Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание химии

Программа элективного курса по химии Готовимся учиться в вузе

Добавлено: 2018.08.31
Просмотров: 4

Воронова Галина Петровна, учитель химии

Пояснительная записка

Основная цель данного курса – обеспечить понимание фундаментальных понятий, законов и закономерностей химии, показать химию как точную науку, сформировать расчетные умения и научить интерпретировать количественные характеристики химических объектов, используя международную систему единиц.
Данный курс предназначен учащихся 10–11 классов химико-биологического профиля, которые собираются продолжить свое обучение в учебных заведениях медико-биологической направленности (медучилищах, колледжах, медицинских вузах, биологических факультетах). Не секрет, что первый курс вуза для учащихся является «стрессовым», так как меняется система обучения, возрастает поток новой, более сложной информации, меняется коллектив преподавателей, поэтому изучение материала данного курса поможет ребятам в дальнейшем почувствовать уверенность в себе, быстрее адаптироваться в новых условиях обучения в вузе.
Курс рассчитан на 35 учебных часов, может проводиться в течение одного или двух лет.
Учебный материал сгруппирован по модульному принципу и отражает важнейшие темы курса общей химии для медицинских вузов и биологического факультета университета. Модульный подход дает преподавателю возможность изучать модули в любой последовательности или не изучать некоторые из них из-за недостаточности времени.
В преподавании используется модульная технология, поэтому уроки вариативной части блока определяются течением процесса обучения и чувствительны к информации обратной связи. Большая часть учебного времени отводится на решение экспериментальных и расчетных задач медико-биологической направленности, составлению расчетных задач с медико-биологическим содержанием, самостоятельную работу учащихся по изучению нового материала, семинарские занятия.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Форма обучения

1. Основы количественного анализа. 7
1.1. Вводное повторение по теме 1.
Количество вещества. Эквивалент. Закон эквивалентов. Процесс растворения. Растворимость.
Способы выражения концентрации растворов.
1 Семинарское занятие.
1.2. Изучение основного объема нового материала по теме 1.
Методы количественного анализа.
Кислотно-основное равновесие в водных растворах. Буферные растворы. Условия осаждения и структура осадка.
Метод кислотно-основного титрования. Расчеты в титриметрическом анализе.
1 Самостоятельная работа учащихся в группах.
1.3.
1.4.
Тренинг-минимум по теме 1. 1
1
Решение задач.
Практическая работа.
1.5. Развивающее дифференцированное закрепление по теме 1. 1 Решение задач различного уровня, составление задач.
1.6. Обобщающее повторение по теме 1.
Подведение итогов по теме 1.
1 Презентация составленных задач, их решение.
1.7. Коррекция знаний по теме 1. 1 Семинарское занятие
«Хочу спросить. Хочу рассказать»
2. Основные закономерности протекания химических реакций. 7
2.1. Вводное повторение по теме 2
Тепловой эффект реакции. Энергия химической связи. Энтальпия. Энергетика химических реакций, закон сохранения энергии. Закон Гесса. Энтальпия растворения. Кристаллогидраты. Второй закон термодинамики. Скорость химической реакции. Правило Вант-Гоффа. Химическое равновесие.
1 Семинарское занятие.
2.2. Изучение основного объема нового материала по теме 2.
Энтальпийный и энтропийный факторы и направление химической реакции. Энергия Гиббса. Влияние температуры на направление химической реакции. Закон действия масс. Энергия активации, уравнение Аррениуса. Активированные комплексы.
1 Лекция с элементами беседы.
2.3.
2.4.
Тренинг – минимум по теме 2. 1

1

Самостоятельная работа по решению задач.
Практическая работа
2.5. Развивающее дифференцированное закрепление по теме 2. 1 Самостоятельная работа по составлению задач.
2.6. Обобщающее повторение по теме 2. 1 Разработка мини-проектов.
2.7. Итоговый урок. Коррекция знаний по теме 2. 1 Презентация мини- проектов.
3. Учение о растворах. 7
3.1. Вводное повторение по теме 3.
Электролитическая диссоциация. Свойства растворов электролитов.
Степень диссоциации электролита.
1 Семинарское занятие
3.2. Изучение основного объема нового материала по теме 3
Коллигативные свойства разбавленных растворов неэлектролитов. Закон Рауля. Осмотическое давление раствора. Закон Вант-Гоффа.
Отклонение свойств растворов кислот, оснований и солей от законов Рауля и Вант-Гоффа. Кажущаяся степень диссоциации электролитов. Активность ионов. Ионная сила раствора.
1 Лекция с элементами беседы.
3.3. Тренинг-минимум по теме 3. 1 Решение задач.
3.4.
3.5.
Развивающее дифференцированное закрепление по теме 3. 1
1
Практическая работа. Решение задач различной сложности.
3.6. Обобщающее повторение по теме 3. 1 Семинарское занятие.
3.7. Итоговый урок. Коррекция знаний по теме 3. 1 Самостоятельная работа по составлению задач.
4. Основы электрохимии. 7
4.1. Вводное повторение по теме 4.
Окислительно-восстановительные реакции. Сравнение химической активности металлов. Направление окислительно-восстановительных реакций. Подвижность ионов.
Электродные потенциалы.
1 Семинарское занятие.
4.2. Изучение основного объема нового материала по теме 4.
Предельная подвижность ионов. Сопротивление раствора. Удельная электрическая проводимость. Кондуктометрическая ячейка.
Молярная электрическая проводимость. Закон Нернста
1 Лекция.
4.3. Тренинг-минимум по теме 4. 1 Практикум по решению задач.
4.4.
4.5.
Развивающее дифференцированное закрепление по теме 4. 1

1

Решение задач различной сложности.
Составление задач с медико-биологическим содержанием.
4.6. Обобщающее повторение по теме 4. 1 Самостоятельная работа
4.7. Итоговый урок. Коррекция знаний. 1 Презентация составленных задач.
5. Поверхностные явления Дисперсные системы. 7
5.1. Вводное повторение по теме 5.
Дисперсные системы. Степень дисперсности. Коллоидные растворы. Адсорбция.
1 Семинарское занятие.
5.2. Изучение основного объёма нового материала по теме 5.
Состояние вещества на поверхности раздела фаз. Поверхностная энергия, поверхностное натяжение. Адгезия. Работа адгезии.
Емкость адсорбента. Устойчивость и коагуляция дисперсных систем. Порог коагуляции.
1 Лекция.
Самостоятельная работа.
5.3. Тренинг – минимум по теме 5. 1 Решение задач.
5.4.
5.5.
Развивающее дифференцированное закрепление по теме 5. 2 Решение задач различного уровня.
Составление задач.
5.6. Обобщающее повторение по теме 5. 1 Семинарское занятие. Презентация составленных задач.
5.7. Итоговый урок. Коррекция знаний. 1 Собеседование.

Содержание тем учебного курса

Модуль 1.

Основы количественного анализа. 7 часов.
Методы количественного анализа. Способы проведения гравиметрического анализа. Условия осаждения и структура осадка. Расчеты в гравиметрическом анализе. Фактор пересчета. Титриметрический анализ. Расчеты в титриметрическом анализе.
Практическая работа: «Приготовление титрованного раствора хлороводородной кислоты».

Модуль 2.

Основы химической термодинамики и химической кинетики. 7 часов.
Термодинамика химического процесса. Тепловой эффект реакции. Энтальпия реакции. Закон Гесса. Энтальпия растворения. Кристаллогидраты. Энтропия. Энергия Гиббса. Энтальпийный и энтропийный факторы и направление реакции. Энергия Гиббса образования веществ. Влияние температуры на направление химической реакции. Второй закон термодинамики.
Скорость химических реакций. Закон действия масс. Правило Вант-Гоффа.
Энергия активации. Зависимость константы скорости реакции от энергии активации, уравнение Аррениуса. Активированные комплексы.
Практическая работа: «Использование графиков Gобр. от температуры для решения практических задач».

Модуль 3.

Учение о растворах. 7 часов.
Коллигативные свойства разбавленных растворов неэлектролитов, их использование для определения молекулярной массы растворенного вещества. Закон Рауля. Понижение температуры кристаллизации раствора. Повышение температуры кипения раствора. Осмотическое давление раствора
Закон Вант-Гоффа.
Отклонение свойств растворов кислот, солей, оснований от законов Рауля и Вант – Гоффа, поправочный коэффициент. Кажущаяся степень диссоциации электролитов. Активность ионов. Ионная сила раствора.

Модуль 4.

Основы электрохимии. 7 часов.
Окислительно-восстановительные реакции. Направление окислительно-восстановительных реакций. Сравнение активности металлов.
Предельная подвижность ионов. Сопротивление раствора. Кондуктометрическая ячейка. Удельная электрическая проводимость. Молярная электрическая проводимость. Предельная молярная электрическая проводимость. рН раствора и молярная электрическая проводимость. Потенциал электрода. Закон Нернста.

Модуль 5.

Поверхностные явления. Дисперсные системы. 7 часов.
Дисперсное состояние вещества. Степень дисперсности. Состояние вещества на границе раздела фаз. Поверхностная энергия. Поверхностное натяжение.
Адгезия. Работа адгезии. Уравнение Дюпре – Юнга. Коллоидные растворы.
Адсорбция Степень адсорбции. Емкость адсорбента. Устойчивость и коагуляция дисперсных систем. Порог коагуляции.

Литература.

1. Р.А. Лидин, В.А. Молочко. Химия для абитуриентов. От средней школы к вузу. М.: Химия, 1993.: ил. (Научно – популярная библиотека школьника).
2. Н.Л. Глинка. Общая химия: Учебное пособие для вузов. – Л.: Химия, 1974
3. Т.Н. Литвинова. Задачи по общей химии с медико–биологической направленностью. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 128с.
4. Э.Н. Рэмсден. Начала современной химии. – Л.: Химия, 1989. – 784с.
5. А.И. Астафуров. Основы химического анализа.– М.: «Просвещение», 1986.
6. Н.С.Ахметов. Химия 10 –11. – М.: «Просвещение», 2000.
7. Н.Л. Глинка. Задачи и упражнения по общей химии. – Л.: «Химия», 1983.
8. Л.А. Николаев. Химия жизни. – М.: «Просвещение», 1987.


x