Включение компьютера в учебный процесс ставит перед учителем новые проблемы, которые требуют решения вопроса рационального использования компьютера, выявление оптимальных способов организация урока и его структуры. Безусловно, компьютер органично вписывается в учебный процесс, позволит повысить качество уроков, на которых используется вычислительная техника.
С одной стороны, компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения в школе. Он дает возможность учащимся самостоятельно извлекать знания, работая в интерактивном режиме, способствует развитию интеллекта школьника, расширяет предъявление учебной информации и набор применяемых учебных задач, позволяет изменить качество контроля за деятельностью учащихся, обеспечить гибкость управления учебным процессом.
С другой стороны, использование компьютера без учета особенностей дидактических процессов, несоблюдение режима работы учащихся за персональным компьютером оказывают негативное влияние на здоровье школьников и на учебно-воспитательный процесс в целом, поскольку работа с компьютером связана со значительными умственными, зрительными и нервно-эмоциональными нагрузками. Нередко на уроках информатики при изучении таких раздёлов, как “Основы алгоритмизации”. “Информационные технологии”, работа учащихся за компьютером занимает почти весь урок и является непродуктивной. Компьютер не должен и не может заменить учителя, его живого и эмоционального общения с учащимися. Самостоятельную работу учащихся за компьютером следует тщательно планировать, ограничивая ее установленными временными рамками и не допуская напрасной потери времени.
В то же время недопустимой является и фронтальная работа с учащимися, сидящими за компьютерами, на протяжении всего урока. Это не способствует развитию индивидуальных способностей школьников, так как происходит ориентация на среднего ученика. Одновременная (синхронная) работа учащихся под руководством учителя целесообразна только в течение короткого промежутка времени с целью адаптации к обучающей программе, снятия психологического барьера, проверки понимания изучаемого материала и первичного его закрепления.
Одним из способов подготовки учащихся к осознанной и рациональной работе с программными средствами учебного назначения является использование учителем демонстрационного компьютера. Это позволит свести работу учащихся за компьютерами к разумному минимуму, эффективно провести объяснение нового материала, сформировать верные представления об изучаемом объекте, провести работу по развитию речи и мышления учащихся.
Достаточно сложнее организовать работу учащихся на таких этапах урока как:
На этих этапах дальнейшая работа на уроке осуществляется по алгоритму, который может быть представлен в виде распечатки в расчете на каждого ученика, или представлен учащимся посредством кодоскопа, или написан на доске. Я использую технологические карты, которые выдаю в печатном виде каждому ученику.
Большинство моих карт содержит полную инструкцию выполнения того или иного задания, в других картах присутствуют несколько тренировочных заданий, а в – третьих и задания для самостоятельной работы. В любом случае работе по карте предшествует детальное её изучение, формулировка и комментирование задания для самостоятельной работы учащихся, постановка перед ними проблемы. Мотивирование учащихся на быструю и качественную работу. Сообщение критериев, по которым будет оцениваться самостоятельная работа учащихся. Указание на дополнительные возможности работы с данной программой. Систематическое проведение инструктажа по выполнению самостоятельных заданий, обеспечивает внимания всего класса, и задания для самостоятельной работы становятся понятными каждому ученику, что в свою очередь повышает активность и самостоятельность учащихся при выполнении работы на компьютере, помогает рационально организовать учащимися свою познавательную деятельность. Работа по картам – алгоритмам обеспечивает достаточно высокий темп работы учащихся на компьютерах и активную работ учащихся всего класса.
Кроме этого если ученик что – то не запомнил, то он может самостоятельно ознакомиться с технологической картой, как на уроке, так и после уроков, сделать краткие записи себе в тетрадь.
Таким образом, организованная работа учащихся позволяет:
Ниже в приложениях приведены технологические карты по работе в графическом и текстовом редакторах, электронных таблицах, базах данных и других программах, изучаемых на уроках информатики.
Список приложений:
Используемая литература