Задачи урока:
Тип урока: обобщающий.
План урока:
Оформление доски: портрет Екатерины II, эпиграф урока, карточки с ключевыми словами (см. Приложение 2).
ХОД УРОКА
Формирование | Форма работы | Содержание урока |
Целеполагание | Вводное слово учителя
Коллективная работа класса | «Я никогда ничего не предпринимала, не будучи глубоко убеждена, что то, что я делаю, согласно с благом моего государства: это государство сделало для меня бесконечно много; и я считала, что всех моих личных способностей, непрестанно направленных ко благу этого государства, к его процветанию и к его высшим интересам, едва может хватить, чтобы отблагодарить его». Так говорила сама Екатерина II о своем правлении. На уроках с/к «Исторический портрет» и истории мы познакомились с биографией Екатерины II, важнейшими событиями периода ее правления. Теперь нам предстоит составить ее исторический портрет. Наш сегодняшний урок – подготовка к такой работе.
После обсуждения предложений учащихся формулируется цель урока: нарисовать образ правительницы, дать оценку деятельности Екатерины II. |
Систематизация и обобщение знаний | Коллективное обсуждение сделанного учащимися выбора |
Ключевые слова: архитектор, княгиня, героиня, иностранка, дипломат, изобретательница, патриотка, монахиня, писательница, философ, реформатор, святая, символ, ученая, императрица. (Выбранные слова группируются на доске отдельно, рядом с портретом Екатерины II. Наиболее острая дискуссия разворачивается обычно при выборе образа «иностранка», его можно оставить под «?». Неподходящие слова убираются.)
|
Анализ, сопоставление, рецензирование | Работа с документом | Какой же образ Екатерины II сложился у ее современников и потомков? Предлагаю познакомиться с высказываниями ученых и писателей прошлых веков и нашего времени.
Фрагменты документов: см. Приложение 1.
|
Обобщение | Фронтальная беседа | Учащимся предлагается вспомнить основные пункты плана характеристики исторического деятеля (учащиеся уже работали с таким планом при составлении исторических портретов Ивана Калиты, Ивана Грозного, Петра I).
(Конечно, творчество учащихся нельзя ограничивать, но с учетом главной особенности правления Екатерины II – просвещенного абсолютизма – один из лучших, на наш взгляд, вариантов – «Философ на троне»)
Домашнее задание: написать исторический портрет Екатерины II. |
Учащимся рекомендуется дополнительная литература:
Для подготовки урока использовалась литература: