Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Урок по теме Усиление власти Ивана Грозного

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 313

Пряникова Наталия Николаевна, учитель истории

Цели урока:

Основные понятия: самодержавие, террор, опричнина, земщина.

Оборудование: Хрестоматия “История России XVI–XVIII веков”, карта “Российское государство в XVI веке, видеофильм “Иван Грозный”, компьютерная презентация.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся
I. Организационный момент

1. Приветствие.

2. Тема. Число.

3. Мотивация.

4. Целеполагание.

5. Выбор экспертов.

6. Пути движения по теме.

II. Повторение.

III.Основная часть.

1. Работа с учебником.

2. Сообщения учащихся.

3. Работа с историческим документом и учебником.

4. Рассказ, работа с понятием.

5. Работа с картой.

6. Рассказ, работа с понятием и документом.

7. Элементы обобщения.

8. Физкультминутка.

9. Работа с видеоматериалом и устной информацией.

10. Формулировка понятия и вывода по теме.

IV. Рефлексия.

1. Содержательная.

2. Оценочная.

По телевизионному каналу Россия проходит проект “Имя Россия”, в котором могут принять участие все граждане страны путём голосования за ту или иную историческую личность, где из множества кандидатов были отобраны 12 имён, представляющих, по мнению россиян, наибольшее значение для нашей страны. Среди этих имён и имя Ивана Грозного. Вы, завтрашний день страны, а, следовательно, для жителей нашей страны важна ваша точка зрения сегодня на деятельность Ивана Грозного. Очень часто, говоря об Иване Грозном, вспоминают опричнину – террор. А что это?

Давайте, попробуем разобраться в этом.

Один из главных вопросов нашей темы и её главная цель, выяснить, как происходило усиление власти Ивана Грозного?

Давайте выберем экспертов, которые проанализируют работу учащихся в рамках поставленной цели.

Нам нужно наметить план для обсуждения, по которым мы будем двигаться, чтобы раскрыть нашу тему урока.

Выберите из двух вариантов планов, тот, который вам кажется более правильным.

I вариант

1. Падение Избранной рады.

2. Введение особого режима управления в государстве.

3. Способы решения укрепления власти.

4. Усиление власти Ивана Грозного.

II вариант

1. Усиление деятельности Избранной рады.

2. Разделение государства на несколько отдельных территорий.

3. Феодальная раздробленность.

4. Усиление власти Ивана Грозного.

Почему выбрали именно этот вариант?

Из перечисленных фактов и понятий выберите, те, которые, по-вашему, мнению носили положительный характер в деятельности Ивана IV и способствовали развитию и укреплению государства, обоснуйте один их них.

1. Земский собор.

2. Разгром Новгорода.

3. Деятельность Избранной рады.

4. Создание новых органов центрального управления – приказов.

5. Деятельность Стоглавого собора.

6. Формирование стрелецких полков.

7. Введение опричнины.

8. Отмена местничества в армии.

9. Террор.

10. Падение Избранной рады.

11. Судебник.

12. Отмена кормлений.

Сравните свои ответы с ответами на доске.

Кто помогал проводить в стране реформы? Для чего проводились эти реформы? Как оценивают эти реформы историки?

А теперь обратите внимание на оставшиеся факты и понятия, которые мы будем изучать сегодня. Дальнейшая деятельность Ивана Грозного тоже будет направлена на укрепление его власти, оцените, каким способом он этого добивался?

Выясните, почему, при успешной деятельности Избранной рады она была распущена? (учебное пособие, стр. 30–32).

Причины роспуска Избранной рады (запись причин в тетрадь). Работа по рядам.

I ряд. Как повлияла Ливонская война на роспуск Избранной рады? (1)

II ряд. Как личные качества царя повлияли на роспуск Избранной рады? (3, 4)

III ряд. Как личная жизнь царя повлияла на роспуск Избранной рады? (5, 2, 6)

Вы назвали сейчас причины, которые являются второстепенными. Вернитесь к тексту и скажите, какая причина является главной? (6).

1) Выступление членов Избранной рады против продолжения Ливонской войны.

2) Уклонение от присяги сыну Ивана IV.

3) Личные качества царя:: подозрительность, жестокость.

4) Желание царя ускорить проведение реформ по укреплению царской власти.

5) Смерть жены Анастасии.

6) Стремление царя к самовластию.

Краткие сообщения учащихся о расправе царя с приближенными. На основе сообщений, выявите основную черту характера Ивана IV, которая будет связана с мероприятиями, проводимыми в стране?

Священник Сильвестр (ум. ок.1566 г.). Политический деятель, писатель. Был священником в Новгороде, затем в Благовещенском соборе Московского Кремля. Известен как вероятный автор знаменитого сборника “Домострой”. Сильвестр стал приближенным царя и одним из руководителей Избранной рады, проведя ряд структурных реформ, участвовал в завоевании Казани и Астрахани. В 1553 году во время, болезни Ивана Грозного, усомнился в необходимости присягать грудному сыну царя, был близок к кругу Владимира Андреевича Старицкого, двоюродному брату царя и последнему удельному князю. В1560 году Сильвестр был устранён от власти, пострижен в монахи и отправлен в Кириллово-Белоозёрский, а затем в Соловецкий монастырь, где и умер.

Алексей Фёдорович Адашев (ум.1560 г.). Крупный государственный деятель. Один из влиятельнейших советников царя, член Избранной рады. Под его руководством были проведены в жизнь важные реформы, укрепившие центральную власть. Среди важных титулов и должностей были следующие: начальник Челобитного приказа, хранитель личного архива царя вместе с печатью. Руководил работами по составлению официальной разрядной книги “Государева родословица”. При его активном участии были присоединены ханства: Казанское и Астраханское. Руководил дипломатической подготовкой Ливонской войны. В 1560 году попал в опалу из-за противодействия продолжению войны. В Юрьеве был сначала взят под стражу и посажен под домашней арест, а затем заточен в тюрьму, где вскоре умер.

Андрей Михайлович Курбский (1528–1583 гг.). Русский князь, государственный деятель, писатель, переводчик, входил в группу единомышленников и помощников Ивана IV, которую он назвал “Избранной радой”, проводившую структурные реформы, направленные на укрепление самодержавной власти царя. Принимал деятельное участие во взятие Казани. В 1560 г. он был назначен главнокомандующим русскими войсками в Ливонии, но после ряда побед потерпел поражение, полученная рана спасла его от немедленной опалы, он был назначен наместником в Юрьев, справедливо оценив это назначение, как готовящую расправу, в 1564 году бежал в Великое княжество Литовское. Он написал царю письмо, в котором обвинил его в казнях и жестокостях по отношению к невинным людям, говоря, что это бегство не было изменой. Живя в Литве, он вёл с царём переписку, выступая против тиранства, полагая, что у царя есть обязанности по отношению к подданным. Его письма являются ценным историческим источником.

На смену прежним помощникам у царя появляются новые любимцы, которые давали другие советы, толкали к принятию других решений: Алексей Басманов, Малюта Скуратов.

В декабре 1564 года царь неожиданно выезжает в Александровскую слободу. А оттуда присылает две грамоты. Историческая задача. Работа с учебником на стр.33 (послед абзац) – 34 (1, 2 абзацы) Какую цель преследовал Иван Грозный, послав из Александровской слободы два письма разного содержания?

Пока учащиеся класса работают с учебником, исследовательская группа из двух человек, работает с документом № 5.1 в хрестоматии (стр. 40) и отвечает на вопросы документа.

В Александровскую слободу отправляется делегация от духовенства и бояр. Иван Грозный выдвигает условия, на которых он готов остаться на престоле. Почему царь, требуя казнить и миловать по собственному усмотрению, прибег к такой мере?

Для того чтобы свои условия претворит в жизнь, царь делит государство на две части: опричнину и земщину.

Земщина – земли, которыми управляло боярство.

Опричнина – особый порядок управления, где царь мог управлять страной по своему собственному усмотрению, (от слова “опричь”, т.е. “кроме”) так назывались обычно земельные владения, предоставлявшиеся вдовым княгиням в полную собственность, то есть в качестве удела. Следовательно, учреждая опричнину, Иван Грозный выделял самому себе удел, в котором мог быть полновластным хозяином. Это происхождение дало повод А. Курбскому для мрачноватого, но удачного каламбура, иронически назвав опричников воинами “тьмы кромешной”.

Работая с исторической картой учебника и картой на доске, определите, какие территории вошли в опричнину. I ряд работает с территориями северной и южной части Российского государства. II ряд – запад и восток, III ряд – центр (Северские земли, Новгород, Подмосковье, часть Москвы, около 20 городов с уездами).

Как вы думаете, по каким принципам отбирались земли в опричнину? (ослабление могущества старых боярских родов, усиление власти в районах, где сильны были вольности самоуправления, наиболее развитые в хозяйственном отношении земли, территории, через которые проходили основные торговые пути и пути сообщения).

Аппарат управления опричниной был скопирован с земского. Здесь имелась Дума и приказы. Было создано особое опричное войско. Работа с документом 5.4 на стр.42, вопросы к документу № 1, 3, 4.

В случае любого конфликта с земцем опричник был уверен в своей безнаказанности. В знаменитом произведении М.Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича и удалого купца Калашникова” купец, убивший в кулачном бою опричника Кирибеевича, идёт на плаху. Какую ответственность понёс бы Кирибеевич, выйдя победителем поединка? (Никакой, всё, что делали опричники считалось защитой царя.

Опираясь на опричный аппарат управления Иван Грозный развязал в стране террор (насильственные действия с целью устрашения, подавления политических противников) против всех, кого он подозревал в противодействии усилению его власти. В отношении действительных и мнимых противников царя применялись жестокие и тайные казни, пытки, высылки.

Эксперты, как вы думаете, из проделанной работы на уроке мы ответили на поставленные вопросы плана? А на какие вопросы мы ответили? Что бы пройти наш путь до конца, какой пункт плана мы должны осветить?

Упражнения для глаз, общая физическая разминка.

В.О. Ключевский более ста лет назад писал об опричнине, что это учреждение всегда казалось странным как тем, кто страдал от него, так и тем, кто его исследовал.

Ответьте на вопрос. Какие цели преследовала опричнина? Для этого сопоставьте ниже перечисленные пункты (некоторые из них лишние) с эпизодами из видеофильма и рассказа. Напротив каждого пункта запишите верный эпизод из видеофильма или рассказа учителя.

Один из иностранцев, живших в России, писал, что при дворе тирана небезопасно о чём бы то ни было говорить. Если кто-нибудь скажет громко или тихо, посмеётся или поморщится, станет весел или печален, сразу же будет заподозрен в “измене”, в замышлении чего-то против царя. Особо не терпел царь тех, кто был честен, умён, независим.

Боярин Иван Петрович Фёдоров был именно таким человеком, которого царь, заподозрив в измене, забрал богатства, потом вызвал его к царю. Иван IV редко удовлетворялся “простой” казнью: ему всегда хотелось поиздеваться над жертвой. Он заставил его одеться в царские одежды, восседая на троне, а сам передним преклонился, потом выхватил нож и сам вонзил его со словами “Как в моей власти поместить тебя на этом троне, так и в той же власти лишить и снять тебя”. Убиты были и все слуги боярина.

Видеофрагмент о гибели митрополита Филиппа (Фёдора Колычева), о погромах в Новгороде (один из опричников писал: “Когда я выехал с великим князем, у меня была одна лошадь, вернулся же я с 49, из них 22 были запряжены в сани, полные всякого добра”).

Двоюродный брат царя Владимир Старицкий, последний удельный князь на Руси. Слухи, что бояре замышляют заменить Ивана Грозного князем Старицким. Царь вызвал его к себе с женой и дочерью, заставив их всех выпить яд.

25 июля 1570 года массовые казни в Москве. Особую ненависть царя вызывали те, кто пытался остановить его жестокость. Одним из казнённых был Иван Михайлович Висковатый, глава Посольского приказа. Ему предлагали жизнь в обмен на раскаяние, его не сломили пытки, вины своей не признал. Казнь была жестокой, каждому кому приказывалось, должен был подойти и отрезать какую-нибудь часть тела.

Соотнести:

1. Подчинение православной церкви.

2. Уничтожение последних остатков вольности боярства.

3. Ликвидация одного из последних уделов на Руси.

4. Окончание Ливонской войны.

5. Уменьшение роли Московского боярства.

6. Расширение деятельности Избранной рады.

7. Истребление честных, смелых, умных людей.

8. В чём же смысл опричнины? Чего добивался царь своими действиями?

Усиления личной власти. Царь стремился к самодержавию монархическая форма правления в России, основанная на сильной, неограниченной власти царя.

1. Эксперты совместно с учителем характеризуют прохождение намеченного пути и достижения цели.

2. Эксперты совместно с учителем оценивают работу класса на уроке. Индивидуальное оценивание учащихся и выставление оценок вместе с учителем.

1. Учащиеся приветствуют учителя.

2. Запись темы и числа в тетради.

4. Определение цели урока.

5. Выбор экспертов.

6. Учащиеся выбирают путь движения по теме.

Работа с фактами и понятиями.

Ответы учащихся на вопросы учителя.

Работа с учебником.

Анализ выполненной работы.

Сообщения учащихся.

Ответ на поставленный вопрос.

Учащиеся работают с учебником и документом, выполняют задание.

Прослушав рассказ учителя, учащиеся записывают в тетрадь значение понятий.

Работа с исторической картой, определение территорий, ответ на поставленный вопрос.

Учащиеся слушают рассказ учителя. Работа с документом, выполнение задания к документу.

Эксперты выясняют, на каком этапе работы над планом урока находятся учащиеся.

Учащиеся делают небольшую физическую разминку.

Учащиеся слушают рассказ учителя и просматривают видеосюжеты, выполняя задание учителя в тетради, соотнося полученные знания с вариантами ответов. Анализ результатов.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Самостоятельно делают выводы. Работают с понятием, записывая в тетрадь.

Характеристика учащимися прохождения намеченного пути и достижения цели.

Оценивание работы класса и учащихся.

Задания для учащихся к уроку по теме:
“Усиление власти Ивана Грозного”

1. Из перечисленных фактов и понятий выберите, те, которые, по-вашему, мнению носили положительный характер в деятельности Ивана IV и способствовали развитию и укреплению государства.

  1. Земский собор.
  2. Разгром Новгорода.
  3. Деятельность Избранной рады.
  4. Создание новых органов центрального управления – приказов.
  5. Деятельность Стоглавого собора.
  6. Формирование стрелецких полков.
  7. Введение опричнины.
  8. Отмена местничества в армии.
  9. Террор.
  10. Падение Избранной рады.
  11. Судебник.
  12. Отмена кормлений.

Сравните свои ответы с ответами на доске.

Кто помогал проводить в стране реформы? Для чего проводились эти реформы? Как оценивают эти реформы историки?

2. Причины роспуска Избранной рады. Работа по рядам (стр. учебника 30–32).

I ряд. Как повлияла Ливонская война на роспуск Избранной рады?

II ряд. Как личные качества царя повлияли на роспуск Избранной рады?

III ряд. Как события личной жизни царя повлияла на роспуск Избранной рады?

Вы назвали сейчас причины, которые являются второстепенными. Вернитесь к тексту и скажите, какая причина является главной?

3. Исследовательская группа работает с документом № 5.1 на стр. 40.

Основное задание.

Историческая задача. Работа с учебником на стр.33 (послед абзац) – 34 (1, 2 абзацы). Какую цель преследовал Иван Грозный, послав из Александровской слободы два письма разного содержания?

4. Запишите определение понятий.

Опричнина –

Земщина –

5. Задание по рядам

Работая с исторической картой учебника на стр. 35. Определите, какие территории вошли в опричнину.

I ряд работает с территориями северной и южной части Российского государства.

II ряд – запад и восток,

III ряд – центр.

Как вы думаете, по каким принципам отбирались земли в опричнину?

6. Работа с документом 5.4 на стр.42, вопросы к документу № 1, 3, 4.

7. Запишите определение понятия.

Террор –

8. Ответьте на вопрос: Какие цели преследовала опричнина? Для этого сопоставьте ниже перечисленные пункты (некоторые из них лишние) с эпизодами из видеофильма и рассказа. Напротив каждого пункта запишите верный эпизод из видеофильма или рассказа учителя.

  1. Подчинение православной церкви.
  2. Уничтожение последних остатков вольности боярства.
  3. Ликвидация одного из последних уделов на Руси.
  4. Окончание Ливонской войны.
  5. Уменьшение роли Московского боярства.
  6. Расширение деятельности Избранной рады.
  7. Истребление честных, смелых, умных людей.

Подумайте, в чём был смысл опричнины?

9. Запишите определение понятия.

Самодержавие –

Просмотр видеофильма “Князь Серебряный”. Мы увидели сюжет, который показывает, как относились к опричнине многие современники Ивана Грозного, а как историки разных исторических периодов относятся к этим событиям?

Задание на дом: § 4 стр. 30–36, дифференцированное задание для тех, кто желает лучше разбираться в исторических событиях. До сих пор деятельность Ивана Грозного вызывает споры и волнует современников, существуют различные оценки его деятельности. Познакомьтесь с высказыванием учёных, дающих оценку опричнины. С чьим мнением вы согласны? Аргументы. Выполняя задание, заполните таблицу.

В.О.Ключевский: “Опричнина была в значительной мере плодом чересчур пугливого воображения царя. Иван направлял её против страшной крамолы, будто бы гнездившейся в боярской среде и грозившей истреблению всей царской семьи”. Н.М.Карамзин, описывая ужасы казней, ставшими обычными в государстве, говорит, что “Иоанн достиг высшей степени безумного своего тиранства”. Д.Н.Альшиц считает, что опричнина не случайна и не кратковременна, а является необходимым этапом становления самодержавия, начальной формой аппарата его власти.