Тема урока-практикума “А.С.Пушкин и декабристы” выбрана мной не случайно. Историю движения декабристов учащиеся изучают в 8-м классе. Поэтому очень важно в столь юном возрасте проникнуться духом эпохи начала XIX века, познакомиться с людьми того времени, их взглядами, мыслями, образом жизни. Лучше всего для ознакомления обратиться к историко-литературному анализу.
Я попыталась создать модель урока-практикума, основываясь на истории написания стихотворения А.С.Пушкина “И.И.Пущину”. В качестве источников использованы не только стихи и мемуары А.С.Пушкина, но и воспоминания И.И.Пущина.
Тема урока занимает логическое место в курсе истории России XIX века. Урок-практикум завершает тему “Движение декабристов в России” и носит интегрированный характер с литературой.
Тип урока – урок применения знаний и формирования умений и навыков учащихся.
Вид урока – практикум с использованием технологии групповой работы с элементами критического мышления.
В течение урока учащиеся проходят трехфазовую модель технологии критического мышления:
а) подготовку материала (определение целей, задач, направлений, актуализацию имеющихся знаний),
б) активизацию учащихся на уроке (использование приемов, которые заставляют ученика работать на уроке),
Работа в группах на уроке основывается на обмене оценками, мнениями. Происходит непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые становятся активными субъектами собственного учения. В течение урока ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение и прислушиваться к мнению других. Также он сопоставляет, сравнивает свою точку зрения с точками зрения своих одноклассников. Проблемная ситуация на уроке-практикуме активизирует познавательный поиск.
Цели урока:
Образовательная.
Воспитательная.
На примере дружбы А.С.Пушкина и. И.И.Пущина рассмотреть моральные аспекты человеческих отношений, которым не страшны любые испытания, связанные с политической ситуацией в России в I четверти XIX века.
Развивающая:
Оборудование:
Кто оценивает На “5” На “4” На “3” На “2” Самооценка Коллеги по команде Учитель
Таблица заполняется в конце урока, из трех оценок складывается одна.
Оформление классной доски.
а) Вопросы к уроку:
б) Табло с результатами эффективности работы в группах:
№ цикла 1 группа 2 группа 3 группа 1 цикл 2 цикл 3 цикл
За каждый правильный ответ группа получает один балл, за неправильный ответ с нее снимается один балл. При подведении итогов учитель учитывает количество набранных баллов. Та группа, которая наберет большее количество баллов, получает более высокую оценку на уроке. Оценка ставится в таблицу самоконтроля и в журнал.
3. Подготовка Листов самооценки.
Ход урока
Знакомство учащихся с целями и задачами урока.
Необходимо подчеркнуть, что данный урок является завершающим при изучении темы “Движение декабристов”. Обращается внимание на пример замечательной дружбы декабриста И.И.Пущина с поэтом А.С.Пушкиным, который создал прекрасное стихотворение, посвященное другу. Именно оно поможет разобраться в сложных отношениях между друзьями и раскроет тайну – почему декабристы не привлекали поэта к своей общественно-политической деятельности?
Объяснение условий работы в группах.
Класс делится на три группы. В ходе анализа источников участники групп будут отвечать на вопросы учителя. При этом учитывается быстрота и правильность ответов. Результаты фиксируются на табло. Ученики заполняют Лист самооценки, который заготовлен заранее. Опережающее задание тоже влияет на количество баллов, заработанных каждой группой.
Контроль за выполнением опережающих заданий.
Учащиеся делают сообщения об И.И. Пущине (биография, общественно-политическая деятельность).
Учащиеся читают стихотворение А.С.Пушкина “И.И.Пущину”.
После прочтения учитель знакомит учащихся с причинами ссылки А.С.Пушкина в село Михайловское.
Работа с источником.
Учащиеся читают отрывки из воспоминаний И.И.Пущина “Записки о Пушкине”. Им предлагается ответить на вопрос 1 цикла – почему декабристы не привлекали поэта к своей общественно-политической деятельности? Учащиеся снова возвращаются к стихотворению “И.И.Пущину”.
Учитель просит ребят обратить внимание на дату написания чернового варианта стихотворения (первая редакция – начало 1825 года, вторая редакция (1825г.), последняя редакция – 13 декабря 1826 года). Далее он акцентирует внимание на том, что черновик создавался после встречи А.С.Пушкина и И.И. Пущина в Михайловском, под впечатлением этой встречи – но до восстания. Окончательный же текст послания “Мой первый друг…” имеет авторскую дату 13 декабря 1826 года. Таким образом, между началом и завершением короткого стихотворения прошло более года, но в промежутке – роковой декабрь, Сенатская площадь.
Учитель знакомит учащихся с точкой зрения исследователя творчества А.С.Пушкина Н.Эйдельмана, который считает, что черновик создавался в одну историческую эпоху, а окончательный вариант – в другую.
Учащиеся по группам анализируют обращение А.С.Пушкина И.И.Пущину (каждая группа работает с определенной редакцией стихотворения), чтобы определить причины недоверия И.И.Пущина к своему лицейскому другу. Результаты озвучиваются:
1 группа | 2 группа | 3 группа |
“первый друг” “давний друг” | “первый друг” “нежданный гость” | “первый друг” “брат любезный” |
Учащиеся делают вывод, что черновой вариант наталкивает на мысль, что А.С. Пушкин чем-то обеспокоен, его мучает недоговоренность, недоверие между ними. Учитель предлагает учащимся найти подтверждение смятения, тревоги у А.С.Пушкина. Ставится вопрос: как поэт называет свой дом?
1 группа | 2 группа | 3 группа |
“шалаш опальный” | “забытый кров” | “двор уединенный” |
Учитель подчеркивает, что поэт, узнав о ссылке своего друга, в окончательном варианте не преувеличивает значение своего опального положения. Ставится вопрос: как А.С.Пушкин называет себя в черновом варианте?
1 группа | 2 группа | 3 группа |
“печальный друг” | “изгнанник” | – |
Вопрос к 3 группе: “О чем может говорить строка: “Где ты? Где я?”. Учащиеся могут предположить, что поэт чувствует какую-то недоговоренность между ним и И.И.Пущиным.
Далее делается общий вывод по вопросу 1 цикла. Группы предлагают свои варианты ответов, учитель их обобщает и вновь обращает внимание на уже упоминавшееся высказывание Н.Эйдельмана.
Ставится вопрос: “Почему И.И.Пущин не захотел открыться другу, рассказать ему о тайном обществе, в котором он состоял?” Группы анализируют отрывки из воспоминаний И.И.Пущина “Записки о Пушкине”. Ответ содержится непосредственно в источнике: “Подвижность, пылкость его нрава, сближение с людьми ненадежными пугали меня”.
Контроль за выполнением опережающих заданий.
Учитель предлагает учащимся вспомнить стихотворения А.С.Пушкина “Деревня”, “Ода на свободу” и ответить на вопрос: “Как, с точки зрения декабристов, А.С.Пушкин действовал на благо общества?” Подводя итого обсуждению, учитель делает вывод, что А.С.Пушкин не привлекался в тайные общества декабристов, поскольку они считали, что эти два стихотворения уже сыграли свою роль в борьбе с царизмом.
Работа с источником.
Учащиеся читают отрывки из воспоминаний И.И.Пущина “Записки о Пушкине”. Им предлагается ответить на вопрос: “Переживает ли И.И.Пущин о том, что он скрывает от друга существование тайного общества?” Учащиеся утвердительно отвечают на этот вопрос, используя текст: “Преследуемый мыслию, что у меня есть тайна от Пушкина и что, может быть, этим самым я лишаю общество полезного деятеля, почти решился броситься к нему и все высказать, зажмуря глаза на последствия…”. Учитель просит школьников вспомнить, какой случай останавливает И.И.Пущина от признаний другу.
Контроль за выполнением опережающих заданий.
Учащиеся рассказывают романтическую историю отношений А.С.Пушкина с Воронцовой Е.К. Именно эта история, рассказанная отцом поэта И.И. Пущину, и заставила последнего отказаться от мысли рассказать А.С.Пушкину о существовании тайного общества. Учащиеся находят подтверждение этому в источнике: “Я задумался, и, признаюсь, эта история, произвела свое впечатление; мысль о принятии Пушкина исчезла из моей головы…”
Работа с источником.
Ставится ли вопрос: “Оправдывает ли А.С.Пушкин молчание своего друга?” Учащиеся находят ответ в источнике: “Может быть, ты и прав, что мне не доверяешь. Верно, я этого доверия не стою – по многим моим глупостям”.
Учитель делает вывод по вопросу 1-го цикла: после восстания на Сенатской площади между друзьями нет никаких тайн. Это подтверждается мнением Н.Эйдельмана: “То, что могло огорчить Пушкина, в чем поэт видел известное недоверие, отчужденность – теперь об этом нечего толковать. Пущин дошел по своей тропе до конца; не стоит теперь рассуждать и об “избранном сане”, “почтении граждан”: прежде, до восстания, за этими строками пряталось пушкинское многознание насчет тайного общества, Пушкина-конспиратора; теперь, когда все вышло на свет, нечего прятать, намекать”.
2-й цикл работы с источниками предполагает ответить на вопросы: как поэт относился к факту восстания на Сенатской площади и чем поэт объясняет поражение декабристов? Учащиеся приступают к работе с другим источником – отрывками из работы Ю.М.Лотмана “Из размышлений над творческой эволюцией А.С.Пушкина”. Они делают вывод, что “в истории победивший всегда прав не только правотой грубой, материальной силы, но и причастностью к скрытым законам истории”. Смысл этих строк заключается в том, что А.С.Пушкин считает причиной поражения восстания декабристов незыблемость и нерушимость системы российского самодержавия.
Контроль за выполнением опережающих заданий.
Учащиеся делают сообщения о В.А. Жуковском и А.А.Дельвиге (биография, общественно-политическая деятельность).
Работа с источником.
Школьникам предлагается познакомиться с отрывками из писем А.С.Пушкина к В.А.Жуковскому и А.А.Дельвигу и ответить на следующие вопросы: “Как поэт называет участников восстания?” и “Скрывает ли Пушкин свою дружбу с заговорщиками?” На основе анализа источников ученики выясняют, что поэт называл участников восстания “возмутителями”, но своей дружбы с ними не скрывал. Учитель цитирует высказывание Н.Эйдельмана (“Призыв поэта не бояться правды о 14 декабря адресован … идеализированному образу самодержавия, что сложился у Пушкина “в надежде славы и добра”) и делает вывод об отношении А.С.Пушкина к оценке событий 14 декабря 1825 года, основываясь на высказываниях самого поэта: “Последние происшествия обнаружили много печальных истин. Недостаток просвещения и нравственности вовлек многих молодых людей в преступные заблуждения. Ясно, что походам 1813 и 1814 года, пребыванию наших войск во Франции и Германии должно приписать сие влияние на дух и нравы того поколения, коего несчастные представители погибли в наших глазах” (А.С.Пушкин. О народном воспитании. 1826).
Работа 2-го цикла завершается выявлением причин возникновения декабризма в России.
Недостаток просвещения и нравственности.
Влияние заграничных походов 1813-1814 гг. на умы и настроения передовых офицеров армии.
3-й цикл работы посвящен ответу на вопрос о взаимоотношениях поэта и царя после поражения восстания декабристов. Учащиеся анализируют стихотворение А.С.Пушкина “Стансы” и отвечают на следующие опросы:
Как поэт определяет путь развития России?
Что А.С.Пушкин советует предпринять императору в отношении оппозиции?
Какая форма власти, по мнению поэта, должна быть в России?
Почему поэта заинтересовал образ Петра Первого?
Обсуждая ответы на вопросы, учитель делает вывод об отношении поэта к декабристам в целом, используя при этом высказывание Н.Эйдельмана: “Декабристы: они получают у Пушкина полное нравственное признание: у них – “дум высокое стремленье”, погибая, они выкрикнули истины, которые нельзя игнорировать и правительство должно задуматься”.
После этого подводятся итоги эффективности работы каждой группы по двум направлениям: заполнение Листа самооценки и подсчет баллов на табло. Выявляется группа-победительница. Затем обсуждаются Листы самооценки учащихся и выставляются оценки за работу на уроке.
В качестве домашнего задания учитель предлагает учащимся написать сочинение по теме “Моя точка зрения на причины поражения движения декабристов в России”.
Источники