Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание информатики

Применение элементов системно-деятельностного подхода при изучении темы Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 399

Гусева Лариса Анатольевна, учитель информатики Максимова Ольга Владимировна, учитель информатики

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Д.А. Медведев

В основе стандартов нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

В связи с этим, в настоящее время, следует стремиться наполнить современный урок элементами системно-деятельностного подхода, используя отдельные приемы на различных этапах.
В приведенном ниже конспекте урока показан вариант применения некоторых приемов.

Цель урока: познакомить учащихся со способом перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления.

Задачи урока:

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Педагогические технологии: технология сотрудничества, проблемно-поисковый метод, информационно-компьютерные технологии.

Продолжительность занятия – 45 минут.

Оборудование: компьютер, проектор, обычная доска, Презентация.

На момент проведения урока учащиеся знакомы с понятиями системы счисления, основания системы счисления, алфавита системы счисления. Знают виды систем счисления.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ожидаемый результат

1. Начало урока (1 мин.) – Добрый день! Я рада видеть вас на уроке информатики. Надеюсь, что он пройдет для вас с пользой, и вы пополните багаж своих знаний. На партах вы видите материалы к уроку (кластер и теоретический материал к нему, набор алгоритмических структур, карточки с заданиями для открытия новой темы, разрезные задачи) Внимательно слушают речь учителя. Ребята настроены на работу.
2. Актуализация знаний (11 мин.) Приём «Ромашка» Блума

– Давайте вспомним, что вам было задано на дом?

– Верно. Посмотрим, как вы справились с домашним заданием, насколько свободно вы владеете материалом. Проверку проведем, используя известную вам ромашку Блума.
Сегодня вы часто будете работать в парах, чтобы не было путаницы номер пары закреплен на парте. Открывать лепестки будем по порядку в соответствии с номером пары.

(На доске вы видите ромашку, у которой 6 лепестков. За каждым лепестком скрывается начало вопроса, ваша задача составить вопрос полностью и задать его классу.)

– Выучить определения основных понятий, с которыми мы познакомились на прошлом уроке.

  1. Что…?
  2. Если я правильно понял, то…?
  3. Почему…?
  4. Что будет, если…?
  5. Чем отличается…?
  6. Как можно применить…?
  1. Что называется системой счисления?
  2. Если я правильно понял материал прошлого урока, то системы счисления бывают двух видов?
  3. Почему в двоичной системе не могут использоваться числа 333, 555 и так далее?
  4. Что будет, если использовать только непозиционные системы счисления?
  5. Чем отличаются позиционные системы счисления друг от друга?
  6. Как можно применить двоичную систему в жизни?
Отвечая на вопросы друг друга мы вспомнили материал, с которым познакомились на прошлом уроке.

Прием “Нестандартный вход в урок”

Теперь предлагаю вам выполнить следующее задание:
Прочтите внимательно стихотворение, выведенное на доску, для тех, кому плохо видно на партах есть бумажный вариант. (Приложение 1)

(Учитель читает стихотворение вслух, выделяя голосом числительные)

Предлагаю вам ответить на вопросы:

  1. Как вы считаете, почему выделены именно эти слова? Выпишите в тетрадь встречающиеся числа (вызвать одного учащегося к доске).
  2. А достоверная ли информация содержится в данном стихотворении? Почему?
  3. В каких системах счисления могут быть представлены числа, встречающиеся в данном стихотворении?
  4. Как вы думаете в какой системе счисления записаны, используемые в данном стихотворении числа?
  5. Как сделать историю достоверной, не меняя ее сути?
  1. Они являются числительными и означают числа.
  2. Нет. Так как в жизни такого не может быть.
  3. В любых позиционных системах, с основанием большим либо равным двум.
  4. Скорее всего в двоичной, поскольку все числа содержат только две цифры 0 и 1.
  5. Изменить числа; заменить их другими, представить двоичные числа их десятичными эквивалентами.
– Совершенно верно. А как это сделать? – Нужно знать способ перевода чисел, но мы пока его не знаем.
– Так какова по вашему мнению цель нашего сегодняшнего занятия?

– О том, как осуществить перевод из двоичной системы в десятичную и пойдет речь на сегодняшнем уроке.

– Познакомиться со способом перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления. Учащиеся согласились с целью урока и готовы работать.
3. Изучение нового материала (10 мин.) Прием «Свой алгоритм»

– Итак, ребята, мы подошли к тому, что нам не хватает знаний для решения определенного класса задач, кстати, многие из таких задач, встречаются в ЕГЭ по информатике.

– Предлагаю вам, сотрудничая с соседом по парте, составить алгоритм перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления, анализируя предложенный образец. (Приложение 2) Каждая пара учащихся выполняет предложенное задание – составляет алгоритм перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления. Пара выполнила задание
– Итак, все команды закончили выполнять задание. Теперь обменяемся с соседней командой своими работами и оценим работу товарищей по трехбалльной шкале, заносим результаты оценки в анкету урока (на оборотной стороне листа):

1) Алгоритм непонятен;
2) Алгоритм понятен, но нужно внести коррективы;
3) Алгоритм понятен, по нему можно работать.

Учащиеся обмениваются своими работами и оценивают работу соседней группы, результаты оценки заносят в анкету урока.
Прием «Необъявленная тема»

– Итак, ребята, вы узнали, как переводить числа из двоичной системы счисления в десятичную систему и составили алгоритм перевода. А теперь откройте тему нашего урока, выполнив небольшие задания. Каждая группа получает две карточки с примерами, вам следует получить ответ в десятичной системе счисления и определить получившуюся букву, используя кодировочную таблицу. (Приложение 4)
– Как только вы определили букву, впишите ее в поле таблицы с соответствующим номером (таблица представлена на доске).
– Работать вам предстоит в парах. От того как вы справитесь, зависит правильность темы урока, старайтесь. Предлагаются карточки с заданиями. (Приложение 3)

Каждая пара выполняет предложенный вариант карточки, находит по кодировочной таблице букву алфавита, вписывает ее в поле на доске.

Пара выполнила задание
– Ну что ж, тема открыта: «ПЕРЕВОД ЧИСЕЛ». Каждая пара ответственно подошла к порученной работе и не подвела группу в целом. Молодцы!!! Запишите тему урока в анкету урока дополнив открытую тему, конкретизируя ее.
– Так какие числа мы научились переводить?
Дополняют открытую тему урока, перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Открыта тема урока
4. Обсуждение и решение проблем
(2 мин.)
– Вспомните, с какой проблемой мы столкнулись в начале урока? – Нам было предложено стихотворение, представляющее недостоверную информацию.
– Можете ли вы теперь справиться с решением этой задачи?

– Преобразовать числа в стихотворении так, чтобы оно было правдиво, я предлагаю вам дома, это домашнее задания обязательно для всех.

Дополнительная часть домашнего задания, будет выслана вам в личные кабинеты, на сайте Дневник.ру. Главным вопросом для размышления будет вопрос о том, можно ли применить открытый вами сегодня алгоритм к другим системам счисления?

– Конечно, можем, теперь мы знаем, что числа, можно переводить из одной системы счисления в другую, и сегодня познакомились с переводом двоичных чисел в десятичную систему счисления.
5. Рефлексия (3 мин.) – Ребята, сегодня каждый из вас хорошо поработал, вы – молодцы!
– Покидая кабинет информатики, покажите свое отношение к сегодняшнему занятию, приклеив на плакат соответствующий смайлик.
Выходя из кабинета, выбирают нужный смайлик и приклеивают на плакат: положительное отношение, нейтральное, негативное.