Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание информатики

Нетрадиционные уроки информатики как средство активизации самостоятельной деятельности учащихся

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 334

Прокопеня Светлана Васильевна, учитель информатики

Современный этап развития среднего образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом  противоречий, главное из которых - несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования, нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов. Изменился социальный заказ общества по отношению к средней школе: школа должна способствовать формированию личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение поставленной цели [5].

Главной организационной формой обучения в средней общеобразовательной школе является урок. Помимо урока, различают и другие уже утвердившиеся в современной школе организационные формы работы: факультативные занятия, элективные курсы, внеклассные (внеурочные) занятия и т.п. В системе форм обучения урок доминирует и определяет её структуру, играя в ней ведущую роль, так как в его рамках реализуется учебная программа. [4].

На рубеже 90-х годов в школе, как и во всем государстве, стали проявляться признаки кризиса и застоя. Они обнаруживались в падении интереса школьников к учебе, в упадке дисциплины и требовательности к детям, в научной необоснованности и перегруженности программ, в закостенелости форм и методов обучения и т.д. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нетрадиционными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса обучающихся к учебному труду [3]. Что понимается под понятием «нетрадиционный урок»?

По определению Л.В.Жаровой «Нетрадиционные уроки - это... уроки, которые по целям, по форме организации, по методам и содержанию отличаются от обычных уроков» [2].

И.П. Подласый дает следующее определение «Нетрадиционный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную структуру) [5].

На наш взгляд, нетрадиционные уроки - это уроки, которые отличаются по организации деятельности, по структуре содержания, по использованию в подготовке средств обучения, а так же по характеру взаимоотношений учитель - ученик. Таким образом, нетрадиционный урок отличается от традиционного: по подготовке и проведению; по структуре урока; по взаимоотношениям и распределении ролей и обязанностей между учителем и учениками; по подбору учебных материалов и критериям их оценки; по методике оценки деятельности учащихся; по структуре анализа урока.

Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков видов нетрадиционных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения. Формы и виды нетрадиционных уроков обобщены в таблице 1.

Таблица 1

Нетрадиционные формы и виды уроков

п/п

Нетрадиционные формы уроков

Вид нетрадиционного урока

1.

Уроки в форме соревнования и игр конкурс, турнир, эстафета, КВН, деловая/ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2.

Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике исследование, изобретательство, мозговая атака, интервью, репортаж.

3.

Уроки, основанные на нетрадиционной подаче учебного материала урок мудрости, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».

4.

Уроки, напоминающие публичные формы общения пресс-конференция, аукцион, дискуссия, телепередача, телемост, «живая газета», устный журнал.

5.

Уроки, опирающиеся на фантазию урок-сказка, урок-сюрприз, урок-проект

6.

Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций суд, следствие, трибунал, патентное бюро, конструкторское бюро, ученый Совет.

7.

Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», «посиделки», «клуб знатоков».

8.

Интегрированные уроки Информатика-математика, информатика-география, информатика-ИЗО, информатика-история и т.д.

9.

Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, Интернет-урок, защита проектов, интерактивный урок.

На наш взгляд, нетрадиционные уроки информатики являются одним из эффективных способов развития самостоятельной деятельности у учащихся. Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности [1].

Необходимо констатировать, что до сих пор нет единого мнения о том, что вкладывать в понятие «самостоятельная работа», а что - в понятие «самостоятельная деятельность». Иногда самостоятельная работа понимается как «учебное занятие», а иногда как «самостоятельная деятельность». Это смешение содержания задания и самого процесса деятельности затрудняет формирование единого понятия о самостоятельной работе и самостоятельной деятельности. В некоторых литературных источниках понятия «самостоятельная работа» и «самостоятельная деятельность» отождествляются, что не совсем корректно. Необходимо отметить, что учение протекает только в процессе собственной познавательной деятельности, но это не означает, что оно совершается школьниками только в процессе самостоятельной работы.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания обучающихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

Чтобы создать условия для активизации самостоятельной учебной деятельности на уроках информатики, необходимо сформировать познавательную мотивацию. Мотивация будет иметь место только тогда, когда дети будут стремиться на урок, где им хорошо, содержательно, интересно. Главным стимулом самостоятельной деятельности, творчества на наш взгляд являются нетрадиционные формы обучения. Но уроки нетрадиционных форм приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди других типов уроков и когда они правильно организованы. Мы предлагаем некоторые подходы, которые позволяют по-новому использовать педагогический опыт в организации нестандартных уроков информатики.

Рассмотрим этапы и особенности составления плана нетрадиционного урока информатики, ориентированного на самостоятельную деятельность учеников.

1. План урока — это инструмент реализации учителем своей образовательной программы. Поэтому планирование урока начинается с планирования серии занятий по одной теме (разделу). Учитель продумывает несколько связанных между собой уроков, их формы, осуществляет их примерную разбивку по целям, темам, доминирующим видам деятельности, предполагаемым результатам. Формулируются главные образовательные результаты учеников, которые выделены в общей программе занятий по предмету и реальны для достижения в рамках изучаемого раздела.

2. Актуализация творческого потенциала учащихся в сознании учителя. Анализируются особенности учеников того класса, в котором будет проводиться нестандартный урок. Вспоминаются наиболее удачные элементы предыдущих подобных уроков. Вживаясь в состояние учеников, учитель чувственно и мысленно ощущает их действия в отношении к теме и проблеме предстоящего урока, корректирует при необходимости планируемое содержание и средства обучения.

Учитель вырабатывает собственное личностное отношение к проблематике темы. С этой целью происходит знакомство с учебниками, пособиями, книгами и иными материалами по теме урока. Отыскиваются проблемы, которые интересны как учителю, так и ученикам. Необходимо найти и зафиксировать многообразие или хотя бы две противоположные точки зрения специалистов (ученых) на изучаемую проблему. Предварительное знание учителя о разных пониманиях проблемы поможет ему увидеть в детских суждениях на уроке индивидуальные подходы их авторов, не пройти мимо оригинальных направлений мысли учеников.

3. Определение смысла нестандартного урока, соотнесение этого смысла с главными целями по изучаемому курсу. Важно учесть, что смысл урока и изучаемой темы в сознании разных учеников может быть различен. Полезно иметь представление о направленности индивидуальных образовательных программ учеников, об их интересах в изучаемой области.

Разрабатывается идея урока, которая обуславливается выбранным типом урока, а также предполагаемым творческим результатом. Формулируется одно или несколько открытых заданий, которые не имеют однозначного варианта их выполнения и позволяют каждому ученику реализовать свою индивидуальность. Отбирается такой материал и такие средства, методы и формы деятельности, которые обеспечат «рождение» учениками своего содержания образования. Предлагаемый ученикам материал имеет форму среды, в которой те будут действовать.

4. Соотнесение возможных творческих результатов учеников с образовательными стандартами. К планируемым творческим продуктам учеников заранее подбираются культурно-исторические аналоги. Например, к уроку по составлению учениками собственных правил сложения в двоичной системе счисления учитель готовит аналогичные правила, составленные древними и современными учеными для  других систем счисления.

5. Уточнение и письменное формулирование целей урока различного ранга по отношению к разным субъектам обучения.

Приведем примеры трех уровней целей по отношению к ученикам:

  1. «Составить числовой ряд на основе собственной математической закономерности» (предметная цель, тема «Черный ящик»);
  2. «Сформулировать понятие «закономерность» (межпредметная цель);
  3. «Научиться формулировать свою цель, способ работы, возникшую трудность, освоить способ графической рефлексии» (методологические цели).

6. Разработка одного или нескольких вариантов структуры урока. Одно из требований к уроку информатики — смена видов деятельности учеников при сохранении образовательной доминанты. Например, в начале урока 10 минут происходит обсуждение проблемы («громкая» коллективная работа); затем формулируется задание, и в течение 15 минут каждый ученик решает названную проблему (самостоятельная работа); далее ученики в течение 10 минут выступают перед друг другом или в группах со своими результатами («громкая» индивидуально-групповая деятельность); в завершающие 5 минут происходит письменная рефлексия — каждый ученик пишет в тетради, что он понял и чему научился («тихая» самостоятельная деятельность).

Один из эффективных способов организации нестандартного урока информатики — «разборка» его на детали, чтобы стали видны и понятны плюсы и минусы взаимодействия всех его частей. Но прежде чем разбирать, имеет смысл определиться в том, что принимается за главное. В связи с этим требуется умение учителя «выделять основное». Это необходимо для того, чтобы все второстепенное подчинить главному, чтобы не распыляться по мелочам, расходуя на них драгоценное время. Понять главное в нетрадиционном уроке информатики помогают следующие принципы:

1) Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.

2) Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. Различные формы групповой работы на уроке.

3) Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.

4) Поддержка альтернативности, множественности мнений.

5) Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.

6) «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.

7) Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).

Перечисленные группы принципов задают общее направление педагогическому творчеству, ориентируя на весьма конкретную деятельность обучения. Эти принципы и показывают основные отличия нетрадиционного урока информатики от традиционного.

Разумная, педагогически выверенная организация деятельности школьника обеспечивает активность во всех ее направлениях. Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности.

Литература

  1. Буряк, В.К. Самостоятельная работа учащихся [Текст] /  В.К. Буряк, - М.: Просвещение, 1984. – 64с.
  2. Жарова, Л.В. Теоретические основы организации самостоятельной деятельности учащихся. [Текст] / Л.В. Жарова, Б.Ф. Райский // Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся: Сборник научных трудов. – Л.: Изд-во ЛГПИ, 1985. –с. 76-85
  3. Карпушина, Н.Н. Нетрадиционная форма урока: замысел, организация, анализ [Текст] / Н.Н. Карпушина //Математика. – 1998. -№9. -С.12-13
  4. Ксенозова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Учебно-метод. пособие [Текст] / Г.Ю. Ксенозова. – М.: Пед. О-во России, 2000. – 157с.
  5. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов : в 2кн. [Текст] /  Под ред. И.П. Подласый. - Гуманит.Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. 576с.: ил.