Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Восстание декабристов. 8-й класс

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 475

Соколова Татьяна Александровна, учитель истории и обществознания

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,24 МБ)


Тема урока Восстание декабристов
Цели урока:
  • Образовательные: на примере восстания декабристов показать наличие в российском обществе глубоких противоречий, порожденных отжившей феодально- крепостнической системой; оценить историческое значение восстания декабристов.
  • Развивающие: продолжить развивать логическое и аналитическое мышление, развивают умение моделировать различные ситуации с целью обсуждения проблемы, участвовать в дискуссии.
  • Воспитательные: продолжить формировать уважительное отношение к истории, к правам и свободам человека; способствовать формированию гражданской позиции обучающихся.
Основные понятия: династический кризис; диктатор; восстание декабристов; манифест.
Основные даты: 14 декабря 1825 г. – восстание на Сенатской площади.
Персоналии: Великий князь Константин Павлович; великий князь Николай Павлович; М.А. Милорадович; С.П. Трубецкой; П.Г. Каховский.
Оборудование к уроку: учебник: Даниов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX в.– М., 2008; интерактивная доска; презентация по теме; наглядный дидактический материал, энциклопедия.

ХОД УРОКА

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент Приветствие, проверка готовности к уроку Работа на уроке осуществляется по группам. 1 учащийся является консультантом на уроке.
Мотивация Учитель задает задание, по окончании работы создает проблемную ситуацию. (Приложение 1, Приложение 2 Выполняют задание №1 таблица «Северное и Южное общество». Дают краткие справки о руководителях тайных обществ.
Целепологание Учитель предлагает учащимся определить цели урока. (Эпиграф к теме) (Приложение 3)

1. Выяснить причины и цели восстания декабристов.
2. Ход событий и причину поражения.
3. Дать оценку выступлению на Сенатской площади.

Помогают формулировать цели урока
Актуализация знаний Проанализировать внутреннее положение России по предложенному алгоритму, дополните своими предположениями и сделать вывод: Каковы причины восстания декабристов? (Слайд 5) Работа учащихся с предложенной схемой
Первичное усвоение учебного материала Консультант дает справку – что послужило поводом к преждевременному выступлению (работа с понятием)

Династический кризис.

Учитель дает установку на выполнение задания: Выделите в тексте основные положения плана разработанного декабристами на кануне восстания (работа с учебником стр. 60 п. 2, 1-2 абзац).
– Какие на ваш взгляд ошибки просматриваются в этом плане?
Параллельно работа с новыми терминами. (Слайд 7)
Учитель дает установку на выполнение проблемную задачу:
– Какие бы открывались возможности в развитии России, если бы «Манифест» был обнародован народу представителями Государственной думы? (Приложение 4)
Учитель помогает формулировать вывод.

Дают объяснение

Работают с учебником (отбор и анализ, обсуждение в группе материала)

Записывают в тетрадь

Работа с документом «Манифест к русскому народу»; выполнение заданий, ответы на вопросы, высказывание учащимися своей точки зрения по предложенной учителем проблемной задачи, делают вывод.

Физкультминутка Учитель дает установку на кратковременный отдых.
Осознание и осмысление учебной информации Учитель предлагает продолжить изучения хода события используя карту (Слайд 11) Консультант рассказывает с использованием электронной карты о восстании на Сенатской площади (Слайды 13, 14, 15)
Параллельно с рассказом консультанта, работа с контурной картой Используя электронную карту и рассказ консультанта, заполняют контурную карту «Восстание на Сенатской площади»
Первичное закрепление учебного материала Учитель предлагает для рассмотрения причин поражения, разные взгляды на восстание декабристов (Приложение 5) (Слайд 14) Учащиеся знакомятся с высказываниями, выбирают на их взгляд наиболее верное и обосновывают его.
Учитель возвращает учащихся к той проблеме, которая была поставлена в начале урока Учащиеся обсуждают и делают вывод. (Сигнальный слайд 18 – решение проблемы)
Рефлексия Учитель предлагает детям оценить по десятибалльной системе свою работу на уроке с позиции «Я», «МЫ», «Дело» Обучающиеся в тетрадях на полях, оценивают свою работу по предложенному алгоритму
Информация о домашнем задании § 9, Написать мини-сочинение на тему:

1 группа – «Восстание декабристов глазами народа»
2 группа – «Восстание декабристов глазами участников общественных движений»
3 группа – «Восстание декабристов глазами Государственного совета и Сената».
4 группа – «Восстание декабристов глазами иностранца»

Задание для любознательных: как вы думаете, выступление декабристов имело шанс на успех или изначально было обречено на провал?