Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание информатики

Влияние научно-технического прогресса на представление информации в ХХI веке

Добавлено: 2018.08.27
Просмотров: 5

Бирюкова Светлана Васильевна, учитель информатики, зам. директора по УВР

Участники: учащиеся 10-х классов

Предметная область: Информатика и ИКТ

№ занятия Тема занятия Всего часов Из них
Теория Практика
1 Введение в тему проекта. 1 1 0
2 Решение задач проекта. 1 0,5 0,5
3-5 Выполнение продукта проекта - проектирование. 3 1 2
6 Оформление продукта проекта. 1 0 1
7 Защита проекта. 1 0,5 0,5
Итого: 7 3 4

Проект "Влияние научно-технического прогресса на представление информации в XXI веке" разработан для учащихся 10-х классов с профильным предметом "информатика" в общеобразовательных школах. Презентация.

УМП может быть использован при изучении темы "Информация. Кодирование информации", а также на элективных курсах, факультативных занятиях и кружковой работе.

В этом проекте объектом изучения является "информация", а также обучение работе в творческих группах.

В ходе проекта учащиеся самостоятельно проводят групповые исследования, используя различные источники информации (учебники, Интернет, научная литература, электронные учебники и другие мультимедийные пособия) и оформляют результаты своих исследований в виде презентации, сайтов, газет ,буклетов, кроссвордов, тестирующих приложений и т.д.

В процессе обучения у учащихся формируется умение работать с большим потоком получаемой информации, они учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы, экспериментировать представляя информацию в нужной форме, принимать авторскую позицию по исследуемой проблеме. Работа также представлена следующими Приложениями.

Основные этапы проекта:

I. Формулирование основополагающего вопроса

Какое влияние оказывает научно-технический прогресс на представление информации в XXI веке?

II. Формулирование вопроса (-ов) учебной темы

  1. Почему понятие "информация" до сих пор является базовым?
  2. Что происходит с носителями информации?
  3. Какие формы представления информации сегодня используются?
  4. Какими свойствами обладает информация XXI века?
  5. Каким образом можно получать информацию?
  6. Без чего человек не сумеет получить информацию?

III. Формулирование содержательного (-ых) вопроса (-ов) для исследований учащихся

Информация не существует сама по себе. Почему она проявляется в информационных процессах?

IV. Формулирование дидактических целей проекта

V. Формулирование методических задач

VI. Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся)

  1. Почему информацию стали кодировать и декодировать?
  2. Какие информационные процессы необходимы информационному обществу?
  3. Как развиваются методы поиска информации?
  4. Как происходит кодирование различных видов информации?

VII. Выдвижение гипотез решения проблем

  1. Потому что без информации невозможно жить независимо от того в каком времени мы живём.
  2. Так как существуют различные подходы к определению понятия информации.
  3. Носители информации шагают в ногу со временем.
  4. Потому что человек любые сведения получает с помощью органов чувств.

VIII. Определение творческого названия проекта

  1. Носители информации шагают в ногу со временем.
  2. Влияние научно-технического прогресса на представление информации в XXI веке.

IX. Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов

Для выполнения проекта класс делится на 4 группы, в каждой из которых есть консультант и эксперт (формирую сама),

Формы представления:

X. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе

(Ученики продумывают пути проведения своих исследований: о проведении анкетирования, опытов, создании видеозаписей, сборе статистических данных, образцов, об обработке собранных сведений, о том, как будут оформлены результаты исследования.)

XI. Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав

Адреса поиска информации:

  1. Библиотека; печатные издания Угринович Н.Д. "Информатика и информационные технологии";
  2. Мультимедиаиздания; Интернет.
  3. Обращается внимание на соблюдение достоверности источников информации.

XII. Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе

Наметив план поисково-исследовательской деятельности, в группах обязанности распределяются самостоятельно учащимися определив сроки выполнения поставленных задач.

XIII. Самостоятельная работа групп

Самостоятельный поиск и обработка необходимой информации, а также представление её в нужной форме.

XIV. Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе

Мотивирование и консультирование учащихся, помощь в систематизации полученных данных. Выбор формы презентации. (оформление печатных изданий с иллюстрациями, веб-сайт, презентация)

XV. Защита полученных результатов и выводов

На основе заранее подготовленных оценочных листов.

XVI. Оценивание результатов проекта школьниками и учителем

На основе заранее подготовленных оценочных листов с помощью заранее выбранных экспертов.

Учебные темы программы: "Информация. Кодирование информации".

Темы самостоятельных исследований учащихся:

В процессе работы над проектом ученики научились:

Организация работы учащихся над проектом

Так как проект создавался в группе, то вот такие обязанности были распределены между собой:

В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся представлены в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проекта продукт их деятельности сдается в жюри.

Грамотно составленная проектная работа позволила:

Паспорт учебного проекта

1. Тема проекта ________________________________________

2. Авторы проекта________________________________________

3. Класс________________________________________

4. Научный руководитель________________________________________

5. Тип проекта (интегративный, предметный) ________________________________________

6. Форма проекта________________________________________

7. Краткое описание проекта (возможности использования особенности проекта и т.д.) ____________________

____________________ уч. Год

ЛИСТ КОНТРОЛЯ ПРОГРЕССА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Эффективно ли ты использовал отведенное время? ________________________________________

2. В чем сильные, в чем слабые стороны твоего проекта? ________________________________________

3 . Если бы этот проект ты выполнял бы снова, то какие ты внес бы изменения в свою работу? ________________

4. Легко ли ты решал возникающие проблемы? ________________________________________

5. Уложился ли ты в отведенные сроки? ________________________________________

6. Доволен ли ты своим проектом? ________________________________________

7. Каково твое мнение о других проектах? ________________________________________