Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание химии

Тема урока: Удобрения

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 229

Аверьянова Галина Анатольевна, учитель

Питание – это основа жизни любого живого организма, в том числе и растений. Вне питания нельзя понять сущность процессов роста и развития.

Почва является основным источником обеспечения с/х культур питательными веществами. Запасы питательных веществ во много раз превышают потребность в них растений. Однако большая их часть представлена недоступными для растений соединениями. Валовое содержание питательных веществ в пахотном слое различных почв неодинаково. Содержание питательных веществ от общей массы почвы представлено в таблице № 1 Приложения.

Удобрения – это неорганические и органические вещества, применяемые в с/х и рыболовстве для повышения урожайности культурных растений и рыбопродуктивности прудов. Растения своей корневой системой поглощают из почвенных растворов и затем усваивают необходимые ему питательные вещества. Для всех растений абсолютно необходимы 13 элементов, которые принимают участие в обмене веществ: азот, фосфор, калий, кальций, магний, сера, железо, марганец, медь, цинк, молибден, бор, хлор. При полном отсутствии в почве одного из этих элементов происходят резкие изменения основных жизненных функций растений: тормозится рост, нарушается нормальный ход фотосинтеза. Азот, фосфор, калий, кальций, сера и магний содержаться в растениях в значительных количествах и называются макроэлементами, остальные в ничтожных количествах и называются микроэлементами, но и они очень важны для растения. Удобрения можно классифицировать по разным основаниям: по происхождению, по способу добычи, по содержанию питательных элементов. В общем виде классификация удобрений представлена в схеме № 1 Приложения.

Минеральные удобрения содержат основные элементы питания (азот, фосфор, калий) и важные для жизнедеятельности микроэлементы (медь, бор, марганец и др.). Минеральные удобрения подразделяются на прямые и косвенные. Примером косвенного удобрения может служить карбонат кальция, который снижает кислотность почвы и улучшает её структуру. Прямые удобрения делятся на простые и комплексные. Простые удобрения содержат только один питательный элемент, а комплексные несколько. В свою очередь, комплексные удобрения подразделяют по составу на двойные и тройные; по способу производства: на сложные, комбинированные и смешанные. К сложным удобрениям относятся калиевая селитра, аммофос, диаммофос. К комбинированным относятся нитрофос, нитрофоска, нитроаммофос. Смешанные получают путём смешивания простых удобрений. К числу недостатков комплексных удобрений относится то, что пропорции в содержании NPK и могут колебаться в больших пределах. Поэтому при внесении, например, необходимого количества азота, других питательных элементов вноситься больше или меньше положенного. Основные минеральные удобрения, их получение и применение представлены в таблице № 2 Приложения.

К органическим удобрениям относятся перегной, торф, навоз, птичий помёт (гуано), различные компосты, органические отходы городского хозяйства (сточные воды, осадки сточных вод, городской мусор), сапропель, зелёное удобрение. Они содержат важнейшие элементы питания, в основном в органической форме, и большое количество микроорганизмов. Препараты, содержащие полезные для растений бактерии, относятся к бактериальным удобрениям, Они способны улучшать питание с/х культур и не содержат питательных веществ.

От правильности минерального питания растений зависит высокий уровень фотосинтеза. Каждый элемент при этом выполняет определённую физиологическую роль. Знать физиологическую роль необходимых для растений элементов, механизм их поглощения и передвижения в растении очень важно для того, чтобы правильно применять удобрения.

Почва содержит разнообразные питательные вещества, необходимые растениям. Причём разные растения испытывают неодинаковую потребность в них. На растениях определённым образом сказывается недостаток питательных элементов. Например, фосфорное голодание приводит к появлению синевато-зелёной окраске листьев, а при недостатке азота у растений листья становятся бледно-зелёными.

Некоторые растения, обладающие высокой чувствительностью к недостатку минеральных элементов, могут служить индикаторами, показывающими, бедна почва теми или иными питательными веществами. Так, на нехватку азота укажут капуста, яблоня, слива, а на нехватку бора – свекла. Более подробное описание изложенной зависимости представлено в таблице № 3 Приложения.

Каждое внесение любых химических продуктов в природную среду должно быть строго продуманно, опираться на подлинную научную основу. Одна из профилактических мер в этом направлении – применение удобрений в соответствии с рекомендациями, которые разрабатываются применительно к конкретным почвенно-климатическим условиям. Должен быть установлен постоянный контроль за уровнем загрязнения окружающей среды удобрениями, применяемыми в сельском хозяйстве.

Высокое обогащение воды и растений питательными элементами приводит к излишнему росту водорослей и растений, что ведёт к загрязнению водоёмов, накоплению нитратов в растениях, отравлению животных и человека. В конечном итоге неправильное применение удобрений ведёт к уменьшению плодородного слоя почвы, что чревато экологической катастрофой.

Одна из профилактических мер в этом направлении – применение удобрений в соответствии с рекомендациями, которые разрабатываются применительно к конкретным почвенно-климатическим условиям. Должен быть установлен постоянный контроль за уровнем загрязнения окружающей среды удобрениями, применяемыми в сельском хозяйстве.

Иначе говоря, только лишь при соблюдении всех правил внесения органических и минеральных удобрений возможен положительный результат, который приведёт к созданию благоприятных условий роста растений и улучшению структуры почвы.