Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание химии

Урок химии по теме Велиий сын России – М.В. Ломоносов. 8–9–е классы

Добавлено: 2018.08.15
Просмотров: 6

Герасимова Алла Георгиевна, учитель химии

Задачи:

Оборудование: весы с разновесами, сосуд Ландольта с пробкой, растворы щёлочи, сульфата меди (II), дихромат аммония, асбестовая сетка, лучина, спички.

Ход урока

1 этап. Организация начала занятия.

Когда про человека говорят, что он гений, это значит - по уму и таланту ему почти нет равных. За всю историю нашей планеты по-настоящему гениальных людей было не так уж много. И одним из них был Михаил Васильевич Ломоносов.

Невозможно даже представить, чтобы один человек успел за свою жизнь сделать, так много и в естественных и в гуманитарных науках. Не зря в иностранных книгах приводились утверждения, что-де в России всегда были два Ломоносова: один - химик, а другой - литератор. И что не следует путать их друг с другом. Действительность же иная.

2 этап. Актуализация знаний.

Сейчас заслушаем сообщение об основных открытиях в области химии, сделанных Ломоносовым за свою жизнь.

Задание к сообщению.

Внимательно слушайте и запишите в тетрадь основные открытия в научной деятельности Ломоносова.

Предполагаемый ответ:

Проверки и обсуждение записей в тетради.

Задание к сообщению. Внимательно слушайте и запишите в тетрадь Значение открытия закона сохранения массы вещества и энергии. Вспомните современную формулировку закона.

Предполагаемый ответ:

3 этап. Закрепление знаний и способов действий.

ТЕСТ на самопроверку (см. приложение 2)

4 этап. Обобщение и систематизация знаний.

Итак из закона сохранения массы и энергии следует, что вещества не могут возникать из ничего или превращаться в нечто. Но часто в быту мы сталкиваемся с явлением, когда нам кажется, что в ходе химического превращения вещества исчезают или наоборот, появляются из неоткуда. В чем причина таких наблюдений? Проведем опыт.

Опыт “Вулкан”. Разложение дихромата аммония.

(NH4)2Cr2O7 = N2 + 4H2O + Cr2O3

В ходе опыта произошло мнимое увеличение продуктов реакции. Объем получившегося оксида хрома (III) увеличился за счёт увлажнения его парами воды и разрыхления, выделяющимся азотом.

ВЫВОД: В результате химических реакций атомы не исчезают и не возникают, а происходит их перегруппировка. Число атомов до реакции и после не изменяется, следовательно, общая масса также не изменяется.

5 этап. Контроль и проверка знаний, умений и навыков.

Закрепление материала. ( Задания см. в приложении 1)

Задания 1, 2, 3, 4, (1, 2, - устно; 3, 4 - письменно).

Учитель. Ломоносов с самого начала своей деятельности был убеждённым сторонником корпускулярной теории. С историей открытия теории выступит учащийся.

Задание к сообщению. Внимательно слушайте и попытайтесь сопоставить современную терминологию с понятиями, вводимыми Ломоносовым.

Задание 5 (см приложение 1)

6 этап. Подведение итогов занятия. Учитель. Большое значение Ломоносов уделял пропаганде химических знаний. Сейчас выступит перед нами Ломоносов.

Слово о пользе химии в публичном собрании императорской академии наук сентября 1751 года, говорённое Михайло Ломоносовым.[2]

Итог занятия. На одном занятии не перечислить всё, что сделал этот гениальный человек, нет никакой возможности и всё же:

Оценки за урок.

Литература.

  1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 – 560 с.
  2. Книга для чтения по неорганической химии. В 2 ч.: Ч.1/Сост. В.А. Крицман. – М.: Просвещение, 1992. – 191с.
  3. Малышкина В. Занимательная химия. – Санкт-Петербург, “Тригон”, 1998 – 576с.