Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Использование художественных фильмов на уроках истории

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 561

Русских Сергей Олегович, учитель истории и обществознания

Важной задачей для современного учителя истории является правильное соотношение различных каналов подачи информации – аудиального, визуального и тактильного. К сожалению, тактильный способ подачи на уроках истории практически не приемлем, и не используется, так как история как предмет не подразумевает ни лабораторных, ни каких либо опытов. Основной упор в подаче информации современный учитель делает на аудиальный канал – информация проговаривается и дополнительно к этому фиксируется. Такая схема типична, но она дает недостаточный процент усвоения информации. Визуальная подача информации используется довольно часто, но достаточно фрагментарно – используются карты, схемы и небольшие видеофайлы в рамках презентаций. Наукой уже давно признанно, что большую часть информации человек получает через визуальный канал посредством глаз. У современного учителя истории в запасе есть огромный фонд готовой информации, который, к сожалению, используется не совсем систематически. Речь здесь пойдет о художественных фильмах – этом огромном источнике исторической информации, уложенной в видео образы. Рассмотрим преимущества и недостатки использования художественных фильмов на уроках истории.

Несомненным плюсом является тот факт, что ребёнка очень интересует именно просмотр фильма и конкретный сюжет. Через него он способен воспринимать образы, факты и реалии того времени практически в «живую». Он становится невольным свидетелем событий, в дальнейшем фильм может стать ступенью к тому, чтобы ребенок в дальнейшем увлекся данной темой и историей вообще.

Основной проблемой при использовании данного источника является то, что фильм зачастую носит большой процент художественного вымысла, в угоду зрителю и продюсеру. К тому же фильм длится в среднем 2 часа, а у учителя в распоряжении всего 45 минут. И самая главная проблема – задача самостоятельной работы ученика в течении урока, так как он не должен просто сидеть и смотреть фильм.

В данном случае я говорю именно о ситуации построения урока вокруг фильма. Фильм и работа с ним – это основа урока, а не дополнение к нему. Речь идет о принципиально новой схеме работы, который не совместим со старыми методами. Обычно учителя используют два вида кинопросмотра – небольшой видеофайл, с целью наглядного освещения исторического события, либо ситуация включения и просмотра кинофильма учениками дополненная комментариями учителя. Идеальный вариант же подразумевает, что фильм является основой урока, но в то же время, к нему дополнительно закрепляется блок заданий, которые ученик выполняет в течение урока, развивая те или иные свои универсальные учебные действия. В данном случае предлагается совмещение исторических знаний и математических методов – создание и заполнение информационных таблиц, в которые в сжатом виде ученик укладывает новые полученные знания. От учителя требуется большой пласт подготовительной работы – правильная кадровая компоновка нужных моментов фильма и создание своих комментариев. К тому же он должен на всех этапах контролировать работу учеников и помогать им.

Для примера мы представим методическую разработку для 8 класса – урок посвященный теме «Реставрация Мэйдзи в Японии.

Открытый урок истории «Реставрация Мэйдзи в Японии».

Предмет: Всемирная история

Класс: 8 класс

Цель урока: Изучение особенностей Японской модернизации в начале ХХ века.

Задачи:

Оборудование: доска, проектор, компьютер, учебники.

Планируемый результат: Освоение учениками новой темы, перенос традиционных реалий Японии на современную японскую цивилизацию.

Этап урока

Время

Цель

Содержание материала

Методы и приемы работы

Формы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный

1

Проверка готовности обучающихся к уроку Приветствие учеников, проверка их готовности к уроку Приветствие учителя, подготовка к уроку
Постановка темы и цели урока

4

Подведение детей к формулировке темы. Постановка проблемы На доске оформляется название темы, фиксируются понятия и проблема Асоциативная трансляция материала. Работа с первой частью путевой карты. Фронтальная работа Организация диалога, направление работы по началу оформления путевой карты, конкретизация целей Формулировка основной проблемы, целей и задач урока.
Освоение нового материала

25

Просмотр отрывков фильма и поиск необходимой информации Демонстрация отрывков художественного фильма. Работа – поиск и фиксация информации, представленной в видеофайлах. Фронтальная работа Настрой детей на просмотр фильма, краткое описание сюжета фильма и его комментарии. Просмотр фильма с поиском и фиксацией информации в таблицу путевой карты.
Закрепление нового материала

8

Проверка усвоенной информации и навыков в поисках новой Исходя из возможностей кабинета истории и наличествующих ресурсов идет поиск новой информации по конкретной тематике. Обмен информацией и личными знаниями, заполнение таблицы Групповая работа Организация работы групп, помощь в качестве консультанта при проверке материала и его поиске Групповая работа по поиску новой информации, её обмену и грамотному изложению в рамках таблицы
Подведение итогов

7

Соотнесение поставленных задач и результатов, фиксация нового знания Рефлексия постановка задач на следующие уроки Написание развёрнутого ответа по вопросу. Самофиксация уровня достигнутых результатов. Фронтальная работа Постановка тем самостоятельной работы, проверка результатов и умения применения новой информации. Постановка домашнего задания. Написание развернутого ответа на изначально поставленную проблему, выражение своего мнения по поводу урока.

Для работы с данной методикой на конкретном уроке разработана специальная таблица – путевая карта.

Путевая карта. Урок истории «Япония на пути модернизации».

Фамилия Имя, класс

1. Особенности Японии.

Традиции Новации

2. Проблемный вопрос.

3. Япония в начале 19 века. «Последний самурай».

Экономика Сельское хозяйство
Промышленность
Внутренняя политика Форма правления
Проводимые реформы
Внешняя политика Страны-союзники
Форма сотрудничества
Культура Материальная культура
Обычаи и традиции

4. Групповая работа. Группа «Экономика».

Сельское хозяйство Японии.
Основные сельскохозяйственные культуры
Орудия труда
Технологии обработки земли
Виды выращиваемого скота
Промышленность Японии.
Основные виды промышленности
Производимая продукция
Технические инновации

5. Самостоятельная работа.

Что нового для себя я узнал за урок. Почему Японии удаётся умело сочетать традиции и инновации.

Таким образом, в данной методике решается основная поставленная задача – применение метода визуализации и использовании на уроках, в конкретном случае, уроке, посвященном Японии.