В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями. В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.
Цели использования информационных технологий:
1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через: - развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером; - развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; - формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества: - подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности
3. Мотивация учебно-воспитательного процесса: - повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий; - выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности. Направления использования ИКТ. В изучении школьного курса химии и биологии выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:
Широкое использование анимации, химического моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала.
Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание сути химических производств. Но я считаю, что главное достоинство компьютерного проектирования на уроке химии – его использование при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов, словом, всего, что представляет непосредственную опасность для здоровья обучаемого.
Знает каждый до полной ясности,
Что опасно в лаборатории:
Чуть ошибся, и в крематории.
Ну, а здесь ты как в санатории,
Это техника – без опасности!
Формы использования ИКТ применяемые мною на уроках.
Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на ученика? - ИКТ способствует повышению познавательного интереса к предмету;
Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на учителя?
ИКТ дают:
Формы использования ИКТ.
1. Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны химических и биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности. Я в своей работе использую несколько готовых ИКТ продуктов: “1С: Репетитор”, “Неорганическая химия Кирилла и Мефодия”, “Органическая химия Кирилла и Мефодия”, “химия XXI век: опыты со взрывами и без”, “Виртуальная лаборатория.8-11 класс”, а так же создала несколько своих адаптированных электронных учебников, которые можно рассматривать как варианты учебников для дистанционного обучения:
2. Использование мультимедийных презентаций.
Позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.
Если презентация станет основой урока, его "скелетом", то необходимо выделить этапы урока, четко выстроив логику рассуждения от постановки цели к выводу. В соответствии с этапами урока определяем содержание текстового и мультимедийного материала (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, аудио- и видео- фрагменты). И только после этого создаем слайды, в соответствии с планом урока, в программе Power Point. Для большей наглядности можно ввести настройки демонстрации презентации
Презентация позволяет упорядочить наглядный материал. На большом экране можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика".
. Форма презентации позволяет эстетично расположить материал и сопроводить слово учителя медиаметафорами на всем пространстве урока. Мои уроки все сопровождаются мультимедийной презентацией, причем такую обширную медиатеку мне помогли создать мои учащиеся, ведь презентация – это и вариант домашнего задания.
Вот, например презентация из 29 слайдов, составленной мной для урока “Посвящение в химики”, 8-й класс.
Целью данного урока являлись:
Применяемые методические приемы:
содержание слайда |
Лестница знаний: рисунок в виде лесенки, на каждой ступени которой написан этап урока загадки, Доска объявлений, Знание терминов, Знание определений, Шарада, Явления в химии, по мере перемещения от одного этапа к другому, на экране появляется лестница знаний. |
Фото рукописного варианта периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева |
Химические загадки: |
|
|
|
Химическая доска объявлений: Ячейка – квартира Период – этаж Группа - подъезд |
1. Породистый элемент из 4 подъезда потерялся. Нашедшего вернуть в квартиру 6 за вознаграждение 2. Господин из квартиры 1 ищет спутницу жизни для создания прочного водородного соединения 3. Гражданин из 6 подъезда окислит любой металл за символическую плату. 4. Господин из 5 подъезда примет в дар три электрона. Обращаться в квартиру 7 5. О пытные специалисты, за символическую плату помогут разжечь костер. Юридический адрес: 6 подъезд, 3 этаж, квартира 16. |
Исчезнувшие слова:
|
Химические реакции – химические явления, явления делятся на химические и физические |
Химические явления – способность данного вещества превращаться в другие вещества, при этом может
Физические явления – изменение формы и агрегатного состояния веществ, новые вещества не образуются |
Определите о каком явлении идет речь:
|
Расшифровка загадочного послания: |
Домашнее задание:найти в дополнительной литературе сообщение о том, почему
|
Провести домашний эксперимент :
|
3. Использование ресурсов сети Интернет.
Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:
4. Использование интерактивной доски и программного обеспечения SMART Board (ПО, предназначенное для интерактивной доски).
Преимущества для преподавателя:
Преимущества для учащихся:
У современных методик ведения уроков есть много сторонников, но не меньше противников. В защиту данных методик мне хотелось бы сказать следующее: мы должны идти в ногу со временем и говорить на одном языке с нашими учениками, и NITI методики помогают в этом. Ведь как сказал академик Сахаров “Сама техника не может быть опасна или не опасна. Все зависит от целей человека, который с ней работает.”