Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Урок-игра Нарушение трудовых прав подростка: что делать?

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 198

Куприянова Ольга Андреевна, учитель истории и английского языка

Цели урока:

Методы обучения:

Формы организации учебной деятельности:

Основные виды деятельности учащихся:

Средства обучения:

Этапы урока

Урок-игра, посвященный трудовым правам несовершеннолетних, является вторым уроком в блоке «Трудовое право». На предыдущем уроке учащиеся познакомились с трудовыми правами взрослых людей и уже обладают определенными знаниями по этой отрасли права.

1. Вводно-мотивационный

В начале урока учитель обозначает тему урока и вместе с учащимися выясняет, в чем же состоят цели урока, что нужно сделать для их достижения. Ребятам в 9 классе как раз уже исполнилось 14 лет. Они могут устроиться на работу, им важно приобрести практические навыки в этой области, поэтому учащиеся сами приходят к выводу, почему им необходимо изучить трудовые права несовершеннолетних. К тому же игра как форма проведения урока всегда является привлекательной для учащихся, поэтому проблем с учебной мотивацией не возникает.

2. Организационный (объяснение правил игры, деление участников на команды, распределение ролей, распределение заданий)

Учащиеся делятся на три команды. Первые две команды – это адвокатские бюро. Учащиеся выбирают руководителя своего бюро и придумывают ему название. Затем определяется, кто из учащихся будет играть роль подростков, которые будут обращаться в адвокатские бюро по определенным правовым вопросам. Третья команда – эксперты в области права. По ходу игры они составляют обобщающую таблицу «Трудовые права несовершеннолетних» (Приложение 4), а в конце урока выводят ее на экран через проектор и делают итоговый вывод. У всех команд на столе лежит подборка статей ТК РФ (Приложение 2), которые им необходимо использовать в ходе работы над заданиями.

3. Игра

А) В первое адвокатское бюро приходит подросток, который хочет на лето устроиться на работу курьером. Работодатель предложил ему подписать трудовой договор, но ребенок сомневается, правильно ли он составлен. Команда адвокатов получает трудовой договор с ошибками (Приложение 1), которые необходимо исправить, используя статьи ТК РФ.

Б) Во второе бюро обращаются три подростка, которые уже устроились на работу, но столкнулись с определенными трудностями (Приложение 3). Основываясь на статьях ТК РФ, команде необходимо выяснить, в чем состоят нарушения трудового законодательства, как их исправить. Также адвокатам необходимо указать, куда еще может обратиться работник, в том числе и несовершеннолетний, для защиты своих прав.

В) После завершения консультаций в адвокатских бюро, участники каждой команды представляют результаты своей работы остальным учащимся.

Г) После выступления обеих команд наступает черед экспертов, которые должны были заполнить обобщающую таблицу. Таблица выводится на экран, чтобы весь класс мог ее видеть, эксперты делают вывод.

4.Итоговое закрепление изученного материала

Урок завершается с помощью презентации «Знай свои права» (Приложение 5), которая сделана по примеру телепередачи «Своя игра». В ходе игры учащиеся отвечают на вопросы, касающиеся трудовых прав несовершеннолетних.

5. Заключительный этап

Учитель подводит итог урока и просит каждого учащегося самостоятельно оценить свою работу на уроке, затем проставляет оценки. В качестве домашнего задания учащимся можно предложить еще раз заполнить итоговую таблицу, но уже самостоятельно, основываясь на полученных знаниях.

Ожидаемые результаты:

В результате проведения данного урока у учащихся должны сформироваться следующие образовательные компетенции:

1. Учебно-познавательные компетенции. Учащиеся овладевают знаниями в области трудовых прав несовершеннолетних и учатся их применять в конкретных жизненных ситуациях. Также повышается уровень правовой культуры учащихся.

2. Информационные компетенции. Учащиеся формируют навык поиска и отбора необходимой информации, а также ее применения для решения конкретных задач.

3. Коммуникативные компетенции. В ходе урока учащиеся овладевают способами взаимодействия с окружающими людьми, навыками работы в группе, навыками правильного выражения своих мыслей, навыками аргументированно отстаивать свою точку зрения.

4. Социально-трудовые компетенции. Под данными компетенциями в частности понимается владение знаниями и опытом в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, работника). Учащиеся примеряют на себя роль работников, что позволяет им овладеть навыками поведения, характерными для данной социальной роли. Также учащиеся осознают значимость труда в жизни человека.