Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Одаренные дети – будущее России

Добавлено: 2018.08.31
Просмотров: 3

Кощеева Антонина Васильевна, учитель истории и обществознания

Настоящий период жизни нашего общества, характеризующийся кардинальными социально-экономическими и политическими преобразованиями делает особенно актуальным вопрос о качестве образовательной системы. Сохранить и возродить интеллектуальный уровень нации можно только при условии длительного и настойчивого духовного и физического развития детей и юношества. Именно поэтому развитие одарённости детей является потенциалом для развития общества в целом.

В основе моей педагогической деятельности находят отражение идеи личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманской.(<< Развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребенка, помочь личности познать себя, самоопределиться>>), а так же интеграции в образовании А.Я.Данилюк и теория Т.В.Щукиной <<Развитие познавательного интереса школьников>>. Способности у всех детей разные, но зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их и помогать им раскрыться - вот моя главная цель. Для более заинтересованных, творческих и одаренных учащихся я разрабатываю индивидуальные образовательные программы. Содержание образовательных программ должно соответствовать следующим требованиям:

1. Включать изучение более широких тем и проблем, выходя за рамки общепринятых программ.

2. Использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным отраслям знаний.

3. Способствовать развитию самопознания.

4. Учитывать интересы учащихся и в максимальной мере поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим учащимся.

На основании предыдущих требований я выделила основные подходы к разработке содержания данных программ: углубление, интеграция, проблематизация. Особое внимание уделяю интегративному подходу, (история-литература, история-русский язык, история-МХК), который значительно расширяет кругозор учащихся.

Так, например предлагаю ученикам выполнить следующие задания:

1. Расставьте в соответствии с нормами современного русского языка ударения в исторических терминах и понятиях, а также в именах исторических деятелей:

а) Тягло,

б) Граффити,

в) Баррель,

г) Фонда,

д) Мирза,

е) Квадрига.

2. Историк должен уметь обьяснять выражения, которые вошли в литературную и обиходную речь, став <<крылатыми>>. Объясните смысл следующих выражений:

а) <<Долгий ящик>>,

б) <<Не дворянская наука - География>>,

в) <<Филькина грамота>>.

Очень часто на занятиях с одарёнными детьми ставлю проблемные задачи, предлагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос, побуждаю учащихся делать сравнения,обобщения сопоставлять факты. Например, предлагаю высказывание историков о событиях или деятелях российской истории. << Историческая роль варягов на Руси была ничтожна. О культурной роли варягов нечего и говорить. >> ( Б.А. Рыбаков). Учащийся должен сформулировать своё собственное отношение к данному утверждению и обосновать аргументами.

Такие задания закрепляют умение учащихся формулировать собственные умозаключения.

У многих моих учеников возникает большое желание и стремление проявить себя в городских, областных и всероссийских олимпиадах по данному предмету. Но подготовить ученика к успешному участию в областных и всероссийских олимпиадах - задача очень сложная. Её сложность заключается в том, что большая часть материала находится за границами школьного учебника. Учащийся так же должен обладать широким кругозором знаний, не только в области истории, а так же в области других межпредметных дисциплин. и поэтому, чтобы повысить качество, эрудицию, расширить кругозор материал структурную следующим образом:

Весь исторический материал разбиваю на части:

1. Восточные славяне в VI-VIIвв.

2. Древнерусское государство (IX-XIIвв)

3. Русь в XII-XVвв.

4. Русь в XVI в.

5. Россия в XVII в.

6. Россия в XVIII в.

7. Россия в XIX в.

8. Россия в XX в.

Данный материал рассматривается по следующим направлениям:

1. Даты и события.

2. Факты и комментарии.

3. Исторические личности.

4. Причинно-следственные связи.

5. Работа с историческим документом.

6. Знание понятий.

7. Культура.

Большее количество часов отвожу изучению тех тем, где учащийся испытывает затруднения. При изучении каждого большого блока тем даются задания, которые разбиваются на три уровня сложности:

- Первый уровень сложности полагает элементарный выбор из предлагаемых вариантов ответа.

Например: Как у полян называлась плата за невесту?

А) Вето,

Б) Вено,

В) Урок,

Г) Гривна.

- Второй уровень сложности требует умения сопоставлять, воспроизводить материал, формулировать собственное умозаключение (причины, суть, результаты.)

Например: По какому принципу установлены ряды?

А) 860г.,907г.,941г.;

Б) 964г.,967г.,970г.;

В) Илларион,Антоний,Феодосий;

Г) Волость,княжеский домен,вотчина.

- Третий уровень сложности предполагает глубокое знание исторических документов и приёмов работы с ними.

Например: Определите, о ком идёт речь?

<<Один из вдохновителей опричнины, отличился в казанских походах Ивана Грозного, сражениях ливонской войны, борьбе с крымскими татарами. В 1570-м году по приказу Ивана Грозного он был убит собственным сыном>>

При изучении всех тем большее внимание уделяю разделу Культура. Многие вопросы учащиеся изучают самостоятельно, используя информационные ресурсы.

Я считаю, что именно разноплановые задания активизируют мыслительную деятельность учащихся, повышают эрудицию, расширяют кругозор знаний.

За годы моей работы в школе у меня сложилась система взглядов на педагогическую деятельность:

1. Мы должны не только давать знания, но и учить детей мудрости. Мудрость - это непросто знания, но и умение их применять

2. Важно развивать способности и навыки ребёнка, а не заставлять зубрить даты и факты

3. Не надо мешать ребёнку самому формировать своё представление о мире и искать в нём собственную правду

4. Не ограничивать стремление детей глубоко вникать в сущность той или иной изучаемой темы

5. Мы должны помогать учащимся обретать чувство уверенности через успех.

Сегодня мои воспитанники являются участниками и призёрами различных творческих конкурсов, олимпиад по истории городского, областного, всероссийского уровней. Подобный успех, в свою очередь, создаёт условия для дальнейшего творчества. Несколько лет работы с одарёнными детьми позволили мне составить следующий алгоритм педагогических действий:

- Своевременно и правильно выявить заинтересованных и высокомотивированных детей- В процессе урочной деятельности умело подбирать материал, с учётом специфики
интересов учащихся и соответствия их стиля усвоения знаний.

- Вовлечь во внеурочную познавательную деятельность, систематически поддерживая интеллектуальную и творческую инициативу.

- Чувство успеха переживать вместе с детьми, мотивируя их на новые достижения.

Я считаю, что именно наша профессия - профессия учитель играет огромную роль в развитии интеллектуального потенциала нации и поэтому мы должны во время раскрывать природные возможности детей и создавать все условия для развития и сохранения одарённости. Одарённые дети - это будущее Росси, т. к именно труд способных, интеллектуальных и творческих людей может помочь России снова сможет стать Великой державой.

Список литературы, используемый для подготовки к олимпиадам по истории:

1. М.Алпатов <<Немеркнущее наследие>>.Книга для учителя.-М.: Просвещение, 1990

2. Бабич И.В., Захаров В.Н., Уколова И.Е Хрестоматия по истории России: в 4 томах.-М.:

3. Кишенкова О.В., Короткова М.В. <<История для любознательных>>. 6-11 классы. В 2-х книгах.- М.: Дрофа, 1996

4. А.В.Муравьёв, А.М.Сахаров. <<Очерки истории русской культуры IX-XVIIвв.>>: книга для учителя.- М.: Просвещение 1999

5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.