Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание технологии

Методические рекомендации для проведения уроков по теме Практикум в химической лаборатории

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 200

Вильданова Валентина Аркадьевна, мастер производственного обучения

ВВЕДЕНИЕ

Успех работы мастера производственного обучения по подготовке квалифицированных рабочих в значительной степени зависит от начала педагогической деятельности. Это касается не только молодых мастеров. Мастера с большим педагогическим стажем прекрасно знают о том, что, начиная работу с группами 1-го курса, хуже нет, когда первое сентября приходиться на день, когда в расписании записано: производственное обучение. Ведь, именно на первый, незнакомый им урок - производственное обучение, ребята стремятся с наибольшим желанием.

Очень хорошо, что тема 6 “Практикум в химической лаборатории” - приходится на 2 курс первого полугодия учебного плана. Учащиеся 2 -го курса прекрасно знают, что такое производственное обучение, что в конце учебного года их ждет выполнение курсовых работ, а, следовательно, и полученный рабочий разряд, в зависимости от выполненной и защищенной курсовой работы.

Несмотря на это, каждому мастеру производственного обучения, нужно твердо помнить, что планирование и подготовка к учебным урокам тесно взаимосвязаны.

Планирование — это часть подготовки, в документации планирования отражаются результаты подготовки мастера производственного обучения к уроку.

Подготовку к уроку можно подразделить на 2 этапа:

1) Перспективную - подготовку к учебному году, изучению очередной темы программы;

2) Текущую - подготовку к очередному уроку.

В данной разработке я буду уделять больше внимания текущей подготовки к очередному уроку.

Основной составляющей в этой подготовке является план урока производственного обучения - это основной планирующий документ для проведения конкретного урока по теме. Именно он является результатом подготовительной работы мастера производственного обучения.

План урока производственного обучения мастер составляет в зависимости от того, какой тип урока выбирается.

Горюшкин В.С. советует выбирать в зависимости от целей следующие типы уроков:

  1. Вводный урок;
  2. Урок сообщения новых знаний; изучение простых приемов и операций;
  3. Урок по выполнению простых комплексных работ;
  4. Урок по выполнению сложных комплексных работ;
  5. Урок закрепление;
  6. Урок обобщения и систематизации знаний;
  7. Урок контрольно- проверочный.

При подготовке к проведению урока по теме или подтеме, мастер производственного обучения должен:

ТИПЫ УРОКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ, ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ, ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ

На изучение темы 6: “Практикум в химической лаборатории” по тематическому плану профессии “Оператор нефтепереработки”, срок обучения 3 года отводится 36 часов.

Подтема 1: Инструктаж по безопасным приемам труда в химической лаборатории. Обучение технике лабораторных работ. Виды химической посуды, используемой при анализе - мытье и сушка; проверка на чистоту. Освоение приемов работы с нагревательными приборами. Освоение приемов работы на технохимических весах: устройство весов; определение нулевой точки; правила взвешивания; аналитический разновес; взятие навесок сыпучих, жидких и твердых веществ; запись результатов.

Этот типа урока - освоение нового материала, Отсюда, можно выбрать следующие обучающие цели урока:

Подтема 2: Обучение методам анализа: качественный и количественный химические анализы. Растворы. Способы выражения концентрации растворов. Приготовление определенного количества раствора заданной процентной концентрации. Определение плотности и температуры приготовленных растворов. Работа со справочным материалом. Методы очистки веществ. Очистка хлорида натрия от механических примесей фильтрованием.

Этот тип урока - освоение нового материала; изучение трудовых приемов и операций. К перечисленным выше обучающим целям урока можно добавить следующие:

Подтема 3: Обучение приемам гравиметрического (весового) анализа. Организация работ по весовому анализу; сущность весового анализа; посуда и оборудование, используемое при проведении анализа; определение влажности каменного угля.

Этот тип урока можно отнести, как к уроку освоения нового материала, так и к уроку закрепления знаний и умений. Обучающими целями урока можно выбрать следующие;

Подтема 4: Обучение приемам титриметрического (объемного) анализа. Организация рабочего места, при проведении объемного анализа. Сущность объемного анализа. Мерная посуда, используемая при анализе. Правила титрования и индикаторы. Отработка приемов отбора жидкостей пипеткой, заполнение мерной колбы, отсчет объема жидкостей по бюретки. Определение карбонатной и общей жесткости воды.

Этот тип урока можно отнести как освоению нового материала, так и комбинированному (смешанному) уроку. Отсюда все представленные цели и задачи.

Подтема 5: Обучение основам технического анализа. Основные задачи технического анализа. Правила отбора проб газов. Посуда и оборудование для определения плотности газов. Химический анализ газов на газоанализаторе ВТИ - 2. Анализ нефтепродуктов. Устройство и сборка прибора для проведения разгонки. Определение температуры застывания. Освоение приемов работы с прибором для определения температуры затвердевания.

Этот тип урока - освоение нового материала. Для обучающих целей можно выбрать перечисленные выше.

Готовясь к уроку производственного обучения, каждый мастер производственного обучения должен обязательно уделять внимание вопросам безопасной работы учащихся. При проведении уроков по теме 6 “Практикум в химической лаборатории”, я обращаю внимание на следующие вопросы:

Подтема 6: Проверочные работы.

Это тип урока контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Для обучающих целей можно выбрать следующие: оценка уровня обучения, оценка уровня умений и навыков, оценка уровня усвоения теоретического материала.

Для выбора постановки развивающих и воспитательных целей урока Горюшкин В.С. советует использовать следующие:

1. Развивающие цели урока:

2. Воспитательные цели урока:

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Наличие общеобразовательных, общетехнических и специальных предметов, а также производственного обучения создает предпосылки для планомерного переноса знаний, умений и навыков на учебно-производственную деятельность учащихся. В учебном процессе осуществляется в единстве теоретическое и производственное обучение, что обуславливает взаимосвязь познавательной, практической и трудовой деятельности учащихся. Базисом использования всей системы теоретических знаний, умений и навыков является производственное обучение как ведущая специфическая особенность учебного процесса в целом.

Слово “связь” означает отношение зависимости, обусловленности, общности между чем-нибудь. Термин “единство” понимается как неразрывность, взаимная связь. Значит можно считать правомерным, что для характеристики взаимной зависимости, неразрывности теории и практики употребляется как слово “единство”, так и слово “связь”.

Основы наук, составляющие общеобразовательные предметы являются фундаментом для общетехнических и специальных учебных предметов, тогда как все знания, полученные при изучении этих дисциплин, имеют прямое или косвенное применение в практике, в производственном обучении. Можно считать, что производственное обучение по отношению к общетехническим и специальным предметам, так и общетехнические, специальные предметы по отношению к основам наук с точки зрения применения знаний выполняют практическую роль. Поэтому межпредметные связи в учебном процессе представляют собой важное звено в общей системе способов связи теоретического обучения с практикой, трудом, производственным обучением.

Психолог М.А.Далилов считает, что принцип систематичности обучения и связи его с практикой выражает необходимость органического сочетания изучения систематических знаний и последовательного овладения умениями и навыками в строго логическом порядке, с одной стороны, и применением этих приобретений в жизни для решения задач практического характера и выполнение трудовых операций - с другой. Далее он подчеркивает, что если система знаний является кардинальным условием их применения, то связь с жизнью, с практикой является величайшим фактором глубокого усвоения системы.

Потому планируя и проводя уроки по теме 6 “Практикум в химической лаборатории”, я уделяю особое внимание межпредметным связям уроков теоретического и практического обучения.

В подтеме 2: “Обучение методам анализа”, я подчеркиваю межпредметные связи с уроками химии. В подтеме 3: “Обучение приемам гравиметрического (весового) анализа” и подтеме 4: “Обучение приемам титриметрического (объемного) анализа” я обращаю внимание на связь с предметом математики, знание которого необходимо для проведения расчетов. При проведении урока по подтеме 5: “Обучение основам технического анализа”, подчеркиваю связь с предметами: процессы и аппараты нефтяной и газовой промышленности; химия и технология нефти и газа. При проведении уроков по теме “Практикум в химической лаборатории” говорю, откуда взяты те или иные сведения, когда были открыты или обнародованы данные о том или ином событии, то есть тем самым подчеркиваю связь с историей. Говоря о воспитательных целях по этой теме, стараюсь подчеркнуть связь с уроками правоведения.

ПЛАН УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ.

КУРС - ВТОРОЙ; ГРУППА - 7-8 ОПЕРАТОРОВ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ.

ТЕМА 6: ПРАКТИКУМ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

ПОДТЕМА 1: Инструктаж по безопасным приемам труда в химической лаборатории; обучение технике лабораторных работ; виды химической посуды, используемые при анализах; мытье и сушка химической посуды, проверка на чистоту; освоение приемов работы с нагревательными приборами; освоение приемов работы на технохимических весах: устройство весов, определение нулевой точки, правила взвешивания, аналитический разновес, взятие навесок сыпучих жидких, твердых веществ, запись результатов.

Цели урока:

1 . Обучающие: изучить с учащимися:

2. Развивающие:

3. Воспитательные:

Место проведения: химическая лаборатория УТЭК 4;

Время проведения: 6 часов;

Учебно-материальное оснащение урока:

ХОД УРОКА

1 .Организационная часть (3 -5мин):

2. Вводный инструктаж (40 - 45 мин):

1) Сообщить тему и цели урока;

2) Провести объяснение нового материала по вопросам:

Вопросы для закрепления пройденного материала:

3. Самостоятельная работа учащихся:

4. Текущий инструктаж. Целевые обходы:

5. Заключительный инструктаж:

Старший мастер: /Петрова О.А./

Мастер ПО: /Вильданова В.А./

ПЛАН УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

КУРС - ВТОРОЙ ГРУППА 7-8 ОПЕРАТОРОВ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ

ТЕМА 6: ПРАКТИКУМ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ.

ПОДТЕМА 2: Обучение методам анализа: количественный и качественный методы анализа. Растворы, способы выражения концентрации растворов. Приготовление определенного количества раствора заданной процентной концентрации. Определение температуры и плотности приготовленных растворов, работа со справочным материалом. Методы очистки веществ. Очистка хлорида натрия от механических примесей фильтрованием.

Цели урока:

1. Обучающие:

2. Развивающие:

3. Воспитательные:

Место проведения: химическая лаборатории УТЭК 4

Время проведения: 6 часов

Учебно-материальное оснащение урока:

ХОД УРОКА

1.Организационная часть (3-5 мин)

2. Вводный инструктаж (40-45 мин):

1) Сообщить тему и цели урока

2) Актуализация знаний по пройденному материалу:

3)Объяснение нового материала (в виде рассказа и показа основных приемов):

Вопросы для закрепления:

3. Самостоятельная работа учащихся:

4. Текущий инструктаж (в виде целевых обходов):

5. Заключительный инструктаж:

Старший мастер: /Петрова О.А./

Мастер ПО: /Вильданова В.А./

ПЛАН УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

КУРС - ВТОРОЙ ГРУППА 7-8 ОПЕРАТОРОВ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ

ТЕМА 6 ПРАКТИКУМ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

ПОДТЕМА 3: Обучение приемам гравиметрического (весового) анализа. Организация работ по весовому анализу; сущность весового анализа; посуда и оборудование весового анализа. Определение влажности каменного угля.

Цели урока:

1. Обучающие:

1) Закрепить с учащимися:

2) Объяснить учащимся:

3) Научить учащихся проводить определение влажности каменного угля:

2. Развивающие:

3. Воспитательные:

Место проведения: химическая лаборатория УТЭК4;

Время проведения - 6 часов;

Учебно-материальное оснащение:

ХОД УРОКА

1. Организационная часть (3-5мин)

2. Вводный инструктаж (40-45мин):

1) Сообщить тему и цели урока;

2) Актуализация знаний пройденного материала:

3) Объяснение нового материала (в виде рассказа и показа основных приемов):

3. Самостоятельная работа учащихся:

а) перечислить основные операции гравиметрического анализа;

б) показать основную посуду и оборудование, применяемых в весовом анализе;

в) объяснить значение понятия “доведение до постоянной массы”;

г) дать объяснение: почему влажность каменного угля определяют при t =105–110?C.

4. Текущий инструктаж: целевые обходы рабочих мест с целью:

5. Заключительный инструктаж:

Старший мастер: /Петрова О.А./

Мастер ПО: /Вильданова В.А./

ПЛАН УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

КУРС - ВТОРОЙ ГРУППА 7-8 ОПЕРАТОРОВ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ

ТЕМА 6: ПРАКТИКУМ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

ПОДТЕМА 4: Обучение приемам титриметрического (объемного) анализа. Организация рабочего места, при проведении объемного анализа. Сущность объемного анализа. Мерная посуда, используемая при проведении анализа. Правила титрования и индикаторы. Отработка приемов отбора жидкостей пипеткой, заполнение мерной колбы, отсчет объема жидкостей по бюретки. Определение карбонатной и общей жесткости воды.

Цели урока:

1.Обучающие:

1) Сформировать у учащихся: умения и навыки работы с мерной посудой;

2) Изучить:

2. Развивающие:

3. Воспитательные:

Место проведения: химическая лаборатория УТЭК 4;

Время проведения - 6 часов;

Материально- техническое оснащение урока:

ХОД УРОКА

1. Организационная часть (3-5 мин):

2. Вводный инструктаж (40-45 мин):

1) Сообщить учащимся тему и цели урока;

2) Актуализация знаний пройденного материала:

3) Изучить с учащимися:

4) Научить учащихся:

3 . Самостоятельная работа учащихся:

1) Выполнить задание №1 по карточке - задания, выданные мастером;

2) Выполнить задание №2 и законспектировать поставленные в ней вопросы;

3) Выполнить задание №3, законспектировать и подготовить ответы на вопросы;

4) Выполнить задание№4, законспектировать и подготовить ответы на вопросы

4. Текущий инструктаж.

Целевые обходы рабочих мест:

5. Заключительный инструктаж:

Старший мастер /Петрова О.А./

Мастер ПО: /Вильданова В.А./

ПЛАН УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯКУРС – ВТОРОЙ ГРУППА 7-8 ОПЕРАТОРОВ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ

ТЕМА 6: ПРАКТИКУМ В ЛАБОРАТОРИИ ХИМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

ПОДТЕМА 5: Обучение основам технического анализа. Основные задачи технического анализа. Правила отбора проб газов. Посуда и оборудование для определения плотности газов. Химический анализ газов с помощью газоанализатора ВТИ- 2. Анализ нефтепродуктов: определение фракционного состава нефтепродуктов, устройство прибора для определения фракционного состава; определение температуры застывания.

Цели урока:

1. Обучающие:

2. Развивающие:

3. Воспитательные:

Место проведения: химическая лаборатория УТЭК 4;

Время проведения: 6 часов;

Материально-техническое обеспечение:

ХОД УРОКА

1. Организационная часть (3-5 мин):

2. Вводный инструктаж (40- 45 мин):

1) Сообщить учащимся тему и цели урока

2) Актуализация знаний пройденного материала:

3). Объяснение нового материала:

3. Самостоятельная работа учащихся:

4. Текущий инструктаж: целевые обходы рабочих мест:

5. Заключительный инструктаж:

Старший мастер: /Петрова О.А./

Мастер ПО: /Вильданова В. А./

ПЛАН УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

КУРС - ВТОРОЙ ГРУППА 7-8 ОПЕРАТОРОВ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ

ТЕМА 6 ПРАКТИКУМ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

ПОДТЕМА 6: ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА Цели урока:

1.Обучающие: оценить уровень усвоения пройденного материала по теме.

2.Развивающие:

3.Воспитательные:

Место проведения: химическая лаборатория УТЭК 4;

Материально - техническое оснащение:

ХОД УРОКА

1. Организационная часть (3-5 мин)

2. Самостоятельная работа учащихся:

1) Ответить на вопросы тестов по правилам безопасной работы труда:

2) По заданию мастера выполнить упражнения по взятию навесок сыпучих, жидких и твердых веществ; ответить на вопросы:

3) По заданию мастера приготовить растворы различной процентной концентрации, измерить температуру и плотность, используя справочный материал по плотности определить концентрацию приготовленного раствора; ответить на вопросы:

4) По заданию мастера собрать прибор для титрования и провести определение общей и карбонатной жесткости воды; ответить на вопросы:

5). По заданию мастера собрать прибор для определения фракционирования нефтепродуктов; рассказать ход проведения анализа, ответить на вопросы:

3. Заключительный инструктаж:

Старший мастер: /Петрова О.А./

Мастер ПО: /Вильданова В.А./

ЛИТЕРАТУРА

1.Батышев С.Я. “Профессиональная педагогика” М. 2003 г.

2. Белянин Б.В. “Технический анализ нефтепродуктов и газа” изд. “химия” 1979 г.

3. Воскресенский П.И. “Техника лабораторных работ” изд. “Химия” 1970 г.

4.Горюшин В.С. “Методические указания по организации и методики производственного обучения” г. Уфа 2003 г.

5. Гурвич Я.А. “Химический анализ” М. “Высшая школа” 1989 г.

6. Иванов В.Г. “Практикум по органической химии” М. “АСАВЕМА”2001 г.

7. Коновалов В.Н. “Техника безопасности при работах по химии” М. “Просвещение” 1987 г.

8.Скакун В.А. “Методика производственного обучения” М. “Высшая школа” 2002 г.

9.Читаева О.Б. “Организация работы образовательного учреждения по обновлению содержания профессиональной подготовки” М. “Полиграф-С” 2003 г.

  1. Шапиро С.А. “Аналитическая химия” М. “Высшая школа” 1993 г.

11. Якуба Ю.А. “Взаимосвязь теории и практики в учебном процессе” М. “Высшая школа” 1998 г.

См. приложения.