Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Урок-практикум по теме А.С. Пушкин и декабристы

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 361

Трофимчук Елена Анатольевна, учитель истории

Тема урока-практикума “А.С.Пушкин и декабристы” выбрана мной не случайно. Историю движения декабристов учащиеся изучают в 8-м классе. Поэтому очень важно в столь юном возрасте проникнуться духом эпохи начала XIX века, познакомиться с людьми того времени, их взглядами, мыслями, образом жизни. Лучше всего для ознакомления обратиться к историко-литературному анализу.

Я попыталась создать модель урока-практикума, основываясь на истории написания стихотворения А.С.Пушкина “И.И.Пущину”. В качестве источников использованы не только стихи и мемуары А.С.Пушкина, но и воспоминания И.И.Пущина.

Тема урока занимает логическое место в курсе истории России XIX века. Урок-практикум завершает тему “Движение декабристов в России” и носит интегрированный характер с литературой.

Тип урока – урок применения знаний и формирования умений и навыков учащихся.

Вид урока – практикум с использованием технологии групповой работы с элементами критического мышления.

В течение урока учащиеся проходят трехфазовую модель технологии критического мышления:

а) подготовку материала (определение целей, задач, направлений, актуализацию имеющихся знаний),

б) активизацию учащихся на уроке (использование приемов, которые заставляют ученика работать на уроке),

Работа в группах на уроке основывается на обмене оценками, мнениями. Происходит непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые становятся активными субъектами собственного учения. В течение урока ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение и прислушиваться к мнению других. Также он сопоставляет, сравнивает свою точку зрения с точками зрения своих одноклассников. Проблемная ситуация на уроке-практикуме активизирует познавательный поиск.

Цели урока:

Образовательная.

Воспитательная.

На примере дружбы А.С.Пушкина и. И.И.Пущина рассмотреть моральные аспекты человеческих отношений, которым не страшны любые испытания, связанные с политической ситуацией в России в I четверти XIX века.

Развивающая:

Оборудование:

Кто оценивает На “5” На “4” На “3” На “2”
Самооценка
Коллеги по команде
Учитель

Таблица заполняется в конце урока, из трех оценок складывается одна.

Оформление классной доски.

а) Вопросы к уроку:

б) Табло с результатами эффективности работы в группах:

№ цикла 1 группа 2 группа 3 группа
1 цикл
2 цикл
3 цикл

За каждый правильный ответ группа получает один балл, за неправильный ответ с нее снимается один балл. При подведении итогов учитель учитывает количество набранных баллов. Та группа, которая наберет большее количество баллов, получает более высокую оценку на уроке. Оценка ставится в таблицу самоконтроля и в журнал.

Подготовительный этап к уроку

  1. Деление на три группы с учетом способностей учащихся. В группе должны быть дети с разным уровнем подготовки.
  2. Оглашение опережающих заданий по теме урока:
    Найти биографические сведения о В.А.Жуковском, А.А.Дельвиге, И.И.Пущине, Е.К.Воронцовой.
    Найти описание встречи А.С.Пушкина и И.И.Пущина в Михайловском.
    Прочитать и сделать анализ стихотворений А.С.Пушкина “Деревня”, “Ода на свободу”.

3. Подготовка Листов самооценки.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Знакомство учащихся с целями и задачами урока.

Необходимо подчеркнуть, что данный урок является завершающим при изучении темы “Движение декабристов”. Обращается внимание на пример замечательной дружбы декабриста И.И.Пущина с поэтом А.С.Пушкиным, который создал прекрасное стихотворение, посвященное другу. Именно оно поможет разобраться в сложных отношениях между друзьями и раскроет тайну – почему декабристы не привлекали поэта к своей общественно-политической деятельности?

Объяснение условий работы в группах.

Класс делится на три группы. В ходе анализа источников участники групп будут отвечать на вопросы учителя. При этом учитывается быстрота и правильность ответов. Результаты фиксируются на табло. Ученики заполняют Лист самооценки, который заготовлен заранее. Опережающее задание тоже влияет на количество баллов, заработанных каждой группой.

II. Работа учащихся в группах

Контроль за выполнением опережающих заданий.

Учащиеся делают сообщения об И.И. Пущине (биография, общественно-политическая деятельность).

Учащиеся читают стихотворение А.С.Пушкина “И.И.Пущину”.

После прочтения учитель знакомит учащихся с причинами ссылки А.С.Пушкина в село Михайловское.

Работа с источником.

Учащиеся читают отрывки из воспоминаний И.И.Пущина “Записки о Пушкине”. Им предлагается ответить на вопрос 1 цикла – почему декабристы не привлекали поэта к своей общественно-политической деятельности? Учащиеся снова возвращаются к стихотворению “И.И.Пущину”.

Учитель просит ребят обратить внимание на дату написания чернового варианта стихотворения (первая редакция – начало 1825 года, вторая редакция (1825г.), последняя редакция – 13 декабря 1826 года). Далее он акцентирует внимание на том, что черновик создавался после встречи А.С.Пушкина и И.И. Пущина в Михайловском, под впечатлением этой встречи – но до восстания. Окончательный же текст послания “Мой первый друг…” имеет авторскую дату 13 декабря 1826 года. Таким образом, между началом и завершением короткого стихотворения прошло более года, но в промежутке – роковой декабрь, Сенатская площадь.

Учитель знакомит учащихся с точкой зрения исследователя творчества А.С.Пушкина Н.Эйдельмана, который считает, что черновик создавался в одну историческую эпоху, а окончательный вариант – в другую.

Учащиеся по группам анализируют обращение А.С.Пушкина И.И.Пущину (каждая группа работает с определенной редакцией стихотворения), чтобы определить причины недоверия И.И.Пущина к своему лицейскому другу. Результаты озвучиваются:

1 группа 2 группа 3 группа
“первый друг”

“давний друг”

“первый друг”

“нежданный гость”

“первый друг”

“брат любезный”

Учащиеся делают вывод, что черновой вариант наталкивает на мысль, что А.С. Пушкин чем-то обеспокоен, его мучает недоговоренность, недоверие между ними. Учитель предлагает учащимся найти подтверждение смятения, тревоги у А.С.Пушкина. Ставится вопрос: как поэт называет свой дом?

1 группа 2 группа 3 группа
“шалаш опальный” “забытый кров” “двор уединенный”

Учитель подчеркивает, что поэт, узнав о ссылке своего друга, в окончательном варианте не преувеличивает значение своего опального положения. Ставится вопрос: как А.С.Пушкин называет себя в черновом варианте?

1 группа 2 группа 3 группа
“печальный друг” “изгнанник”

Вопрос к 3 группе: “О чем может говорить строка: “Где ты? Где я?”. Учащиеся могут предположить, что поэт чувствует какую-то недоговоренность между ним и И.И.Пущиным.

Далее делается общий вывод по вопросу 1 цикла. Группы предлагают свои варианты ответов, учитель их обобщает и вновь обращает внимание на уже упоминавшееся высказывание Н.Эйдельмана.

Ставится вопрос: “Почему И.И.Пущин не захотел открыться другу, рассказать ему о тайном обществе, в котором он состоял?” Группы анализируют отрывки из воспоминаний И.И.Пущина “Записки о Пушкине”. Ответ содержится непосредственно в источнике: “Подвижность, пылкость его нрава, сближение с людьми ненадежными пугали меня”.

Контроль за выполнением опережающих заданий.

Учитель предлагает учащимся вспомнить стихотворения А.С.Пушкина “Деревня”, “Ода на свободу” и ответить на вопрос: “Как, с точки зрения декабристов, А.С.Пушкин действовал на благо общества?” Подводя итого обсуждению, учитель делает вывод, что А.С.Пушкин не привлекался в тайные общества декабристов, поскольку они считали, что эти два стихотворения уже сыграли свою роль в борьбе с царизмом.

Работа с источником.

Учащиеся читают отрывки из воспоминаний И.И.Пущина “Записки о Пушкине”. Им предлагается ответить на вопрос: “Переживает ли И.И.Пущин о том, что он скрывает от друга существование тайного общества?” Учащиеся утвердительно отвечают на этот вопрос, используя текст: “Преследуемый мыслию, что у меня есть тайна от Пушкина и что, может быть, этим самым я лишаю общество полезного деятеля, почти решился броситься к нему и все высказать, зажмуря глаза на последствия…”. Учитель просит школьников вспомнить, какой случай останавливает И.И.Пущина от признаний другу.

Контроль за выполнением опережающих заданий.

Учащиеся рассказывают романтическую историю отношений А.С.Пушкина с Воронцовой Е.К. Именно эта история, рассказанная отцом поэта И.И. Пущину, и заставила последнего отказаться от мысли рассказать А.С.Пушкину о существовании тайного общества. Учащиеся находят подтверждение этому в источнике: “Я задумался, и, признаюсь, эта история, произвела свое впечатление; мысль о принятии Пушкина исчезла из моей головы…”

Работа с источником.

Ставится ли вопрос: “Оправдывает ли А.С.Пушкин молчание своего друга?” Учащиеся находят ответ в источнике: “Может быть, ты и прав, что мне не доверяешь. Верно, я этого доверия не стою – по многим моим глупостям”.

Учитель делает вывод по вопросу 1-го цикла: после восстания на Сенатской площади между друзьями нет никаких тайн. Это подтверждается мнением Н.Эйдельмана: “То, что могло огорчить Пушкина, в чем поэт видел известное недоверие, отчужденность – теперь об этом нечего толковать. Пущин дошел по своей тропе до конца; не стоит теперь рассуждать и об “избранном сане”, “почтении граждан”: прежде, до восстания, за этими строками пряталось пушкинское многознание насчет тайного общества, Пушкина-конспиратора; теперь, когда все вышло на свет, нечего прятать, намекать”.

2-й цикл работы с источниками предполагает ответить на вопросы: как поэт относился к факту восстания на Сенатской площади и чем поэт объясняет поражение декабристов? Учащиеся приступают к работе с другим источником – отрывками из работы Ю.М.Лотмана “Из размышлений над творческой эволюцией А.С.Пушкина”. Они делают вывод, что “в истории победивший всегда прав не только правотой грубой, материальной силы, но и причастностью к скрытым законам истории”. Смысл этих строк заключается в том, что А.С.Пушкин считает причиной поражения восстания декабристов незыблемость и нерушимость системы российского самодержавия.

Контроль за выполнением опережающих заданий.

Учащиеся делают сообщения о В.А. Жуковском и А.А.Дельвиге (биография, общественно-политическая деятельность).

Работа с источником.

Школьникам предлагается познакомиться с отрывками из писем А.С.Пушкина к В.А.Жуковскому и А.А.Дельвигу и ответить на следующие вопросы: “Как поэт называет участников восстания?” и “Скрывает ли Пушкин свою дружбу с заговорщиками?” На основе анализа источников ученики выясняют, что поэт называл участников восстания “возмутителями”, но своей дружбы с ними не скрывал. Учитель цитирует высказывание Н.Эйдельмана (“Призыв поэта не бояться правды о 14 декабря адресован … идеализированному образу самодержавия, что сложился у Пушкина “в надежде славы и добра”) и делает вывод об отношении А.С.Пушкина к оценке событий 14 декабря 1825 года, основываясь на высказываниях самого поэта: “Последние происшествия обнаружили много печальных истин. Недостаток просвещения и нравственности вовлек многих молодых людей в преступные заблуждения. Ясно, что походам 1813 и 1814 года, пребыванию наших войск во Франции и Германии должно приписать сие влияние на дух и нравы того поколения, коего несчастные представители погибли в наших глазах” (А.С.Пушкин. О народном воспитании. 1826).

Работа 2-го цикла завершается выявлением причин возникновения декабризма в России.

Недостаток просвещения и нравственности.

Влияние заграничных походов 1813-1814 гг. на умы и настроения передовых офицеров армии.

3-й цикл работы посвящен ответу на вопрос о взаимоотношениях поэта и царя после поражения восстания декабристов. Учащиеся анализируют стихотворение А.С.Пушкина “Стансы” и отвечают на следующие опросы:

Как поэт определяет путь развития России?

Что А.С.Пушкин советует предпринять императору в отношении оппозиции?

Какая форма власти, по мнению поэта, должна быть в России?

Почему поэта заинтересовал образ Петра Первого?

Обсуждая ответы на вопросы, учитель делает вывод об отношении поэта к декабристам в целом, используя при этом высказывание Н.Эйдельмана: “Декабристы: они получают у Пушкина полное нравственное признание: у них – “дум высокое стремленье”, погибая, они выкрикнули истины, которые нельзя игнорировать и правительство должно задуматься”.

После этого подводятся итоги эффективности работы каждой группы по двум направлениям: заполнение Листа самооценки и подсчет баллов на табло. Выявляется группа-победительница. Затем обсуждаются Листы самооценки учащихся и выставляются оценки за работу на уроке.

В качестве домашнего задания учитель предлагает учащимся написать сочинение по теме “Моя точка зрения на причины поражения движения декабристов в России”.

Использованная литература

Источники

  1. Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т.2. Таллин, 1992.
  2. Пушкин А.С. Пущину И.И. (“Мой первый друг, мой друг бесценный”). // Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 томах. М., 1981, том X.
  3. Пушкин А.С. Письма к Дельвигу А.А. и Жуковскому В.А. // Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 томах. М., 1981, том Х.
  4. Пущин И.И. Записки о Пушкине. М., 1969.
  5. Эйдельман Н. Пушкин. История и современность в художественном сознании поэта. М., 1984.

Литература

  1. Гессен Л.И. Набережная Мойки, 12. Л., 1969.
  2. Йосифова Б. Декабристы. М., 1983.
  3. Керн А.П. Воспоминания о Пушкине. М., 1988.
  4. Лобикова И.М. Знакомство А.С.Пушкина с декабристами. М., 1980.
  5. Русский писатели – А.С.Пушкину. М., 1986.
  6. Тропа к Пушкину. М., 1974.
  7. Черейский Л.А. Пушкин и его окружение. М., 1988.