Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание технологии

Использование проектного метода на уроках черчения

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 439

Комашинский Андрей Иванович, учитель технологии

Цель курса

Волею судьбы, на протяжении 7 лет я преподаю черчение ученикам II ступени обучения. Основная цель этого курса – создание условий по формированию исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления. При реализации цели курса черчения особое место занимает формирование графической грамотности, которая:

Почему именно проектный метод?

Проводя уроки черчения, я стараюсь разнообразить формы их проведения, придавая особое значение самостоятельной деятельности школьников. Три года назад, мною стал использоваться метод проектов, как один из элементов исследовательской деятельности на уроках черчения.

Метод проекта – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий. Он способствует активизации познавательной деятельности, служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определённых личностных качеств.

Метод проекта позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической цепочки – от идеи через цели и задачи, мозговой штурм до реализации и защиты. Проектная деятельность основана, прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся, гибкой организации процесса обучения. В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, выполняются и осваиваются ими не только конкретные поисковые действия, но и в системе решаются разнообразные задачи.

Меня, как учителя, в методе проекта привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащегося.

Задачи проектного метода

При работе в проектном методе мною были поставлены следующие задачи:

  1. Способствовать повышению личной уверенности каждого ученика, его самореализации и рефлексии. Через проживание “ситуации успеха”, через осознание себя, своих возможностей, а также личностного роста в процессе выполнения проекта.
  2. Развивать исследовательские умения анализировать проблемную ситуацию, осуществлять отбор необходимой информации.
  3. Проводить наблюдения, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы. Осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы.

Что делаю я

Для осуществления поставленных задач мне необходимо было создать особое пространство взаимоотношений, обеспечивающее деятельность и учителя, и ученика в новом образовательном пространстве. В нём я с огромным удовольствием веду учащихся по пути субъективного открытия, управляю их проектной деятельностью, в которую составными элементами входят и проблемно-исследовательская, и деятельностная, и рефлексивная, и коммуникативная работа.

Для проектной деятельности, из всех тем программы по черчению я выбрал раздел “Архитектурно-строительные чертежи”, предлагая всему классу осуществить проект “Дом моей мечты”. Этот вид деятельности индивидуальный и рассчитан таким образом, чтобы каждый ученик сам для себя выполнил по общей схеме именно свой проект.

Проект “Дом моей мечты” должен быть оформлен на двух стандартных листах формат А4. На одном листе оформляется план местности, где располагается непосредственно сам проектируемый дом, разбивается участок, с подъездными путями, прогулочные дорожки и вспомогательные помещения. На другом листе ученику необходимо начертить фасад дома своей мечты, сделать его план и показать разрез этого дома. Таким образом, я задаю жёсткие параметры, очерчивая необходимые контуры будущего проекта, а характер расположения и сама содержательная часть – это творчество и фантазия самого ученика. (Некоторые проекты “Дом моей мечты” представлены в файлах “Рисунок 1,2,3,4”)

Роль и значение учителя на этапе проектной деятельности претерпевает значительные изменения. С одной стороны, он должен постоянно напоминать ученикам о выполнении необходимых жестких внешних параметрах, с другой стороны, давать возможность и постоянно побуждать учеников к творчеству.

Что делает ученик

На вводном уроке мною даётся под запись и тщательнейшим образом разбирается методика работы ученика в проектном методе “Дом моей мечты”:

  1. Подготовка к работе над проектом.
  2. Сбор информации и её ранжирование. Использование различных источников информации и изучение строительных атласов.
  3. Разработка первоначального собственного варианта изображения своего проекта на листах бумаги.
  4. Корректировка проекта после получения консультации у руководителя проекта.
  5. Реализация окончательного варианта своего проекта.
  6. Подготовка к защите проекта.
  7. Презентация проекта.
  8. Рефлексия (анализ).

Трудности проектного метода

В ходе проектирования самым сложным для ученика являются:

Выводы

  1. Метод проектов, кроме исследовательских задач, позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. К таким качествам можно отнести умение выбирать из различных источников необходимый материал, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты своей деятельности.
  2. Школьник, работая в системе проекта и выполняя его, выявляет потребности приложения своих сил, находит возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяет себя в реальном деле, учится целеустремлённости и настойчивости, берёт на себя ответственность.
  3. Научно-исследовательская работа приучает ребят самостоятельно добывать знания и конструировать их, учит анализировать и отбирать нужный материал, расширяет круг общения, развивает познавательные навыки, критическое мышление и помогает ориентироваться в информационном пространстве.
  4. Метод проекта всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Для учащихся работа в проектном методе представляет интерес только в том случае, если получены реальные и осязаемые результаты его деятельности.
  5. И ещё очень важная способность формируется у учащихся - ощущать себя личностью, учиться подчинять свой темперамент, характер, время для получения конечного результата.

Именно в проектной деятельности создаются условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту, способности к реализации собственной “Я-концепции” (“Я могу”, “Я хочу”, “Я нравлюсь” и т.д.), для освоения интеллектуальных средств познания и исследования мира. Участие в проекте позволяет приобрести учащимся уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.