В спецкурсе “Графические возможности QBasic” рассказывается в начале о программировании графических примитивов (точки, линии и прямоугольника), как неподвижных, так и перемещающихся по экрану компьютера – анимационных, а потом более сложных, таких как анимация окружности, эллипса. Так же рассматривается программирование звука, вывода текста на экран, создание псевдографики и генерации случайных чисел.
Рассматривается программирование ввода данных и управление с клавиатуры, цвета и мелодии. Здесь же рассматриваются программы простейшего графического редактора и компьютерного “пианино”, а также анимационное растяжение и сжатие изображений. Дается понятие о генерации “случайных” мелодий и стихов. Здесь же рассказано о создании простейшей обучающей программы и программы-переводчика. Кроме того, приведены программы по созданию “сложных” букв и выводу их на печать.
При этом также рассматривается работа с операционной системой, окнами, папками и файлами, меню.
5-6 классы
1 час в неделю, всего 34 часа
Урок | Тема | Часы | Предполагаемые результаты обученности детей | ||
Должны знать | Должны уметь | ||||
Введение (1 час) | |||||
1 | Техника безопасности и правила поведения в кабинете ИВТ. Упражнения по снятию напряжения глаз. | 1 | Знать правила включения, выключения и эксплуатации оборудования компьютерного класса; комплексы упражнений для глаз и физминуток. | Уметь включать и выключать компьютер. | |
Алгоритмизация (3 часа) | |||||
2 | Алгоритм и его свойства | 1 | Понимать, что такое алгоритм, важность алгоритмов и широту сферы их применения; овладеть понятиями “команда алгоритма”, “исполнитель алгоритма”, “система команд исполнителя” | Формулировать просте6йшие алгоритмы с учетом свойств, которыми должны обладать алгоритмы, приводить примеры алгоритмов. | |
3 | Представление алгоритмов в виде блок-схем | 1 | Знать правила выполнения схем и их обозначения для отдельных операций процесса обработки данных; | Составлять блок-схемы алгоритмов линейной структуры; | |
4 | Развитие логического мышления | 1 | Формулировки и способы решения; | Уметь применять формулировки и способы решения; | |
Знакомство со средой программирования Qbasic. Графические операторы (5 часов) | |||||
5 | Знакомство с системой программирования Qbasic | 1 | Загрузка, строка меню, строка состояния, курсор ввода, справка, запуск и сохранение программы, синтаксическая ошибка, операторы, выход | Запускать программу, использовать меню. | |
6 | Графические примитивы | 1 | Операторы графики, координаты, координатную плоскость | Рисовать точку, линию, прямоугольник, закрашенный прямоугольник | |
7 | Оператор CIRCLE | 1 | Оператор рисующий круг, радиус, цвет | Рисовать круг, находить радиус, координаты центра окружности | |
8 | Дополнительные возможности оператора CIRCLE. Рисование дуг, эллипса, секторов | 1 | Оператор рисующий круг, единичную окружность, радиан, узловые точки, начало отсчета | Рисовать дугу эллипса, окружности, сектор | |
9 | Контрольная работа №1 | 1 | Графические режимы, цвета, графические операторы и их правильное написание, составлять графические программы | Рисовать графические примитивы, составлять программы по заданному рисунку. | |
Циклические операторы (7 часов) | |||||
10 | Операторы For, To, Next | 1 | Циклические операторы и их использование. Что такое пустой цикл, переменные | Составлять программы с выбранным количеством циклов, использовать пустые циклы | |
11-12 | Практикум по циклическим операторам | 2 | |||
13 | Операторы Print, Tab, Goto, Color | 1 | Вывод символов на экран, метка, переход (неявный цикл), остановка программы, табуляция, звук, умножение, случайная величина. | Составлять программы с операторами Print, Tab, Goto, Color; Beep, Rnd, Draw, Varptr | |
14 | Операторы Beep, Rnd, Draw, Varptr | 1 | |||
15 | Практикум по машинной графике | 1 | |||
16 | Контрольная работа №2 | 1 | |||
Операторы условия (10 часов) | |||||
17 | Оператор INKEY$ | 1 | Условие, управление с клавиатуры, разрешение экрана, ввод с клавиатуры, цвет | Составлять программы с использованием операторов INKEY$, | |
18 | Операторы If, Then | 1 | |||
19-20 | Практикум по машинной графике | 2 | |||
21 | Оператор Input | 1 | |||
22 | Практикум по машинной графике | 1 | |||
23 | Оператор Play | 1 | |||
24-25 | Практикум по машинной графике | 2 | |||
26 | Контрольная работа №3 | 1 | |||
Массивы. Операторы для работы с литерными величинами (8 часов) | |||||
27 | Операторы INT, Randomize, Timer | 1 | Определение, ячейка, индекс, символьный; коды Asc II. | Составлять программы с помощью этих операторов. | |
28 | Практикум по машинной графике | 1 | |||
29-30 | Операторы Len, Mid, Asc, Chr | 2 | |||
31-33 | Практикум по машинной графике | 3 | |||
34 | Контрольная работа №4 | 1 |