общая характеристика элементов подгруппы. Элементы подгруппы скандия в природе, получение, применение, свойства. Лантаноиды. Актиноиды.

Тема № 4. Металлы побочной подгруппы 4 группы. 1 час.

Общая характеристика элементов подгруппы. Элементы подгруппы титана в природе, получение, применение, свойства.

Тема № 5. Металлы побочной подгруппы 5 группы. 1 час.

Общая характеристика элементов подгруппы. Элементы подгруппы тантала в природе, получение, применение, свойства.

Тема №6. Металлы побочной подгруппы 6 группы. 5 часов

Общая характеристика элементов подгруппы. Элементы подгруппы хрома в природе, получение и применение, свойства. Хром и его соединения.

Лабораторные работы.

1.Получение свойства оксида хрома (3).

2. Получение гидроксида хрома (3) и исследование его свойств.

3. Гидролиз солей хрома (3).

4. Восстановительные свойства солей хрома (3) (переход хромата калия в бихромат и переход бихромата калия в хромат).

5. Окислительные свойства хроматов (окисление иодида калия, окисление соляной кислоты).

Тема № 7. Металлы побочной подгруппы 7 группы. 5 часов.

Общая характеристика элементов подгруппы. Элементы подгруппы марганца в природе, получение и применения, свойства. Марганец и его соединения.

Лабораторные работы.

1. Получение гидроксида марганца (2) и исследование его свойств.

2. Восстановительные свойства соединений марганца (2) (окисление соли марганца (2) бромом).

3. Окислительные и восстановительные свойства соединений марганца (4) (окислительные свойства диоксида марганца, восстановительные свойства диоксида марганца).

4. Окислительные свойства соединений марганца (7) (влияние рН среды на характер восстановления перманганата, окисление перманганатом калия пероксида водорода, окисление перманганатом калия спирта в кислой и щелочной среде.

Тема № 8. Металлы побочной подгруппы 8 группы. 6 часов.

Общая характеристика элементов семейства железа. Элементы семейства железа в природе, получение и применение, свойства. Железо и его соединения. Общая характеристика семейства платиновых металлов. Платиновые металлы в природе, получение, применение, свойства.

Лабораторные работы.

1. Характерные реакции на ионы Fе (2), Fе (3).

2. Взаимодействие железа с кислотами.

3. Получение гидроксида железа (2) и изучение его свойств.

4. Восстановительные свойства соединений железа (2) (восстановление азотной кислоты, пероксида водорода, нитрата серебра).

5. Получение гидроксида железа (3) и изучение его свойств.

6. Окислительные свойства соединений железа (3) (окисление иодида калия, сульфита натрия).

7. Гидролиз солей железа.

8. Комплексные соединения железа.

Заключительные уроки. 2 часа.

Примерный тематический план.

Тема и содержание занятия Форма занятия, вид деятельности учащихся Кол-во часов
1. Введение Лекция 1
2. Тема № 1.

Общая характеристика элементов побочной подгрупп 1 группы.

Элементы подгруппы меди в природе, получение и применение

Лекция

Сам. работа

1
3. Медь и его соединения Лекция 1
4. Серебро и его соединения Лекция 1
5. Лабораторный практикум * 3
6. Практикум по решению задач 1
7. Тема № 2.

Общая характеристика элементов побочной подгруппы 2 группы.

Элементы подгруппы цинка в природе, получение и применение.

Лекция

Сам. работа

1
8. Цинк и его соединения. Лекция 1
9. Лабораторный практикум * 1
10. Ртуть и его соединения Лекция 1
11. Практикум по решению задач. 1
12. Тема № 3.

Общая характеристика элементов побочной подгруппы 3 группы.

Элементы подгруппы скандия в природе, получение и применение.

Лекция

Сам. работа

1
13. Лантаноиды и актиноиды. Лекция 1
14. Тема № 4, 5

Общая характеристика элементов побочных подгрупп 4,5 групп.

Элементы подгруппы титана в природе, получение, применение, свойства.

Элементы подгруппы тантала в природе, получение, применение, свойства.

Лекция

1

15. Практикум по решению задач по темам №3,4,5 1
16. Тема № 6.

Общая характеристика элементов побочной подгруппы 6 группы.

Элементы подгруппы хрома в природе, получение применение.

Лекция

Сам. работа

1
17. Хром и его соединения Лекция 1
18. Лабораторный практикум * 2
19. Практикум по решению задач 1
20. Тема № 7.

Общая характеристика элементов побочной подгруппы 7 группы.

Элементы подгруппы марганца в природе, получение и применение.

Лекция

Сам. работа

1
21. Марганец и его соединения Лекция 1
22. Лабораторный практикум * 2
23. Практикум по решению задач. 1
24. Тема № 8.

Общая характеристика элементов подгруппы железа.

Элементы подгруппы железа в природе, получение, применение, свойства.

Лекция

Сам. работа

1
25. Железо и его соединения Лекция 1
26. Лабораторный практикум * 2
27. Общая характеристика семейства платиновых.

Элементы семейства платиновых в природе, получение, применение и , свойства.

Лекция

Сам. Работа

1
28. Практикум по решению задач 1
29. Зачетное занятие № 1.

Контроль знаний по теоретической части. Проверка экспериментальных умений

1
30. Зачетное занятие № 2.

Контроль практических умений.

1

* Химический эксперимент

Перечень рекомендуемой литературы.

1. Васильева З.Г., Грановская А.А., Таперова А.А. Лабораторные работы по общей и неорганической химии. – М.; Изд-во “Химия” 1979.

2. Егоров А.С., Шацкая К.П., Иванчнеко и др. Химия Пособие- репетитор для поступающих в вузы. – Ростов-на Дону; Изд-во “Феникс”, 2001.

3. Петров М.М., Михилев Л.А., Кукушкин Ю.Н. Неорганическая химия. – Л; Изд-во “Химия” 1989.

4. Кудрявцев А.А. Составление химических уравнений. – М; Изд-во “Высшая школа” 1979.

5. Лидин Р.А., Молочко В.А., Андреева Л.Л. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М.; Изд-во “Дрофа” 2001.

6. Кузменко Н.Е., Еремин В.В. Химия 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. – М.; Изд-во “Дрофа” 1999.