Кодирование информации, 5 класс, 12 урок.
Данный урок является текущим по программе. На данном уроке, идет знакомство с информационным процессом – кодирование информации.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: изучение нового материала по теме «Кодирование информации» с использованием наглядных схем и презентации, с попутным повторением знаний учащихся по разделу «Информация вокруг нас» и на практике показать учащимся способы кодирования информации.
Основным методом при реализации образовательных задач, является иллюстративно – объяснительный. Для стимулирования мыслительной деятельности учащихся их внимание акцентируется на теме в ходе диалога, кроме того, используются наглядные методы обучения (презентация подготовленная в NoteBook). При закреплении используется работа в парах и индивидуальная работа на персональном компьютере с использованием программных средств. Домашнее задание направлено на развитие познавательного интереса к данной теме и предмету в целом.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Основные понятия: условный знак; код; кодирование.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация «Кодирование информации» (Приложение 1, выполнено для интерактивной доски в программе-notebook), раздаточный материал: таблицы с азбукой Морзе, карточки с заданиями.
(Приложение 1,страница 2)
– Прочтите эпиграф нашего урока: «Если человек не знает, к какой пристани он идет, то ни какой ветер не будет ему попутным!» Автор этих слов Луций Аней Сенека, римский философ, который родился в 4 году до н.э.
– Как вы понимаете это высказывание?
– Актуально ли оно в настоящее время?
– Я желаю вам попутного ветра в приобретении новых знаний.
– Кто приступил к выполнению задания под звездочкой *Р.Т. №5 с.6?
– Скажите где вы взяли материал для ответов? (учебник истории)
Учителем назначается консультант – тот ребенок, который на предыдущем уроке выполнил задания на отлично. В результате четверо ребят получают отметки.
Консультант | |
Тест | Приложение 2 |
Карточка 1 | Приложение 3 |
Карточка 2 | Приложение 4 |
Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы с вами повторим материал, изученный на предыдущих уроках.
Вопросы учителя:
Сопоставить человека и компьютер (страница 5)
Человек | ПК | |
Получение информации | Органы чувств | Устройства ввода |
Обработка информации | Мозг | Процессор |
Хранение информации | Память | Жесткий диск |
Передача | Жесты, голос, мимика | Устройства вывода |
Спасибо молодцы!
Кто работал на карточках, сдаем их консультантам.
– Дорогие ребята! Приглашаю вас в прекрасную страну. Чтобы узнать ее название, давайте обратим внимание на следующую страниц (страница 6). Эта девочка пытается нам что-то сказать. Как вы думаете, что она хочет сообщить нам этим жестом? (показывает число 5, показывает, что всё хорошо, передает привет)
Но мы не можем точно утверждать, что именно он нам хочет сказать, поскольку в разных странах одни и те же жесты означают совершенно разное. И что же следует предпринять, чтобы правильно понять людей этих стран? (знать жесты, знать, что они означают, какое действие, предмет, явление этими жестами закодировано).
– Тема нашего урока (открывается часть шторки)
– Ничего не понимаю? Кто может прочесть? Что произошло со словом? (закодировано).
(Открывается правая часть шторки и дети разгадывают слово – кодирование)
– Запишите тему нашего урока «Кодирование информации». Работа ведется в тетради по карте урока (Приложение 5)
Игра. Покажите с помощью жестов:
а) просьбу сохранять молчание; погрозите; покажите важность темы (указательным пальцем);
б) удивление, сомнение (пожиманием плечами);
в) несогласие, согласие (движением головы).
– Информация, которую мы получаем из окружающего мира поступает к нам в виде условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Это свет, звук, запах, касания, это слова, значки, символы, жесты и движения.
Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.
Ребята, давайте запишем определения, что такое код, кодирование (Приложение 5) и (страница 7)
Код – это система условных знаков для представления информации.
Кодирование – формирование представления информации с помощью некоторого кода. (или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки).
Декодирование – это процесс восстановления содержания закодированной информации.
Способ кодирования зависит от цели, ради которой осуществляется. (Прилож. 5)
Существует три основных способа кодирования информации (страница 8):
Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так
Для передачи информации, людьми были придуманы специальные коды, к ним относятся: азбука Брайля, азбука Морзе (страница 13).
Существует целая наука криптология, которая изучает шифры, способы шифрования (страница 14).
– А где могут пригодиться вам эти знания?
А теперь разделимся на команды по 4 человека. работаем в группах, расшифровываем закодированную информацию.
Каждая группа получает задание:
1 группа. С помощью азбуки Морзе. (Приложение 6)
2 группа. С помощью цифрового кода.( Приложение 7)
3 группа. С помощью морской семафорной азбуки. (Приложение 8)
4 группа. С помощью графических символов. (Приложение 9)
– Сообщите информацию, которую несет ваша карточка.
(Приложение 10)
– Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подумаем, что мы с вами сегодня успели сделать, над какой проблемой поработали:
§ 1.6 учебника, Задания РТ: №15 – №19.
* (по желанию) Закодировать свое имя, используя азбуку Морзе и шифр Цезаря
ЛИТЕРАТУРА: