Эпиграф: Единственный путь, ведущий к знаниям, – это деятельность (Б.Шоу).
Цели:
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения урока: экскурсия в музей.
Подготовка к уроку:
Оснащение:
1. Стенды:
1.1. Классификация волокон.
1.2. Производство ацетатного волокна.
1.3. Стиль секретаря-референта.
1.4. Офисная мебель.
1.5. Из истории бумаги.
1.6. Бумага в работе секретаря.
2.Натуральные образцы.
2.1. Нитки, ткани.
2.2. Канцелярские принадлежности.
2.3. Бумага разных видов.
2.4. Древесина.
3. Стенгазета: Викторина “Все о бумаге”.
4. Дидактический материал.
4.1. Тестовые задания.
4.2. Памятки.
4.3. Вопросы для рефлексии.
Урок проводят учитель химии и мастер производственного обучения секретарей-референтов.
Учитель: Добрый день, уважаемые ребята, коллеги и наши гости.
Мастер: Мы рады видеть вас на нашем уроке.
Учитель: Сегодня мы проводим урок по теме “Применение целлюлозы”.
Цель нашего урока заключается в том, чтобы показать практическое применение целлюлозы в жизни и будущей профессии.
Мастер: Цель нашего урока – показать, как правильно использовать в работе секретаря материалы и инструменты, ткани и мебель в зависимости от их химического состава.
Учитель: Наш урок необычный. Это урок-экскурсия в музей. Прежде чем отправиться в музей, вам необходимо пройти контроль, подобно таможенному, только это будет химический контроль знаний по теме “Углеводы”. Контроль в виде теста на два варианта.
Учащиеся отвечают на вопросы теста (приложение 2).
Мастер: Теперь мы можем отправляться на экскурсию. В нашем музее работают четыре выставочных зала: “Ткани и волокна”, “Продукты химической переработки древесины”, “Бумага и изделия из нее. Проблемы экологии”, “Современная мебель и проблемы экологии”. В каждом зале работают опытные экскурсоводы, научные сотрудники, которые провели большую исследовательскую работу и сегодня выступят перед вами со своими сообщениями и результатами исследований.
Учитель: С какого зала начнется экскурсия? Это надо угадать.
у | т | и | л | ь |
с | т | а | л | ь |
В нашей задаче “утиль”, т.е. вторичное сырье, “переплавить” в сталь можно с помощью одного промежуточного слова. Это слово имеет большое значение для будущего секретаря-референта. Что это за слово? (СТИЛЬ).
Мастер: А что означает слово “стиль”? Стиль – это особенности одежды, макияжа, манеры поведения и т.д. Стиль секретаря – это деловая, красивая, элегантная одежда; это высокий уровень культуры общения и поведения. Так в какой же зал мы пойдем в первую очередь? После того, как отгадали: Правильно, в выставочный зал “Ткани и волокна”. В этом зале у нас работают два экскурсовода.
Учащаяся (экскурсовод № 1): лекция “Производство волокна” – приложение 3.
Учащаяся (экскурсовод № 2): лекция “Выбор ткани для одежды” – приложение 4.
Учитель: Наша экскурсия продолжается. Куда мы с вами пойдем дальше?
Путем химической переработки целлюлозы
Много разных веществ получают,
Но в работе секретаря-референта
Лишь определенные применяют.
После того, как отгадали: Мы переходим в выставочный зал “Продукты химической переработки древесины”.
Учащаяся (экскурсовод № 3): лекция “Продукты химической переработки древесины” – приложение 5.
Учитель: В какой зал мы отправимся дальше? Послушайте стихотворение-загадку:
Я бываю белоснежной, гладкой,
Нежной и шуршащей,
Плотной, серой, разноцветной,
И прозрачной и блестящей.
В меру прочной, в меру мягкой,
Пористой, порою липкой,
Но всегда необходимой,
Секретарями так любимой.
Как зовут меня скажите
И о пользе расскажите.
Что это? (БУМАГА). После того, как отгадали: Выставочный зал “Бумага и изделия из нее. Проблемы экологии” – самый большой. Здесь работают четыре экскурсовода.
Учащаяся (экскурсовод № 4): лекция “История бумаги и способы ее производства” – приложение 6.
Учащаяся (экскурсовод № 5): лекция “Бумага и проблемы экологии” – приложение 7.
Учащаяся (экскурсовод № 6): лекция “Бумага в нашей жизни” – приложение 8.
Учащаяся (экскурсовод № 7): лекция “Бумага и бумажные изделия в работе секретаря” – приложение 9.
Учитель: Наша экскурсия продолжается.
Столы и стулья,
Стеллажи и стенки,
Кресла, диваны,
Шкафы и тумбочки
Все это объединяется одним словечком
И называется просто … (МЕБЕЛЬЮ).
Это последний выставочный зал. Здесь работают два экскурсовода.
Учащаяся (экскурсовод № 8): Лекция “Строительные материалы для мебели” – приложение 10.
Учащаяся (экскурсовод № 9): Лекция “Офисная мебель” – приложение 11.
4.1. Провести устный опрос учащихся (приложение 12).
4.2. Раздать памятки по теме урока (приложение 13).
6.1. Составить кроссворд по теме “Углеводы”.
6.2. Дополнительно (для желающих): ответить на вопросы викторины “Что мы знаем о бумаге” (приложение 14).
Чтобы учащиеся смогли лучше осмыслить не только содержание отдельных проектов, но и урок в целом, им предлагается ответить на несколько вопросов (приложение 15).