Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание информатики

Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 229

Дудинова Ольга Викторовна, преподаватель информатики

Цель: Формирование у обучающихся умений и навыков перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления.

Задачи:

Обучающие:

Развивающие:

Воспитывающие:

Тип урока: Урок формирования умений и навыков.

Структура урока:

  1. организация начала урока;
  2. проверка домашнего задания;
  3. сообщение темы урока и постановка цели;
  4. ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
  5. упражнения на их закрепления;
  6. контроль и взаимоконтроль;
  7. задание на дом;
  8. итог урока.
Время Этап урока Деятельность преподавателя Деятельность ученика
940 1. Организация начала урока Поздороваться с обучающимися и отметить отсутствующих. Называют отсутствующих.
941 2. Проверка домашнего задания Вызывается к доске один ученик, комментируя решение, делает записи на доске. По окончании работы у доски школьник оценивается.

Домашнее задание: Запишите в развёрнутом виде следующие числа:

А10 = 564,76 = 5*102+6*101+4*100+7*10-1 +6*10-2

А2 = 10011,11 = 1*24+0*23+0*22+1*21+1*20+ +1*2-1+1*2-2

А3 = 121,22 = 1*32+2*31+1*30+2*3-1+2*3-2

Выходит к доске ученик и решает домашнее задание, остальные обучающиеся проверяют решение в тетради с решением на доске.
946 3. Сообщение темы урока и постановка цели Преподаватель проговаривает дату и тему урока (слайд 1, см. Приложение 1).

Формулируем цель и задачи урока.

– В корзине лежат 1101 зелёных яблока и 101 красных яблок. Сколько всего яблок в корзине?

Записывают дату и тему урока в тетради.
Что необходимо сделать для того чтобы решить данную задачу?

– Сформулируйте цель нашего урока.

Необходимо перевести числа из двоичной с.с. в десятичную.

Сформировать умения и навыки перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную.

948

4. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования – Правило перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную:

1. Представьте число в развёрнутой форме;

2. Найдите сумму ряда. Полученное число является значением числа в десятичной системе счисления.

Пример 1. Переведём число 100112 в десятичную систему счисления:

1. Запишем число в развёрнутой форме: 100112=1*24+0*23+0*22+1*21+1*20

2. Найдём сумму ряда: 24+21+20 = 16+2+1 = =1910

Ответ: 100112 = 1910

Пример 2. Переведём число 0,1102 в десятичную систему счисления:

1. Запишем число в развёрнутой форме: 0,1102=1*2-1+1*2-2+0*2-3

2. Найдём сумму ряда: 2-1+2-2 = 0,5+ 0,25= =0,7510

Ответ: 0,1102 = 0,7510

Пример 3. Переведём число 101,102 в десятичную систему счисления:

1. Запишем число в развёрнутой форме: 101,102=1*22+0*21+1*20+1*2-1+0*2-2

2. Найдём сумму ряда: 22+21+20 +2-1 =4+2+1+ +0,5= 7,510

Ответ: 0,1102 = 7,510

Обучающиеся записывают правила и примеры в тетрадь.

1000

5. Упражнения на их закрепление Вызывается к доске один ученик, комментируя решение, делает записи на доске. По окончании работы у доски школьник оценивается.

Задание 1: Переведите из двоичной системы счисления в десятичную следующие числа: 11112, 0,1012, 11,012

Задание 2: В корзине лежат 1101 зелёных яблока и 101 красных яблок. Сколько всего яблок в корзине?

Остальные обучающиеся работают в тетради.

Задание 1:

11112=1*23+1*22+1*21+1*20= 8+4+2+1=1510;

0,1012=1*2-1+0*2-2+1*2-3 =0,5+0,125 = 0,62510;

11,012 = 1*21+1*20+0*2-1 +1*2-2 = 2+1+0,25 = 3,25;

Задание 2:

11012=1*23+1*22+0*21+1*20 =8+4+1 = 1310

1012 = 1*22+0*21+1*20 = 4+1=510

1310 + 510 = 1810

Ответ: 1810 яблок в корзине.

1008

6. Контроль и взаимоконтроль Класс делится на группы по 4 человека.

Задание: Перевести координаты точек из двоичной системы счисления в десятичную и построить на координатной плоскости по точкам рисунок.

Перед проверкой после того тетрадные листки собраны сообщаются условия оценивания. Одна неправильно поставленная точка минус один балл. Оцениваются по пяти бальной системе.

Во время работы преподаватель смотрит ход выполнения.

См. приложение 1

На тетрадных листках в клеточку: выполняют перевод координат точек из двоичной системы счисления в десятичную. Отмечают точки на координатной плоскости и соединяют их отрезками. Полученный рисунок сверяют с рисунком преподавателя.
1018 7. Задание на дом Задание на дом:

Переведите из двоичной системы счисления в десятичную следующие числа: 101012, 0,11012, 11010,1112

Записывают задание в тетрадь.
1019 – 1020 8. Итог урока Задаются вопросы:
  • достигли ли мы поставленной цели?
  • есть ли у вас вопросы по материалу урока?
  • что нового узнали на уроке?
  • что интересного узнали на уроке?
Отвечают на вопросы.