Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Использование материалов книги Воспоминания о войне для патриотического воспитания школьников на уроках истории и во внеклассной работе

Добавлено: 2018.08.05
Просмотров: 16

Макова Марина Михайловна, учитель истории и обществознания

Современный этап духовного развития общества характеризуется ростом интереса к истории, и поэтому учителя не только через уроки, но и через систему внеклассной работы должны помочь учащимся разобраться в сложных вопросах истории, занять подлинно гражданскую позицию по отношению к прошлому. “ Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие”, – писал А.С. Пушкин.

В нашей школе уделяется большое внимание краеведческой работе. Учащимся интересно место и роль Вологодского края в истории страны, судьбы отдельных людей. Большой интерес проявляют ребята к изучению истории своей семьи. Но одной из наиболее интересных сторон краеведческой работы является подготовка и создание книги “Воспоминания о войне”.

Ежегодно, отмечая день Великой Победы над фашизмом, мы говорим о подвигах людей в годы войны, о героических сражениях, о работе тружеников тыла. Источниками для таких рассказов раньше служили книги, которых о войне написано превеликое множество. Однако, у каждого из нас есть дедушки и бабушки, родные, близкие, соседи, пережившие войну. Так на основе воспоминаний этих людей и создавалась Книга памяти. Дело оказалось нелёгким. Не все, к кому обратились ребята, захотели поделиться воспоминаниями. Ветераны очень скромные люди, и некоторые считают, что они не сделали ничего особенного, а просто защищали Родину, многим трудно вспоминать горечь утрат, потерю близких. В этой связи надо отдать должное такту и выдержке ребят, которые были всегда предельно вежливы с ветеранами.

В книге “ Воспоминания о войне” есть всё, что может пригодиться учителю истории для воспитания патриотизма на уроках истории и во внеклассной работе: есть письма с фронта и на фронт, рассказы о героических подвигах, трудовых буднях. В ней есть страницы, посвящённые безутешному горю и потере близких, незабываемому ощущению наступившего мира и счастью победы.

В настоящее время всё меньше остаётся живых свидетелей военных сражений, участников боевых действий на фронтах. И мы продолжаем собирать материал о детях войны. Этим людям сейчас чуть больше или чуть меньше 70 лет. Многие из них ветераны труда. Даже небольшие воспоминания о героической странице нашей истории, какой явилась Великая Отечественная война, помогают современным школьникам лучше понять и помнить это время. А как гордятся ребята, когда они рассказывают о своих родственниках, переживших войну, перед одноклассниками. При таких воспоминаниях равнодушных, как правило, не бывает.

В своей педагогической работе материалы книги “Воспоминания о войне” я использую на уроках истории в 9 и 11 классах при изучении темы “Великая Отечественная война”. Буквально для каждого урока можно подобрать интересные страницы Книги памяти.

Вот, например, урок по теме “Советский тыл в Великой Отечественной войне” в 9 классе. К этому уроку подбираются фрагменты из воспоминаний наших ветеранов. Например, о жизни и труде в годы войны вспоминает Шангина Александра Степановна, уроженка Вологодского района: “Во время войны жизнь была трудная. Всех мужчин забрали в армию, в колхозе оставались только женщины, старики и дети. Дети в колхозе работали с 7 лет: пололи картофель, зерновые культуры. Лошадей в колхозе не было, их забирали на фронт. Обрабатывали землю на быках. За плугом ходили женщины. Есть было нечего. В специально оборудованных ступах толкли головки клевера, головки льна, мякину от овса прошлых лет. В жатву женщины и дети убирали косами зерновые культуры, теребили лён, зерно молотили на конных молотилках и сдавали государству…”

А вот фрагмент из воспоминания Токаревой Варвары Ерофеевны, которая во время войны работала на железной дороге: “Жилось очень трудно. Кроме работы приходилось вести большое хозяйство: содержать скот, огород. Продукты отдавали в госпиталь, а сами питались в основном картошкой и овощами, хлеба было очень мало, вместо сахара сушили варёную морковь и свеклу. Одежду перешивали из взрослой…”

Анализируя отрывки из воспоминаний, учащиеся сопереживают этим людям, понимают сопричастность каждого человека к войне и к тем людям, которые её пережили и одержали победу.

Все страницы книги “Воспоминания о войне” – это примеры мужества, стойкости, выдержки, надежды и мудрости для нашего молодого поколения.

Кроме уроков данный материал используется во внеклассной работе. Учителя проводят устные журналы по страницам книги “Воспоминания о войне”, включают страницы книги в сценарии праздников, посвящённых Дню Победы, проводят беседы. Но наибольшей популярностью пользуется презентация страниц книги, посвящённая детям в годы Великой Отечественной войны, которая так и называется “Дети и война”. В ней рассказывается о жизни и труде детей в эти трудные годы, об их учёбе в школе, о радостях и горе и о героических подвигах.

Вот, например, как вспоминает о школьных занятиях в годы войны Головина Галина Николаевна: “В школу приходилось ходить за несколько километров. Бумаги в школе не было. Писали на газетах и других клочках бумаги. Учебников было мало, и они были очень старыми. Один учебник выдавался на четырёх человек, но уроки старались выполнять. В школе холодно. В день давали 100 граммов хлеба, который приносили в класс на большом подносе. Дети радовались больше горбушке, так как она дольше жевалась. Не смотря на все трудности, дети верили в победу и счастливое будущее…”

А житель города Вологды Коратаев Андрей Павлович так рассказывает о своём военном детстве: “Жили мы в деревне. После ухода отца на фронт, мне пришлось работать в колхозе. Мне тогда было 11 лет. Приходилось помогать матери по хозяйству, поднимать ещё одну сестру и двух младших братьев. Старшая сестра работала в Подмосковье на окопах. Жить было трудно, весь хлеб и продукты шли на фронт, деревня голодала. Когда мне исполнилось 14 лет, я уехал в город. Днём я учился в ФЗО (фабрично-заводское обучение), а ночью, чтобы прокормиться, подрабатывал в Вологодском ВРЗ. По 3-4 человека, такие же подростки, как и я, грузили снаряды в вагоны, за что давали два талона на хлеб на человека. 400 граммов хлеба было пределом мечтаний для каждого голодающего в военное время…”

Знакомство со страницами книги “Воспоминания о войне” не проходит бесследно для детей. Они на реальных примерах из жизни близких и знакомых изучают историю края и страны, начинают осознавать величие своей Родины, ответственность за судьбу страны.

Вот как оценивают работу с Книгой памяти наши ученики.

Выпускница школы Люда Чуглова: “До недавнего времени Великая Отечественная война была для меня страшным, но давно прошедшим в истории событием. А сегодня я как будто бы прошла войну с теми, о ком говорим, перенеся их боль и страдания. Всё это теперь часть и моей жизни…”

Ученица 11 класса Анна Павлова: “Всю свою жизнь такие люди, как мои бабушка и дедушка, воевали и работали, не желая себя на благо страны, веря в её светлое будущее. Этой верой они заражают сегодня и нас. Я желаю всей душой, чтобы наши ветераны, отцы наших пап и мам, имели достойную жизнь, любовь и уважение в обществе…”

А что может быть лучше, чем благодарность и память!


x