Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Внешняя политика СССР в 30-е годы

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 358

Иванова Ирина Юрьевна, учитель истории и обществонания

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,81 МБ)


Цель:

Задача:

ТСО: компьютер, проектор, экран, таблицы № 1, № 2, карта самоконтроля учащегося, атлас история России XX век, учебник А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной История России XX-начале XXI века.

Форма организации деятельности учащихся: работа в гетерогенных группах (группы учащихся формируются учителем заранее).

Деятельность учителя Форма организации деятельности учащихся Результат учебной деятельности Воспитательный аспект
1-й этап урока. Организационный момент. Целеполагание. Инструктаж.

Учитель: Добрый день. Садитесь.

Сегодня на уроке новая тема: Внешняя политика СССР в 30-е гг., вы узнаете основные направления внешней политики СССР, составите сравнительные таблицы внешнеполитической деятельности государств, проанализируете мотивы и условия подписания советско-германского договора в 1939 г.

Урок усвоения знаний, применения умений и навыков, на котором вы покажите навыки коллективной работы и манеры публичного выступления. Обратите внимание, вы расселись по группам.

Первая группа представляет Дипломатов МИДа, которые выскажут своё видение причин нового советско-германского сближения в 1939 г.

Вторая группа – Политологи, которые сообщат о причинах затягивания Англией и Францией подписания договора о взаимопомощи в борьбе с агрессором.

Третья группа называется Историки-аналитики, вам предстоит оценить Пакт о ненападении 1939 г. с моральной и правовой позиции.

После выполнения группами всех письменных заданий мы заслушаем ваши выступления. Время выступления 5 минут.

2-й этап урока. Актуализация знаний.

Учитель: вам уже известно, что внешняя политика СССР в 1920-х гг. была направлена на прорыв международной изоляции. Дипломатическое признание СССР являлось условием для экономического роста и сотрудничества с другими странами. Коминтерн, отказавшись от политики разжигания мировой революции, направил работу на формирование положительного образа СССР в общественном мнении своих стран.

С 1933г до 1939 г внешняя политика стала носить явно антигерманскую направленность. Почему главным устремлением СССР становиться изоляция фашистской Германии и милитаристской Японии?

Учитель кратко характеризует курс СССР по созданию единого антифашистского фронта (деятельность Коминтерна, помощь Испании, Китаю, МНР).

3-й этап урока. Мотивация усвоения новых знаний.

Учитель: Международная напряжённость в конце 30-х годов нарастала. СССР оказался в полной изоляции между противостоящими друг другу блоками капиталистических стран. В один из них входили Германия, Италия, Япония, в другой – США, Англия и Франция, несмотря на острые противоречия, эти страны объединяла жгучая ненависть к Советскому Союзу. Мюнхенское соглашение 1938 г. и отторжение от Чехословакии Судетской обл. в пользу Германии, окончательно развеяло надежды на создание системы коллективной безопасности. Англо-германская и франко-германская декларации, подписанные в 1938 г. демонстрировали политику умиротворения агрессора. Переговоры о подписании равноправного трёхстороннего договора о взаимопомощи СССР с Англией и Францией к августу 1939 г. не имели существенного прогресса.

Опасность быть втянутым в войну на два фронта – с фашистской Германией на западе и милитаристской Японией на востоке подталкивала СССР к союзу с главным мировым агрессором.

Нам предстоит разобраться, было ли подписание советско-германского договора о ненападении правильным решением руководства СССР? Какие последствия имел Пакт о ненападении для СССР?

4-й этап урока. Применение умений и навыков.

Учитель: знакомит с разнообразием взглядов на заключение советско-германского договора 1939 г. (А.Гитлер, А.Жданов, В.Молотов, И.Сталин). Изучение содержания Пакта о ненападении и дополнительного секретного протокола 1939 г. происходит по фрагментам презентации и документам. Дополнительно, учитель сообщает оценку Черчиллем договора о ненападении: “Невозможно сказать, кому он внушал большее отвращение – Гитлеру или Сталину…Антагонизм между двумя империями и системами был смертельным”. Гегемонизм Германии стал главным мотивом Гитлера, который успел узнать в Мюнхене трусливость Даладье и Чемберлена, чтобы атаковать Германию. Для Сталина основная задача бала в том, чтобы избежать войны. А в случае нападении Германии вести наступательные боевые действия на чужой территории малой кровью и превратить их в войну гражданскую – мирового пролетариате с мировой буржуазией. С опережением учитель сообщает о “советизации” Прибалтики и причинах советско-финской войны. Учащиеся должны выработать свою позицию по поводу политических мотивов руководителей двух стран при заключении Пакта о ненападении 1939г.

5-й этап урока. Выступления групп по заданным проблемам 5 мин.

1. Дипломаты МИДа: Причины и сущность нового сближения СССР и Германии в конце 30-х гг.

2. Политологи: Сравнить стратегические и тактические замыслы руководства СССР и Германии при заключении Пакта о ненападении 1939 г.

3. Историки-аналитики: Оценить последствия Пакта и секретного протокола для СССР с моральной и правовой позиции.

6 этап урока. Рефлексия.

Используя глаголы продолжить различные суждения о заключении Пакта о ненападении 1939 г.:

Политики западных демократий… считали советско-германский договор противоестественным актом, на который мог решиться тоталитарный деспотизм в обеих странах.
Современные эксперты дипломатии… были убеждены в необходимости заключения Пакта, чтобы через Берлин воздействовать на Токио.
Политики советской России… видели в Пакте о ненападении логическое завершение отношений СССР и Германии в условиях краха надежды на создание единого антифашистского фронта.

7. Домашнее задание.

ИКТ: Слайд 1.

ИКТ: Слайд 2.

ИКТ: Слайд 3.

Работа в группах.

На столах таблички:

Дипломаты МИДа,

Политологи,

Историки-аналитики.

На экране: Слайд 4. Внешняя политика СССР в 30-е гг.
Прочитать учебник стр.212
Фронтальная беседа:
Какие причины повлияли на смену характера внешней политики СССР?
Почему СССР и правительcтвам западных демократий не удалось создать единый антифашистский фронт?

Прочитать учебник стр.215 Мюнхенское соглашение.

ДМК: воспоминание К.Е.Ворошилова о переговорах с представителями Англии и Франции.

Из статьи А.А. Жданова “Правительства Англии и Франции не хотят равноправного договора с СССР”.

Взаимопроверка заполнения таблицы № 1, группы обмениваются заданиями

Образец Слайд 6.

ИКТ: Слайд 7.

ИКТ: Слайд 8.

ИКТ: Слайд 9.

Прочитать учебник стр. 216-218

Работа с документами: советско-германский договор 1939 г.; секретный протокол к договору 1939 г.

Взаимопроверка заполнения таблицы № 2, группы обмениваются заданиями. Образец Слайд 10.

Работа по атласу России XXв.

“Мозговой штурм”– вопросы для групп:
1-я гр. Существует точка зрения, что правительства Англии, Франции, их союзники Польша, Румыния больше боялись СССР на востоке, чем Германию на западе? Согласны ли вы?
2-я гр. Какие факты легли в основу позиции западной прессы, что заключение Пакта о ненападении стало соглашением двух стран стремившихся к мировому господству?
3-ягр. Раздел Польши, присоединение Прибалтики, советско-финская война были жизненно необходимы для переноса на запад исходных позиций германских войск. Следует ли из этого, что СССР в ряду виновников развязывания второй мировой войны?

На столах учащихся: учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной История России XX –нач. XXI века, параграф 28.

Таблица № 1. Внешнеполитическая деятельность стран.

Таблица № 2. Стратегические и тактические замыслы руководства СССР и Германии при заключении Пакта 1939г.

Атласы история России XX век.

Беседа по вопросам “Кот в мешке”, каждая группа вытягивает по вопросу:
1-й вопрос – Кто из политических представителей СССР являлся проводником курса системы коллективной безопасности?
2-й вопрос – Какие межгосударственные договоры заключил СССР с 1933 по 1937 гг.?
3-й вопрос – Какую тактику утвердил VII конгресс Коминтерна в 1935 г?

Первичный контроль:

учащиеся в группах заполняют таблицу № 1.

Беседа по вопросам “Кот в мешке”:
1-й вопрос – Что заставило СССР и Китай восстановить дипломатические отношения, прерванные в1929 г?
2-й вопрос – Почему Советский Союз оказался по существу в изоляции к 1939 г?
3-й вопрос – Чем обусловлена политика западных демократий на умиротворение агрессора?

Учащиеся заполняют

сравнит. таблицу № 2.

Учитель консультирует, оказывает адресную помощь.

Учащиеся находят в атласе территории, относящиеся к сфере интересов Советского Союза.

В конце урока учащиеся заполняют карту самоконтроля, которая даёт возможность понять “молчащего” ученика, проанализировать урок с его позиций, определить уровень его притязаний.

Учащиеся записывают домашнее задание: параграф 30, рабочая тетрадь.

Психологический настрой на тон партнеров по общению.

Формирование и развитие чувства интернационализма.

Формирование компетенции социально-группового взаимодействия.

Воспитание ответственности за коллективно принятые решения.

Расширение кругозора знаний, углубление патриотических чувств.

Формирование эмпатии.

Учащиеся с помощью одноклассников решают поставленные задачи.

Формирование компетенций в сфере гражданско- общественной деятельности.

Формирование способности осмысливать собственную познавательную деятельность, мотив работы.