Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Урок по истории Гроза двенадцатого года

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 394

Журавлёва Ирина Михайловна, учитель истории, обществознания, ОРКСЭ, МХК

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15,28 МБ)


“Гроза двенадцатого года
Настала - кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?”
А.С.Пушкин.

Жанр: урок (2 часа)

Учебный предмет: история

Класс: 8

Ожидаемые результаты. После этого занятия учащиеся смогут:

Знания

Умения и навыки:

Отношения, ценности, внутренние установки:

Оборудование:

1. Компьютеры.

2. WiFi

3. Мультимедийный проектор.

4. Экран.

5. Колонки.

6. Музыкальное компьютерное сопровождение.

8. Карта настенная.

9. Настольный атлас карт.

10. Авторская мультимедийная презентация учителя.

Ресурсы:

Интернет-сайты и интернет-порталы:

Использованная литература:

  1. Г.Д. Бурдей. История России XIX века. Саратов. Издательство “Лицей” 1999.
  2. В. Коротич. Стихотворение “Идя на подвиг”.
  3. М.Ю. Лермонтов. Стихотворение “Бородино”.
  4. М. Цветаева. Стихотворение “Генералам 12 года”.

План занятия

1. Объявление темы, учебных результатов и хода занятия .

Учитель приветствует учащихся. Мультимедийный проектор проецирует репродукции полотен художников об Отечественной войне 1812 года, звучит песня на слова Б. Окуджавы “Кавалергарда век не долог...”. Учитель предлагает сформулировать тему урока. Объявляется тема урока.

2. Мотивация.

Отрывок из романа в стихах “Евгений Онегин” А.С.Пушкина: “Гроза двенадцатого года

Настала - кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?”

Вопрос:

Объявляются ход урока и требования к результатам учебной деятельности учащихся на уроке.

3. Изучение нового материала.

Для работы с компьютером и интернетом класс делится на группы по 4-5 человек. Учитель предлагает зайти на портал “ХРОНОС” и скачать на рабочий стол хронологическую таблицу событий Отечественной войны 1812 года.

Затем учащимся предлагается зайти на сайт http://school-collection.edu.ru, найти ресурс ЦОР: Внешняя политика России в 1812-1815гг. (№111595) интерактивная карта (при непрерывном воспроизведении анимация длится 2 минуты 14 секунд). В течение этого времени учитель кратко знакомит учащихся с основными событиями и хронологией Отечественной войны 1812 года. Вслед за учителем учащиеся переключают кнопки с 1 до 9. Называя события и даты, учитель просит учащихся сверяться с хронологической таблицей событий Отечественной войны 1812 г. на рабочем столе компьютера.

Приложение №1.

В результате у учащихся складывается первоначальное представление о событиях Отечественной войны 1812 г.

Работа в группах. Для выполнения основного вопроса урока “Причины победы России в Отечественной войне 1812 г.” организуется работа в группах, т.е. учитель осуществляет деятельностный подход в обучении учащихся. Каждая группа получает своё задание. Для его выполнения необходима работа с дополнительными ресурсами.

Первой группе предстоит охарактеризовать причины войны, выделить цели, планы каждой из сторон в войне, характер войны. Работа идёт по памятке “Как анализировать ход войны”.

Интернет-сайт “Отечественная война 1812 г.”, интернет-портал “ХРОНОС” “Документы и исторические источники”.

Вторая группа выделяет черты сходства и различия организации наполеоновской и русской армий и анализирует причины отступления русских армий от границы к Москве, кратко даёт оценку деятельности М.Б.Барклая де Толли, Наполеона, Ф.Ф. Винцегероде. Работа идёт по памятке “Как анализировать ход войны”. Портреты М.Б.Барклая де Толли, Наполеона, Ф.Ф. Винцегероде.

Интернет-сайты, интернет-порталы: https://metodic-school.ru/?link=1886.2dlrstore-wrapper/
1094adbe-6cf7-4e42-8833-aba73741f2ae/content/guide/biography/index.html
,

Документы и исторические источники на портале “ХРОНОС””, Все картины Эрмитажа. Ч.38. Джордж Доу. Военная галерея1812 года”, “Биографии генералов русской армии 1812-1815 гг.”, “Военная галерея.1812 год”.

Третья группа раскрывает значение Смоленского сражения. Кратко по карте “Бородинское сражение” и ресурсу “ Бородино” проф. ген. Н.П. Михневич презентует рассказ о Бородинской битвы, даёт оценку значению битвы и совета в Филях, а также деятельности Кутузова.

Интернет-сайты, интернет–порталы: https://metodic-school.ru/?link=1886.2dlrstore-wrapper/
1094adbe-6cf7-4e42-8833-aba73741f2ae/content/guide/biography/index.html
,

Документы и исторические источники на портале “ХРОНОС””, Gal@2001-“Залы Эрмитажа. Военная галерея.1812 год”, Карта “Бородинское сражение” flash. http://school-collection.edu.ru, ресурс “ Бородино” проф. ген. Н.П. Михневич. http://school-collection.edu.ru.

Четвёртая группа - краткие сообщения о П.И. Багратионе, генерал-лейтенанте; Н. Н. Раевском, генерале от кавалерии; Н. А. Тучкове (1-й), генерал-лейтенанте, А. А. Тучкове (4-й), генерал-майоре (Девочка читает стихотворение “Генералам 12 года” М. Цветаевой, посвящённое А. А. Тучкову (4-й)). Презентует их портреты. Раскрывает значение Тарутинского маневра, битвы за Малоярославец, переправу через Березину, выделяет основные этапы войны. Интернет-сайты, интернет – порталы: https://metodic-school.ru/?link=1886.2dlrstore-wrapper/
1094adbe-6cf7-4e42-8833-aba73741f2ae/content/guide/biography/index.html
,

Документы и исторические источники на портале “ХРОНОС””, Gal@2001-“Залы Эрмитажа. Военная галерея.1812 год”, “Участники войны 1812 года и кампаний 1813-1814 гг. Все биографии”, Сборник стихов и песен об Отечественной войне 1812 года. См. Приложение № 3.

Пятая группа - краткие сообщения о партизанском движении (Д.В. Давыдове, А.С. Фигнер, А.Н. Сеславине, Г.М. Курине, Василисе Кожиной). Интернет-сайты, интернет - порталы http://school-collection.edu.ru : Г.М. Курин (биографическая справка), портрет Г.М. Курина, Д.В. Давыдов (биографическая справка), портрет Д.В. Давыдова, портрет В. Кожиной, В. Кожина (биографическая справка), А.С.Фигнер (биографическая справка и портрет), А.Н. Сеславин (биографическая справка и портрет).

Шестая группа - объясняет значение термина “Отечественная война”, характеризует причины провала планов Наполеона, значение победы России в Отечественной войне 1812 года. Работа идёт по памятке “Как анализировать ход войны”. Интернет-сайт “Отечественная война 1812 г.”, интернет-портал “ХРОНОС” “Документы и исторические источники”.

Один представитель от группы проводит презентацию результатов работы группы (выступает публично), другие размещают их в таблице в электронном виде. В результате у учащихся складывается целостное представление о войне 1812 года.

В итоге получается таблица, состоящая из следующих столбцов:

Причины войны, характер войны Цели, планы сторон в войне Причины отступления русских армий Основные события войны, этапы Значение Смоленского, Бородинского сражений,совета в Филях Значение Тарутинского маневра, битвы за Малоярославец, переправу через Березину. Роль партизанского движения Значение победы России Причины победы России

(в ходе дискуссии)

4. Интерактивная часть занятия.

Учитель советует повторить памятку “Алгоритм работы с документами” и предлагает проанализировать документы, в которых содержатся различные точки зрения, и высказывать свое отношение к ним. Приложение №3.

Затем дискуссия по вопросу: почему стала возможной победа над противником, не знавшим поражений на полях сражений Западной Европы? Работа по памятке “Как доказывать суждения”.

Звучит стихотворение “Идя на подвиг” В.Коротич.

После того, как группы будут готовы к презентации отчётов, учитель предлагает выделить от каждой группы одного человека в жюри для оценивания выступлений. Учитель просит внимательно выслушать ответы групп и сформулировать свою точку зрения по вопросу: почему стала возможной победа над противником, не знавшим поражений на полях сражений Западной Европы? Свой ответ аргументируйте .

5. Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали о войне 1812 года?

В чём различие двух армий и в чем их сходство?

Возможно ли было реализовать цели, поставленные Наполеоном по завоеванию России?

Закрепление материала и проверка усвоения по тестовым вопросам.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/
7a8782ae-0a01-01b2-00ca-5bff83c9a717/%5BIS89IR_1-4%5D_%5BTQ_01%5D.html

Выводы по занятию. Сегодня при помощи дополнительных цифровых образовательных ресурсов вы познакомились с причинами Отечественной войны 1812 г., её этапами, планами сторон в войне, деятельностью полководцев, подвигами офицеров и простого народа. Мы выяснили характер войны со стороны России и Франции, черты сходства и различия организации наполеоновской и русской армий и пришли к выводу о преимуществе первой, что и привело к отступлению русской армии к Москве. В результате дискуссии мы смогли аргументировано ответить на главный вопрос урока: почему стала возможной победа над противником, не знавшим поражений на полях сражений Западной Европы. Эта война стала поистине “Отечественной”, чудеса храбрости, самопожертвования в которой проявляли и дворянство и крепостные крестьяне – “крещеная собственность”. Недаром Н.Г. Чернышевский писал: “Главными причинами нашего торжества в 1812 году должны быть признаны …патриотизм народа, мужество наших армий и искусство наших полководцев”. Раскрыли значение победы России в Отечественной войне 1812 года. Вы продолжили развитие своих умений и навыков самостоятельной работы с разными типами источников: с документами, с ЦОР, картой, памятками “Как доказывать суждения”, “Алгоритм оценки документа”, “Как анализировать ход войны”. Сегодня мы продолжили оттачивать умение работать в группе, высказывать свою точку зрения, аргументировано доказывать суждения. Я надеюсь, что у Вас зародилось чувство гордости и уважения к подвигу всего российского народа, одержавшего победу над противником, не знавшим поражений на полях сражений Западной Европы. Творческое домашнее задание поможет вам расширить знания о Бородинской битве и познакомиться с произведениями живописи и поэзии, посвящённых этому знаменательному событию.

Домашнее задание: параграф 4, подготовьте рассказ о Бородинской битве, используя картосхему битвы, портреты героев битвы художника Дж. Доу (Интернет-портал “1812”), репродукции картин (Интернет-портал “1812”) П. Гесса, В.В. Верещагина, Ф.А. Рубо, отрывки из стихотворений М.Ю. Лермонтова, высказывания Наполеона и выдержки из донесения М.И. Кутузова Александру I о Бородинской битве.

Приложение № 1. “Хронология”.

Приложение № 2:

Приложение № 3

Приложение № 4. “Точка зрения”:

Приложение № 5. “Оценивание деятельности учащихся в группах учителем”.

Умения Критерии
Работа с ключевыми понятиями Выделяются важные, четко

и полностью определяются – 4 балла

определяются четко, но не всегда полно – 2 балла

отбирается незначительное количество – 0 баллов

Логика изложения Использования правильной структуры ответа – 4 балла

Частично нарушается – 2 балла

Нарушена последовательность изложения – 0 баллов

Манера подачи материала Грамотность речи, последовательность, умение говорить – 4 балла

Небольшая логическая неточность, повторы слов – 2 балла

Недостаточно разработана – 0 баллов

Ценности Оценка, самооценка, умение слушать, применение знаний на практике – 4 балла

Знает, но не использует другие точки зрения – 2 балла

Отказ от своей точки зрения – 0 баллов