Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание химии

Программа элективного курса НПП Химический анализ в быту, 9-й класс

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 406

Старкова Татьяна Алексеевна, учитель химии и биологии

2008 год. Поселок Харп

Почти каждый ученик хочет на практике почувствовать себя исследователем, сделать пусть маленькое, но открытие. Элективный курс “Химический анализ в быту” предоставляет возможность становления и развития у школьников исследовательских навыков благодаря большому количеству практических работ.

Аннотация для родителей и учащихся

Обучение школьников химии предполагает выполнение практических работ. Широкое использование лабораторных работ в учебном процессе делает его более интересным, повышает качество обучения, усиливает практическую направленность преподавания. Кроме того, проведение лабораторных и практических работ при изучении курса химии способствует лучшему формированию у школьников общеучебных и специальных умений и навыков. Данный курс предназначен для профильной ориентации, на продолжение образования в профильном химико-биологическом классе.

Пояснительная записка

Программа элективного курса НПП “Химический анализ в быту”, образовательная область: “Естествознание”, тип программы: предметно-ориентированная, предназначена для учащихся 9 класса, объем – 17 часов, срок реализации в течение полугодия 1 час в неделю

Цель программы: формирование естественнонаучных умений и навыков, расширение интереса учащихся к химии (для последующего выбора естественно-научного профиля обучения).

Задачи программы: на примере методов аналитической химии сформировать у учащихся навыки работы с химическими реактивами и химическим оборудованием, познакомить учащихся с содержанием работы ученого аналитика, лаборанта химической лаборатории, развить интерес к профессиям, связанным с химическими процессами.

Программа выстроена в логике химического практикума, согласуемого с содержанием программы раздела неорганическая химия (9 класс) и содержит практические работы, не означенные в школьной программе, но соответствующие уровню учебного материала по химии за 9 класс. Школьные опыты и наблюдения играют важную роль. Они позволяют лучше раскрыть методы научного исследования, показать, как может ставиться и решаться научная проблема.

В процессе обучения по программе учащиеся приобретают первоначальные сведения о методах химического анализа, самостоятельно выполняют исследования по определению качественного и количественного состава воды, воздуха, продуктов питания и лекарств. Приобретаемые учащимися знания, умения и навыки имеют большое практическое значение, способствуют развитию экологического и здоровье сберегающего мировоззрения.

В ходе реализации данной программы предполагается использование исследовательских технологий развивающего обучения.

Для работы по программе необходимо лабораторное оборудование и химические реактивы, имеющиеся в арсенале школьного химического кабинета. Об успешном освоении программы можно судить по выступлениям учащихся на семинарах, интересу учащихся и по результатам собеседования по выполненным самостоятельно практическим работам и защите Портфолио.

Режим занятий: 1 час в неделю в течение первого или второго полугодия.

Требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать.

Общие правила работы в химической лаборатории, технику безопасности, основы химического анализа. Методы химического анализа, предмет и значение аналитической химии. обнаружения катионов кислотно-щелочным методом на примере аналитических реакций серебра +1 и свинца +2; обнаружения анионов на примере аналитических реакций сульфатов и карбонатов. Знать способы: определения жесткости воды титриметрическим методом; определения содержания в воде ионов железа+3, кальция+2, хлоридов, сульфатов, карбонатов; определения содержания белка в воде; определения содержания хлоридов в воде, оценка солености. Иметь представление о биохимической роли витаминов в живом организме и содержании витаминов в различных продуктах питания.

Учащиеся должны уметь.

Оказывать первую помощь при ожогах химическими реактивами; уметь применять на практике методы качественного и количественного анализа; осуществлять анализ воздуха в помещении; качественный анализ микрофлоры воздуха; анализ качества питьевой воды; анализ пищевых продуктов.

Список литературы

Учебники:

  1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс, профильный уровень. – М.: Дрофа, 2006.
  2. Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология. 9 класс. – М.: Дрофа, 2004.

Литература для учителя:

  1. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. – М.: Дрофа, 2006.
  2. Астафуров В.И. Основы химического анализа. – М.: Просвещение, 1982.

Содержание программы

Введение 1 ч.

Общие правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности. Оказание первой помощи Основы химического анализа 3 ч. Предмет и значение аналитической химии. Методы химического анализа. Практическая работа: “Обнаружение катионов кислотно-щелочным методом на примере аналитических реакций серебра +1 и свинца +2” Методы качественного анализа. Практическая работа: “Обнаружение анионов на примере аналитических реакций сульфатов и карбонатов” Методы количественного анализа. Практическая работа: “Определение жескости воды титриметрическим методом”

Анализ воздуха 2 ч. Практическая работа: “Анализ воздуха в помещении” Практическая работа: “Качественный анализ микрофлоры воздуха” Анализ воды 4 ч. Практическая работа: “Анализ качества питьевой воды” Практическая работа: “Определение содержания в воде ионов железа+3, кальция+2, хлоридив, сульфатов, карбонатов”

Практическая работа: “Определение содержания белка в воде” Практическая работа: “Определение содержания хлоридов в воде, оценка солености” Анализ пищевых продуктов 4 ч. Биохимическая роль витаминов в живом организме. Содержание витаминов в различных продуктах питания.

Учебно-тематический план элективного курса НПП
“Химический анализ в быту”

№ п/п Содержание Количество часов В том числе Форма контроля
Теорет. Практич.
1 Введение. Общие правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности. Оказание первой помощи 1 1
2 Основы химического анализа 3 3 Выполнение практ. работ, выступление на семинаре
3 Анализ воздуха в помещении 2 2 Выполнение практ. работ,собеседование
4 Анализ воды 4 4 Выполнение практ. работ,собеседование
5 Анализ пищевых продуктов 4 1 3 Выполнение практ. работ,собеседование
6 Анализ лекарственных препаратов 2 2 Выполнение практ. работ,собеседование
7 Обобщение 1 1 Оценка портфолио

Итого

17 3 14

Перечень практических работ элективного курса НПП
“Химический анализ в быту”

№ п/п

Название работы

Литературный источник

1 Обнаружение катионов кислотно-щелочным методом на примере аналитических реакций серебра +1 и свинца +2 Астафуров В.И. “Основы химического анализа”

Стр. 56-60

2 Обнаружение анионов на примере аналитических реакций сульфатов и карбонатов Астафуров В.И. “Основы химического анализа”

Стр. 87-90

3 Определение жескости вода титриметрическим методом (количественного анализ) Астафуров В.И. “Основы химического анализа”

Стр. 138

4 Анализ воздуха в помещении Пасечник В.В. “Школьный практикум. Экология” Стр. 21
5 Качественный анализ микрофлоры воздуха Пасечник В.В. “Школьный практикум. Экология” Стр. 23
6 Анализ качества питьевой воды Пасечник В.В. “Школьный практикум. Экология”

Стр. 24

7 Определение содержания в воде ионов железа+3, кальция+2, хлоридив, сульфатов, карбонатов Пасечник В.В. “Школьный практикум. Экология”

Стр. 27

8 Определение содержания белка в воде Пасечник В.В. “Школьный практикум. Экология”

Стр. 31

9 Определение содержания хлоридов в воде, оценка солености Пасечник В.В. “Школьный практикум. Экология”

Стр. 35

10 Обнаружение витаминов: А в подсолнечном масле, С в яблочном соке, D в курином желтке Габриелян О.С. “Химия10 класс” Стр. 294
11 Определение нитратов в овощах и ягодах Пасечник В.В. “Школьный практикум. Экология”

Стр. 47

12 Определения свинца, хрома и кобальта в овощах, грибах и ягодах Пасечник В.В. “Школьный практикум. Экология”

Стр. 48

13 Анализ лекарственных препаратов, производных салициловой кислоты Габриелян О.С. “Химия 10 класс” стр. 297
14 Анализ лекарственных препаратов, производных н-аминофенола Габриелян О.С. “Химия 10 класс” Стр. 298

Календарно-тематический план элективного курса НПП
“Химический анализ в быту”


п/п
Тема урока Дата

проведения

1

Введение 1 ч.

Общие правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности. Оказание первой помощи

Основы химического анализа 3 ч.

2 Предмет и значение аналитической химии. Методы химического анализа. Практическая работа: “Обнаружение катионов кислотно-щелочным методом на примере аналитических реакций серебра +1 и свинца +2”
3 Методы качественного анализа. Практическая работа: “Обнаружение анионов на примере аналитических реакций сульфатов и карбонатов”
4 Методы количественного анализа. Практическая работа: “Определение жесткости воды титриметрическим методом”

Анализ воздуха 2 ч.

5 Практическая работа: “Анализ воздуха в помещении”
6 Практическая работа: “Качественный анализ микрофлоры воздуха”

Анализ воды 4 ч.

7 Практическая работа: “Анализ качества питьевой воды”
8 Практическая работа: “Определение содержания в воде ионов железа+3, кальция+2, хлоридов, сульфатов, карбонатов”
9 Практическая работа: “Определение содержания белка в воде”
10 Практическая работа: “Определение содержания хлоридов в воде, оценка солености”

Анализ пищевых продуктов 4 ч.

11 Биохимическая роль витаминов в живом организме. Содержание витаминов в различных продуктах питания.
12 Практическая работа: “Обнаружение витаминов: А в подсолнечном масле, С в яблочном соке, D в курином желтке”
13 Загрязнители и их отрицательное действие на организм человека. Практическая работа: “Определение нитратов в овощах и ягодах”
14 Практическая работа: “Определения свинца, хрома и кобальта в овощах, грибах и ягодах”

Анализ лекарственных препаратов 2 ч.

15 Практическая работа: “Анализ лекарственных препаратов, производных салициловой кислоты”
16 Практическая работа: “Анализ лекарственных препаратов, производных н-аминофенола”
17

Обобщение 1 ч.


x