Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание информатики

Технологическая карта урока Обобщения знаний по теме Основные этапы моделирования

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 464

Змовскис Максим Олегович, учитель информатики
Цели (задачи урока):

Учащиеся должны знать:

- назначение моделирования;

- основные типы задач моделирования;

- основные этапы моделирования и последовательность их выполнения.

Учащиеся должны уметь:

- разрабатывать поэтапную схему моделирования для любой задачи;

- задавать цель моделирования и формализовать задачу на этапе ее постановки;

- создавать информационную модель и преобразовывать ее в компьютерную на этапе разработки модели.

Воспитательные:

- развивать аккуратность и эстетическое восприятие при разработке и построении моделей.

Результаты урока:

Предметные:

- обобщение знаний об этапах моделирования;

- развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе.

Метапредметные:

- умение сравнивать (познавательное УУД);

- выбор языка представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи;

- умение осуществлять самоконтроль (Р.);

- умение осуществлять поиск информации (П.)

- умение структурировать информацию (П.),

- преобразование модели – изменение модели с целью адекватного представление объекта моделирования.

Личностные:

- умение осуществлять совместную информационную деятельность, при выполнении компьютерного эксперимента;

- повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.

Тип урока, педагогическая технология

Обобщающий урок. Инновационно-творческая технология.

Оборудование урока:

Информатика и ИКТ. Учебник “Информатика и ИКТ 8-9 класс”/Под ред. Проф. Н.В. Макаровой. – Питер, 2008.,

Компьютеры с операционной системой Windows XP (2 шт.), Программная среда Microsoft Office Visio.

Опорные понятия. Термины

Моделирование. Этапы моделирования.

Контроль, самоконтроль на уроке

Самоанализ при выполнении задач по моделированию.

Домашнее задание

Вопросы 8,9,10,11 на стр. 154 учебника.

Этап урока Деятельность и действия учителя Деятельность и действия учащихся Используемые методы, приемы, формы. Формируемые УУД Результат взаимодействия
Организационный момент (1-2 мин.) Приветствие.

Проверка отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка готовности помещения к уроку.

Осуществляют визуальный контроль своей готовности к уроку. Учащиеся готовы к уроку.
Проверка домашнего задания (7-8 минут). Я предлагаю учащимся на выбор задания: (тест, ответ у доски, письменный ответ).

- Один ученик выполняет небольшой тест по вопросу №8 со стр. 154.

- Второй ученик Устный ответ на вопрос №9 стр. 154 учебника

- Третий ученик (письменный краткий ответ на вопрос №11 на стр. 154 учебника).

Каждый учащийся сам выбирает вариант ответа.

Ребята выполняют домашнее задание по выбору вариантов опроса (тест, устный ответ, письменный ответ).

Тестирование. Устный опрос.

Письменный опрос

- выбор языка представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи.

- умение сравнивать.

- умение осуществлять самоконтроль

Проверка выполненных работ. Выставление оценок за домашнее задание.
Обобщение знаний Работу по обобщению данной темы я предлагаю в два этапа:

1. Выполнить задание №7 стр. 154. (По каким причинам компьютер широко используется в моделировании)

Выполнение задания с помощью “мозгового штурма”

2. Сделать модель “Расстановка мебели в своей комнате с учетом здоровьесберегающих технологий”

Сначала я делаю формализацию задачи. Поясняю учащимся, какие здоровьесберегающие технологии нужно учитывать при расстановке мебели.

Остальные этапы моделирования учащимся рекомендую сделать самостоятельно. Компьютерную модель учащиеся будут делать в программе Microsoft Office Visio (разработать этапы моделирования):

Поскольку в классе трое учащихся последний этап делают вместе.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Ребята открывают учебник на стр. 154.

Внимательно читают задание:

С помощью мозгового штурма ребята определяют основные причины, по которым компьютер широко применяется в моделировании

– Ребята внимательно слушают формализацию задачи модели “Расстановка мебели в своей комнате”.

Цели и задачи моделирования записывают в тетрадь.

- Затем учащиеся делают информационную модель и компьютерную модель.

Информационную модель в тетради. Компьютерную модель на компьютерах (программная среда Microsoft Visio)

пример компьютерной модели в программе Microsoft Visio

Моделирование

- умение структурировать информацию;

- умение сравнивать.

Проверка и анализ заданий:

Задание №2

Второе задание. Защита работ, каждого учащегося.

4. Рефлексия Вопросы рефлексии:
  • Что для меня стало открытием?
  • Что было наиболее сложным?
  • Что мне понравилось?
  • Чему я научился?
Ребята отвечают на вопросы рефлексии и оставляют свое мнение об уроке. умение осуществлять самоконтроль Выставление оценок за урок.

Общий анализ работы.

5. Домашнее задание Предлагаю ребят сделать сравнительный анализ модели “Расстановка мебели в своей комнате” с реальной комнатой дома. И рассказать какие здоровьесберегающие технологии были соблюдены, а какие отсутствуют. Возможна ли перестановка мебели с учетом новых особенностей.

Предлагаю учащимся в качестве домашнего задания разработать информационные модели “Пара ботинок” для разных целей (стр. 154).

Учащиеся записывают задание в дневник и рабочую тетрадь.

Краткое описание урока

Моделирование одна из ключевых тем на уроках информатики в 9 классе. Учащиеся знакомятся не только с понятием моделирования и с его этапами, но и сами учатся строить модели. Модели постоянно окружают человека. Модели, которые создаются на уроках информатики, служат в основном, для учебных и демонстрационных целей. Приступая к созданию моделей, следует выделить объект в данном случае комнатная мебель, определить цели моделирования (на данном уроке цель: “правильно расставить мебель в своей комнате с учетом здоровьесберегающих технологий”), затем сформировать информационную модель всех объектов моделирования и выбрать инструмент моделирования. Инструмент для компьютерного моделирования выбран программа Microsoft office Visio, так как в этой программе можно делать реальные планы комнат и т.д.

Данный урок позволяет расширить знания по моделированию с переходом на практические занятия на следующих уроках.