Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание информатики

Применение интерактивного оборудования – один из способов повышения ИКТ-компетентности педагога

Добавлено: 2018.08.23
Просмотров: 5

Мухина Ирина Анатольевна, учитель информатики

Стремительно развивающийся процесс информатизации всех сфер жизни общества существенно влияет на состояние экономики, качество жизни людей, интеллектуальный потенциал общества и влечет за собой информатизацию образования. Быстрыми темпами идет и процесс информатизации школ. Импульс к оснащению школ современной техникой получен в условиях реализации Приоритетного национального проекта “Образование”. На сегодняшний день наличие интерактивной доски на уроках становится нормой, так как позволяет учителю вести обучение на принципиально новом качественном уровне, использовать все преимущества современных компьютерных технологий. Но технический прогресс не стоит на месте и, в дополнение к собственно интерактивной доске, постоянно появляются новые, очень интересные технические устройства: цифровой микроскоп, документ-камера, интерактивный планшет, интерактивная система голосования, цифровые лаборатории и др.

Одним из основных показателей профессиональной готовности учителя к успешному функционированию в современных образовательных условиях является его компетентность в области применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ–компетентность). В научной литературе ИКТ – компетентность определяется как комплекс сформированных качеств личности, обеспечивающих мотивированное желание, готовность к изменениям и способность учителя эффективно использовать возможности информационных и коммуникационных технологий в условиях информатизации современного общества.

Учитель, не использующий никакую технику, может только рассказывать и показывать плакаты, отчего урок становился скучным. Применение современных информационных и коммуникационных технологий позволяет демонстрировать подготовленные презентации, флеш-ролики, интересные отрывки из фильмов, соответствующие более темпераментному способу восприятия визуальной информации, которым отличается новое поколение школьников. Присутствие новой техники в кабинете побуждает педагога к пересмотру традиционных форм проведения уроков. Изменяются и формы общения преподавателя и обучающегося, превращая обучение в деловое сотрудничество, а это усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, повышает индивидуальность и интенсивность обучения. Использование интерактивного устройства дает возможность учителю варьировать задания, изменять ход урока в зависимости от особенностей восприятия детьми учебного материала, предоставляет учащимся большую свободу для творческого выполнения заданий. А это в свою очередь открывает перед педагогом и учащимися новые горизонты в изучении предмета и, конечно же, стимулирует учителя двигаться дальше в освоение новой техники.

В нашей школе три интерактивных доски. [Презентация, слайд 4–5] Как Вы понимаете, их полноценное использование на уроке предполагает предварительную подготовку документа с помощью специального программного обеспечения. В умелых руках творческого педагога интерактивная доска становится незаменимым помощником.

Приложение 2,
Приложение 3

Альтернативой для столь дорогостоящего оборудования является интерактивная приставка Mimio. [Слайд 6] Но технический прогресс не стоит на месте и, в дополнение к собственно интерактивной доске, постоянно появляются новые, очень интересные технические устройства. Одно из таких устройств – микроскоп с цифровым окуляром. [Слайд 7]

Мне бы хотелось познакомить вас с техническим новшеством – документ – камерой. [Слайд 8–9]

Учителя нашей школы проявили большой интерес при знакомстве с такой технической новинкой в образовании. Это устройство предназначено для демонстрации различных объектов в режиме реального времени. [Слайд 9] Благодаря работе с документ - камерой совместно с учителем информатики педагоги школы освоили различные виды деятельности. Такие как: демонстрация различных документов, например, редких образцов или экспонатов; выполнение совместных действий; увеличение мелких элементов – деталей; наблюдение за объектом; проверка домашней, самостоятельной или любой другой работы; обсуждение полученных результатов и/или допущенных ошибок и примеры правильных действий; подготовка видеозаписей с помощью, например, интерактивной доски.

Коллективное обсуждение результатов работы на семинарах школьного и городского уровня позволило сформулировать общий вывод о том, что спектр применения документ - камеры чрезвычайно широк и зависит от фантазии педагога и конкретной ситуации на уроке. Работа с этим техническим устройством сделает учебный процесс живым, творческим и еще более эффективным.

Таким образом, наличие у педагога установленной интерактивной техники в кабинете, побуждает его к действию. В умелых руках творческого педагога любая техника становится незаменимым помощником. Некоторые педагоги увлекаются изучением и внедрением в учебный процесс технических новинок до такой степени, что уровень ИКТ компетентности переходит на профессиональный уровень.

По мнению большинства учителей нашей школы сегодня пришло время комбинировать привычные приемы работы с новыми инструментами, подаренными нам техническим прогрессом, и тогда даже жизнь на уроке заиграет новыми красками! При этом процесс освоения новых возможностей программного обеспечения и технологии работы с аппаратными новинками, несомненно, внесет вклад в развитии ИКТ – компетентности педагога.

Список литературы:

  1. Зайцева С.А. Система формирования информационной и коммуникационной компетентности будущих учителей начальных классов в педагогическом вузе [Текст]: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. / С.А. Зайцева. – Шуя, 2011.
  2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ.высш.пед. учеб.заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003.
  3. Кузнецов, А.А., Хеннер, Е.К. Информационно–коммуникационная компетентность современного учителя [Текст] / A.А. Кузнецов, Е.К. Хеннер, B.Р. Имакаев, О.Н. Новикова, Е.В. Чернобай // Информатика и образование. – 2010. – № 4. – С. 3–11.
  4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие. – М.: 2001.
  5. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // интернет–журнал Эйдос. – 2002. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm, свободный.