Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание ОБЖ

Открытый урок по ОБЖ в 9-м классе (с использованием различных педагогических технологий)

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 465

Рябиченко Лилия Владимировна, педагог-организатор ОБЖ

Цели урока:

ХОД УРОКА

I. Организационный момент:

Озвучить тему урока. Проверить выполнение домашнего задания. Класс заранее был разделён на группы, каждая получила своё задание.

II. Цели нашего урока

План урока:

1. Инфекции;
2. Механизм передачи инфекции;
3. Профилактика инфекционных заболеваний;
4. Что такое эпидемия
5. Презентация групповой домашней работы
6. Закрепление материала.
7. Подведение итогов
8. Выставление и объявление отметок за урок
9. Домашнее задание

III. Изучение нового материала

1. Инфекции:

Что такое здоровье? Часто ли мы задумываемся о нем? На здоровье человека влияет много факторов. Один из них – окружающая среда. Она наполнена различными микроорганизмами, многие из которых вызывают инфекционные заболевания человека. Что же такое инфекционные заболевания?
Инфекционные заболевания – заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами.
Каждая инфекционная болезнь вызывается особым возбудителем, который находятся в воздухе, воде, почве, в теле других живых организмов и т.д.
Существует много видов различных инфекций: это возбудители ботулизма, гангрены, столбняка, туберкулеза, сальмонеллеза.
Одним из распространенных вирусов – является вирус «Гепатита В”, который еще называет болезнь Боткина или «Желтуха»

ПРИЗНАКИ: желтушный окрас глаза больного.

По данным ВОЗ вирусными гепатитами инфицированы около 250 млн. человек. Эта инфекция поражает печень.

Дмитрий Иосифович Ивановский (1864-1920), Русский физиолог растений и микробиолог, основоположник вирусологии, первый, кто открыл в 1882 году проходящий через бактериологический фильтр возбудитель табачной мозаики, который стал называться – ВИРУСОМ.

2. Механизм передачи инфекции

Существует несколько способов передачи инфекции, такие как:

1. Пищевой механизм передачи инфекции – через некачественные продукты питания;
2. Водный механизм передачи инфекции – через использование зараженной воды для питья, мытья продуктов, умывания: (летом 2005 года были выявлены десятки случаев СЕРОЗНОГО МЕНИНГИТА у детей, купавшихся в городских водоемах);
3. Воздушно-капельный механизм передачи инфекции – через вступление в контакт с больными гриппом, ОРЗ, кашлем людьми;
4. Контактно-бытовой механизм передачи инфекциичерез контакты в общественных местах (школа, транспорт, кинотеатр);
5. Механизм поступления инфекции через передатчиков – при укусе животного, насекомого, птиц.

3. Профилактика инфекционных заболеваний

Существует несколько видов профилактики инфекционных заболеваний:

Это:

1. Устранение 2. Разрыв путей передачи 3. Повышение
возбудителя источника инфекции невосприимчивости
инфекции (дезинфекция, людей (вакцинация)
(карантин,
дезинсекция,
обсервация;
дератизация)

У вас на столах лежат значения этих слов, прочитайте их:

Карантин (от итал. quaranta – сорок) – комплекс мероприятий, направленных на ограничение контактов (изоляцию) инфицированного лица (лиц), животного, груза, товара, транспортного средства, населенного пункта или подозрительного на инфицирование лица (лиц), животного, груза, товара, транспортного средства, населенного пункта.

История происхождения слова

Первоначально слово «карантин» означало время, из сорока дней состоящее” («карантен – по-французски – сорок).

И только в конце ХVIII века появилось второе значение этого слова – “самой дом, в котором приезжающие из заразительных мест должны иметь пребывание свое”. Карантин чаще всего при многих инфекционных болезнях, прежде всего оспе и чуме длился сорок дней.
Первые упоминания карантинных мероприятий встречаются еще в Ветхом завете. Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его.

Обсервация (от лат. оb1iо – наблюдение), система мер по наблюдению за изолированными в специальном помещении лицами, выезжающими или прибывающими из населенных пунктов и стран, неблагополучных по чуме, оспе, холере, желтой лихорадке.

Вакцинациявведение вакцины в организм человека или животного для создания активного иммунитета против инфекционной болезни. Одним из видов профилактики является забота о своем здоровье.

Она заключается в том, чтобы:

1) вести здоровый образ жизни;
2) активный отдых;
3) физическая зарядка;
4) режим дня;
5) обтирание тела холодной водой;
6) соблюдение правил личной гигиены;
7) принимать пищу богатую витаминами;
8) избегать тесных контактов с возможным очагом заражений;
9) а главное – вырабатывать иммунитет.

Иммунитет – состояние невосприимчивости к возбудителям инфекционных заболеваний. Достигается ведением здорового образа жизни и вакцинацией.

Существует несколько ВИДОВ ВАКЦИН;

1. Живые вакцины
2. Вакцины из убитых микробов
3. Химические вакцины
4. Анатоксины

Анатоксины – обезвреженные формалином токсины микробов, сохранившие свойство антигена. Используются в качестве вакцин для профилактики дифтерии, столбняка и других инфекций.

Вакцинациявведение вакцины в организм человека или животного для создания активного иммунитета против инфекционной болезни. Иногда инфекции распространяются так быстро и поражают здоровый организм, что превышают порок заболеваемости на данной местности и это распространение называется ЭПИДЕМИЕЙ, а почему они возникают, вы сейчас узнаете, прочитан текст учебника, стр. 54–56.

IV. Закрепление изученного материала

1. Что такое “эпидемия”?

Эпидемия – (от греч. ерidеmiа) – массовое распространение инфекционного заболевания человека в какой-либо местности, стране, значительно превышающее обычный уровень заболеваемости.

2. Назовите факторы возникновения эпидемий?

Факторы возвикновения эпидемий:

– биологические;
– социальные.

3. Что влияет на скорость распространения эпидемии?

4. Назовите компоненты возникновения инфекций?

1. Источник возбудителя 2. Фактор, 3. Восприимчивость к
(зараженный человек обеспечивающий инфекции людей.
или животное); передачу возбудителей;

V. Работа в группах. Сообщения об инфекциях, характерных для МО

Бешенство

Источники:

1) дикие животные, из них 80% – лисица, далее – енот
2) домашние животные – кошки, собаки, овцы, КРС.

Механизм передачи: контактный, через укус заражённого животного.

Инкубационный период от 10 до 90 дней.

Статистика

РФ: 2007 г. – погибло 15 человек.
Азия: до 50 тысяч человек.
Астраханская область: 4 человека.
МО: 3 человека.
За первое полугодие 2009 года в МО – 3 случая.

Клиника

1. Припухание, покраснение, зуд места укуса; боль в нервных стволах в данном месте.
2. Изменение поведения: нарушение сна, сон с устрашающими сновидениями, двигательное возбуждение с развитием депрессии; гиперчувствительность к посторонним шумам; слюнотечение.
3. Паралич дыхательных путей (приводит к летальному исходу).

Нетипичные формы бешенства

1. Паралитическая – больное животное ласковое, стремится облизать руки и лицо; затруднение с глотанием слюны, паралич нижней челюсти. У собак тоска, вой, смерть от паралича.
2. Атипичная – маскировка под желудочно-кишечное расстройство; рвота и кровавый понос.

Профилактика

1. Антирабические прививки домашних животных по календарю прививок. Две трети кошек и собак в МО не привиты!
2. Вакцинация укушенного человека (эффективна в течение нескольких часов после укуса, позднее – бессмысленна). Делается 6 инъекций внутримышечно, не рекомендуется в течение полугода употребление алкоголя.
3. Избегание контактов с чужими животными.

Бешенство не лечится!

Туляремия

Источники инфекции:

1. 150 видов диких животных, из них 105 видов – млекопитающие.
В основном – крысы, мыши.
2. Домашние животные КРС, овцы, свиньи.

Возбудитель – микроб.

Механизмы и пути передачи:

1. Воздушно-пылевой.
2. Фекально-оральный (пищевой алиментарный).
3. Кровяной (иксодовый).
4. Контактный (через кожу).

Статистика по МО:

2007 г. – 166 человек.
2008 г. –4 человека.
2009 г. – нет данных.
2007 г. – эпидемия в Шатурском районе и городе Рошаль.

Провакцинировано около 6 тысяч человек.

Восприимчивость всеобщая. От человека к человеку не передаётся. Процент летальности – 0.5%.Инкубационньий период – от 3 до 7 дней, редко – от нескольких часов до 21 дня.

Клиника

Бубонная форма туляремии после контакта с выделениями или больными животными. Начинается остро! Температура 39-40. Лихорадка, головная боль, снижение аппетита, мышечная боль, отёчное и покрасневшее лицо, кровоизлияние в склеры глаз. Поведение полно эйфории.

Специфические симптомы: увеличение и болезненность (в первое время) подмышечных, паховых и бедренных лимфоузлов, размер от лесного ореха до куриного яйца. Через 1-4 месяца воспаление у 50%больных проходит, а у 50% – нагноение или склерозорование (нарастание тканей, уплотнение).

Профилактика

1. Вакцинация.
2. Дератизационные мероприятия (уничтожение грызунов).

Болезнь Лайма (клещевой возвратный боррелиоз)

Вирус впервые обнаружен в 1982г в городе Лайм в США, штат Коннектикут. Возбудитель – бактерия.
1984 – обнаружен первый больной в СССР.
1992 – первая статистическая отчётность.
2004 – зафиксировано, что это одна из ведущих болезней в Московской области.
2005 – 237чел. больных.
2006 – более 150 чел.

Механизм передачи:

1. Кровяной, через укус иксодовых клещей. Источник инфекции – дикие и домашние животные: кошки, собаки, КРС, овцы.
2. Пищевой (алиментарный) – через не прокипячёное козье и коровье молоко.

Клиника: на месте укуса бледно-синий центр с ярко-красными приподнятыми краями 1,5-5см, лихорадка, слабость, головная боль, поражается сердечная мышца, суставы увеличиваются и становятся болезненными. Болезнь протекает доброкачественно.
Инкубационный период: от 3 до 10 дней.
Инфицированных клещей БЛ 8-20%.; 2007 год – 15%.

Профилактика

1. Защита от укусов с использованием реппелентов.
2. Осмотр каждые 15-20 мин.
3. Иммунопрофилактики нет!

Не путать с клещевым энцефалитом!
У него возбудитель – вирус, при заражении поражается ЦНС, происходит онемение кожи лица, слабости рук, ног, параличи, изменение поведения человека.
В первом полугодии 2009 года 27 человек скончались.
От КЭ делают три прививки в течение нескольких месяцев или через 12-14 дней.

Лептоспироз

Место «обитания» инфекции – болота, поймы рек, влажные территории. Во влажной почве сохраняется до трёх месяцев.

Источники инфекции

1. 58 видов грызунов и насекомоядных (ежи и землеройки), волки, лисицы.
2. Домашние животные: 60% – свиньи, 30% – КРС, козы. Человек может заразиться от собак.
Большого эпидемиологического значения не имеет.

Механизм и пути передачи

1. Фекально-оральный (пищевой – несколько суток, водный –2-3 недели).
2. Контактный (через неповреждённый кожный покров, с кровью поражаются все органы). Инкубационный период – несколько дней.

Статистика в МО

2007 г. – 33 заражённых в Ступинском, Дмитровском, Подольском, Серпуховском районах, 2 летальных случая.

Симптомы

Острое начало: лихорадка 39-40 градусов, головная боль, заторможенность, бессонница и проявления со стороны ЖКТ, снижение аппетита.

Особенности лептоспироза

1. Прогноз заболевания зависит от силы и частоты мышечных болей (возникает в покое и усиливается при движении и пальпации).
2. Частая причина смерти – поражение почек (ОПП), до 60% в структуре смерти.

Профилактика

1. Убитая вакцина.
2. Дератизационные меры.
3. Ношение непромокаемой обуви.

Легионеллёз

Инфекция впервые была обнаружена в 1976 году после съезда ветеранов легионеров в США, распространилась через систему кондиционирования.

Источники инфекции

Легионелла. Легионеллёз это сапронозная инфекция. Возбудитель находится во внешней среде, не имея определённых источников (почва, водная стихия – городские фонтаны, джакузи, душ, пруды, лужи).
Резервуаром может быть амёба обыкновенная. Оптимальная температура воды 25-42 градуса, наилучшая 30-35.

Механизм и пути передачи: аэрогенный, с водяной аэрозолью или через пыль. От человека к человеку данная инфекция не передаётся.
Заражение носит сезонный характер (летне-осенний период). Группы риска: наркоманы, алкоголики, курильщики, пожилые люди, Мужчины болеют чаще, чем женщины.

Клиника

Инкубационный период: 2-10 дней. Симптомы: температура 39-40 градусов, мышечные и суставные боли, у трети заболевших водянистый понос, язык обложен коричневым налётом. Со 2-4 дня наступают признаки пневмонии.
Летальность: без лечения – 40%;
с лечением – 5-15%.

Статистика

Свердловская область, пос. Верхняя Пышма, 20 июля – 13 августа 2007 года. Причина: после прессовки вода была пущена потребителю (нарушение регламента).
Уникальность: впервые в мире легионелла попала в воду через централизованную горячую воду.

Природная среда источник инфекционных заболеваний

Окружающая среда насыщена различными микроорганизмами, многие из которых вызывают инфекционные заболевания человека. Есть эти носители и в воздухе, и в почве, и в воде. Например, в почве обитают микроорганизмы, которые являются возбудителями ботулизма, столбняка, газовой гангрены; в воде, соответственно, – брюшного тифа, холеры, дизентерии и др.
Кроме микроорганизмов, переносчиками инфекционных заболеваний являются насекомые, птицы, дикие животные.

Итак, следует сказать, что кроме химических загрязнителей, в природной среде встречаются и биологические, вызывающие у человека различные заболевания. Это болезнетворные микроорганизмы, вирусы, гельминты, простейшие. Они могут находиться в атмосфере, воде, почве, в теле других животных организмов, в том числе и в самом человеке.

Нужно отметить, что рост городов (поселков городского типа), ухудшение их санитарного состояния, развитие промышленности по производству биопрепаратов, снижение культуры и жизненного уровня населения и другие факторы приводят к увеличению биологического загрязнения окружающей среды и, как следствие, росту числа инфекционных заболеваний. Кроме того, люди (домашние животные) могут заражаться природно-очаговыми болезнями, попадая на территорию природного очага.

В целях предупреждения распространения инфекционных заболеваний применяются карантин и обсервация.

Элементы эпидпроцесса

1. Источники инфекции:

– зоонозы (дикие и домашние животные);
– антропонозы (человек), гепатит А, гепатит В; воздушно-капельные инфекции, дизентерия, брюшной тиф;
– антропозоонозы (животные и человек), туберкулёз, сальмонеллёз.

2. Механизм передачи:

– воздушно-капельный;
– пищевой;
– кровяной;
– контактный.

3. Наличие чувствительного организма.

VI. Закрепление материала

1. Что такое инфекционные заболевания?
2. Назовите механизмы передачи инфекции?
3. Укажите виды профилактики инфекционных заболеваний?
4. Что такое иммунитет?
5. Перечислите виды вакцин?

VII. Подведение итогов, выводы к уроку

Сегодня на уроке речь шла о:

VIII. Выставление и объявление оценок за урок

IX. Домашнее задание

Подготовить сообщение о СПИДе и ВИЧ-инфекции.