Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание иностранных языков

Проектная деятельность как альтернатива анскулингу

Добавлено: 2018.07.26
Просмотров: 15

Сидоркова Светлана Юрьевна, учитель английского языка

Проектная деятельность представляет собой уникальную возможность возвести обучение языку на качественно иной уровень. Не секрет, что школе становится труднее и труднее соответствовать современным критериям образования и альтернативам частного образования. Сохранить качество образования и интерес учащихся возможно, по-моему, только предлагая актуальные, животрепещущие и затрагивающие ум каждого участника процесса темы. Меня не оставляет равнодушной темы, критикующие современные школы, в нашей публицистике. Реформы, стандарты они, конечно же, важны, но вот какая тенденция складывается в нашем обществе под действием таких рассуждений, меня волнует в большей степени.

Форму семейного образования сегодня практикуют около москвичей (по данным главного специалиста Департамента образования города Москвы Надежды Кругляковой). В этом году примерно 12-15% столичных старшеклассников ушли в экстернаты. По мнению Михаила Эпштейна кандидата педагогических наук, главного редактора "Газеты для родителей", массовая школа теряет свой смысл как образовательное явление, она отмирает. Почему же "продвинутые" родители забирают своих чад из общеобразовательной школы? Причин находится много. Самые популярные из них:

(Статья Екатерины Хломовой журнал "Психология" февраль 2010)

Хочу надеяться, что моя точка зрения и опыт ведения проектной деятельности, будет уместно полезной как для моих коллег-учителей, так и для тех, кто остерегается давать государственным школам приоритет качественного образования.

Ход, организация и ведение проекта

Постановка тематики проекта должна соответствовать возрасту интересу и жизненному опыту учащихся. Например, для параллели 6-х классов: "Экология ––> причина катастроф ––> поиск альтернативного получения энергии ––> современные существующие технологии ––> гибридные двигатели в автомобилях ––> автономные системы очистки ––> экономический и экологосберегающий эффект и т.д."

Ступенчатый способ дробления темы помогает учащимся выбрать наиболее подходящий этап работы, но и вовлекает в процесс осмысления общей монопроблемы. Тематический прогноз на будущее может оставаться белыми страницами и заполняться позднее по мере взросления участников проекта. Пролонгированный эффект от правильно поставленной тематики проекта позволяет учащимся переходить на более высокий уровень решения проблемы, специализироваться по профильной теме и служить базой для фундаментальной науки и ее открытий. Изучит ли ребенок способ очистки воды или схему гибридного двигателя в папином автомобиле, это будет его выбор, полон сознания и оптимизма для работы.

Уверена, что многие педагоги используют различные методы ведения проекта. Ведение проекта решает сложную психокоммуникационную задачу в коллективе. Ребенок вступает в социальную группу, команду, тандем. Работая с партнером или группой учащемуся предоставляется уникальная возможность почувствовать свою персофицированную значимость, компетентность, ответственность, разделить успех или неудачу. При работе над темой или участком многокомпонентного проекта учащиеся вступают не только в сферу человеческой коммуникации, но и в сферу личностного роста, так как ощущение своей надобности, значимости, доверия к партнерам, возможности вторгнуться в мир чужого личностного пространства готовит их к коллективу будущей взрослой жизни.

Отдельно можно рассмотреть фон взаимоотношений учителя-руководителя и участников-учащихся. Несомненно, демократические отношения между двумя сторонами проходят в рамках "старший и младший партнеры". Умение вникнуть в задачу, уважая мнение "компетентного лица-учителя", а также свободно высказывать свои идеи или находки снизят в будущем такое пороговое явление, как неумение подчиняться начальнику, боязнь показаться "выскочкой" или боязнь засидеться в "серых мышках".

Представление проекта и его защита - это сценическая феерия психоэмоциональных явлений. Чувство аудитории, владение знанием темы, ораторское мастерство, мимика лица и пластика тела; все полюса человеческого интеллекта вынуждены защищать и работать на своего обладателя. Неоспоримо, что дети, имеющие опыт такой ученой практики социально более адаптированы, работопригодны и ориентированы на успех.

Прикладной характер темы и подача языка

Прикладной характер темы проекта реализуется посредством конкретной задачи проекта, посредством внедрения в практику повседневной жизни или последующей научной исследовательской деятельности. В ходе работы над проектом и накопления профилирующих знаний учащиеся становятся экспертами в той или иной области, поэтому примеры реализации или иные технологические находки становятся особенно ценными. В теме "Альтернативные источники энергии" устройство гибридного двигателя помогает сократить использование традиционного топлива в городских пробках или при трогании с места, обеспечивая к тому же низкий шумовой порог. В теме "Экология, автономные очистительные системы" можно рассмотреть биологический фактор влияния микроорганизмов и их способность разлагать отходы повседневного быта. Близость науки и ее использование может быть крайне полярной от эффекта флотации у монорельса до спектрального анализа ДНК при поиске гендорных сходств. Главное при этом, использование английского языка, как инструмента элементарно необходимого в работе. Лингвистические навыки пользователя возрастают и совершенствуются от этапа к этапу проекта, вырабатывая пристрастие к хорошему емкому языковому материалу.

Подача и работа с языковым материалом

Современные источники информации предлагают широкое поле для подборки материалов проекта. Это и ресурсы интернета с его "Википедией" и журналы "GEO", "Мир вокруг", деловые издания типа "Бизнес и карьера" и обучающие программы "Кембридж для школы". Выделение сегментов и скрининг широкого потока информации заставляют учащихся знакомиться с практикой работы печатных изданий, острее и быстрее реагировать на газетную лексику, распознавать значимые заголовки и абзацы.
Визуальный характер информации наиболее приемлем, особенно для учащихся средних классов. В ходе своих проектных работ я прошу участников выбрать несколько наиболее остро отражающих иллюстраций, позднее показывая их в аудитории я прошу записать десяток наиболее ассоциирующихся с изображением существительных, затем записать 7-8 пар "прилагательное + существительное". Иллюстрации плакатного типа по проблеме нуждаются в более полном раскрытии, поэтому я прошу участников проекта совместно с партнерами дать только одно емкое предложение. При этом филологический запас учащихся проходит серьезную проверку на тематическую компетентность и одновременно "выбеливаются" незаполненные ниши.

Еще один способ оптимизации в работе со словарем это звуковая ассоциация. В курсах "Кембридж для школ" или "Мир вокруг" оптимально подобраны такие находки. Например, учащиеся слышат звуки: шум волны, мельницу, бензопилу, волновой генератор и т.д. и начинают устно описывать механизм, ситуацию его использования, окружающую местность. Активизируя творческое мышление можно увеличить креативный момент проекта и закрепить лексилогическую базу.

Прием работы "Оппоненты". Разработав концепцию проекта и изучив несколько деталей, можно предложить учащимся обсудить наработки в режиме дебатов, где работая с оппонентом, который будет отражать негативный или малопригодный эффект того или иного явления. Умение слушать критику, быть готовым выйти к барьеру с багажом полученных знаний, уважительно воспринимать собеседника и, возможно, вернуть проект на повторную доработку становится фундаментальным опытом для развивающегося интеллектуала.

Где-то однажды прочитав, что современная публицистика это способ дать сдачи оппоненту, не прибегая к насилию и оружию, могу сказать, что проектная деятельность в нынешней школе это способ изучить все имеющееся вооружение публицистики.