Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание информатики

Опытно-экспериментальная работа Организация инновационной формы познавательной деятельности учащихся через ИКТ

Добавлено: 2018.07.15
Просмотров: 16

Монахова Мария Александровна, заместитель директора по УР

Суть инициативы:
Как определено в концепции российского образования необходимо обеспечить формирование новой системы знаний, умений и навыков с учетом опыта самостоятельной деятельности обучающихся, т.е. современные компетенции, что и определяет качество образования. “ В современной конкурентной среде, в первую очередь борьба идет не за обладание ресурсами, материальными ценностями, а за способность к нововведения”

(Гершунский. Философия образования для 21 века).

Необходимым условием достижения современного нового качества образования является принцип деятельности. “Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия – хотя бы в самой маленькой проектной работе”, – А.Н.Колмогоров.

Актуальность исследования
Учитель и ученик становятся на уроках равноправными участниками образовательного процесса. Ученик должен обучаться сам, т.к. учение – это не усвоение знаний, а изменение внутреннего чувственно-когнитивного опыта ученика, связанного со своей личностью. При таком обучении учащийся становится ответственным, независимым, творческим, опирающимся на себя, в чем и следует видеть главный смысл образования. Внеклассной работе с учащимися в нашей школе уделяется большое внимание. Это связано с особенностями расположения микрорайона:

  1. Отсутствие центров досуговой деятельности молодежи.
  2. Низкий образовательный уровень и высокий процент неполных семей.
  3. Рост правонарушений.

В школе остро встал вопрос организации внеурочной деятельности учащихся в рамках образовательного пространства школы.
Школьный центр “Гармония” объединил учащихся для занятий в творческих содружествах по различным предметам.
С каждым годом растет количество структурных подразделений центра “Гармония”. Но остается часть способных и одаренных детей, имеющих интерес к компьютеру и информатике, не имеющих возможности реализовать свои способности и знания, как это делают учащиеся языковой студии, театра здоровья и т.д. – появление видеоклуба “Синема”– это стечение и симбиоз желания детского самовыражения и профессиональных возможностей учителя. Конечно же, это веление времени. Необходимо занять детей полезными, интересными делами. Воспитание нравственности, патриотизма, пропаганда здорового образа жизни вот то, что необходимо возрождать и приумножать (первая кинопроба – урок нравственности на тему:
“Поклонимся великим тем годам”, видеоролик со школьного тура театра здоровья – “Куренье – это отказ от жизни”).

Цель исследования:
Разработать программу деятельности видеоклуба, освоить готовые электронные программно–методические материалы и провести апробацию методики их использования в учебно-воспитательном процессе.

Основные задачи исследования:

  1. Составление авторской программы по организации внеурочной деятельности по информатике;
  2. Анализ готовых стандартных программно–методических комплексов;
  3. Разработать методику: содержание, способы и формы организации дополнительной учебной и досуговой деятельности учащихся школьного видеоклуба “Синема”, используя программу “Move Maker”.

Условия реализации:

  1. Использование информационно-коммуникационных технологий способствует познавательной деятельности учащихся, в том случае, если достигается значимый результат практической деятельности.
  2. Управление образовательным процессом строится на результатах постоянного педагогического мониторинга.

Объект исследования
Внеурочная деятельность массовой городской общеобразовательной школы.

Предмет исследования:
методика и условия использования информационно-коммуникационных технологий в обучении и воспитании учащихся 6–11-х классов.

Методы и средства ОЭР:
Словесный, практический, контрольно–диагностический, анкетирование, мультимедийные проекты, деловые ролевые игры, тренинги, видеосъемки, создание сценариев фильмов, монтаж фильмов и видероликов.

Направления деятельности по информатизации образовательного процесса

Учебное:

Педагогическое:

Обслуживающее:

Ожидаем:

После составления плана ОЭР были определены следующие сроки и этапы ОЭР.

Сентябрь 2008 г. – май 2009 г.

1. Диагностико-организационный этап
сентябрь 2008 – ноябрь 2008.
Цель:

Определение уровня ЗУН уч-ся по информатике для создания видеоматериалов.

Задача:

2. Проведение социометрии, анкетирования, мониторинг качества обученности.

Планирование:

Содержание работы Дата Индикатор
1 ЗУН сентябрь Анкета Таблица диаграмма
2 Проведение входной социометрии октябрь таблица

Анализ опыта работы в школе с видеоинформацией. Изучение литературы, и теоретических снов организации самостоятельной деятельности учащихся, уровня их обученности . Ведется работа по повышению квалификации учителей в области компьютерных технологий . Подбор разноуровневых, дифференцированных заданий и упражнений. Утверждение программы ОЭР.

2. Организационно–практический
ноябрь 2008 – январь 2009.

Цель:

Производятся промежуточные замеры результатов ОЭР для сравнительного анализа и проведения необходимой коррекции.

Задача:

Ведение педагогического-психологического мониторинга.

Планирование:

Содержание работы Дата Индикатор
1 Формирование состава видеоклуба Ноябрь Список членов
2 Распределение обязанностей ноябрь Функциональная инструкция
3 Анкетирование и социометрия ноябрь диаграмма
4 Определить тематику, жанров видеофильмов Первая половина декабря Название проектов по творческим группам
5 Создание:
Младшая возрастная группа – презентация с гиперссылками
Средняя возрастная группа – видеоролики
Старшая возрастная группа видеофильмы
Ноябрь
Вторая половина декабря
январь
Презентации, Видеоролики, видеофильмы
б диагностика динамики сложности видеоработ Январь Диаграмма

Планирование:

3. Итогово-аналитический
Январь 2009 – май 2009 г.

Цель:

Обобщение результатов ОЭР.

Задачи:

  1. Выявление позитивности данной методики в УВП и рекомендации для трансляции данного педагогического опыта.
  2. Проведение диагностики работы учителя и учащихся, сравнительный анализ данных.

Планирование:

Содержание работы Дата Индикатор
1 Мониторинг:
отслеживание результатов учащихся
Февраль Диаграмма
2 Мониторинг успешности учащихся Март–апрель Создание портфолио
4 Положительное отношение общественности:
(анкетирование родителей)
Апрель Таблица, диаграмма
5 Трансляция методики для работы учителям Май Брошюра

Описание ОЭР.

Для того чтобы ОЭР была эффективной, необходимо заранее определить те конкретные результаты, которые хотим получить в будущем, выяснить, какие возможности существуют для достижения желаемых результатов, предусмотреть негативные последствия и способы их компенсации. Для данной темы ОЭР даны следующие прогнозы:

Прогноз положительных результатов.

  1. Активизация познавательного интереса учащихся.
  2. Мотивация на дальнейший выбор образования.
  3. Выполнения минимума содержания образования во внеурочной деятельности на оптимальном или допустимом уровне.

Прогноз негативных последствий.

  1. Ухудшение здоровья учащихся.

Способы коррекции, компенсации возможных негативных последствий.

  1. Применение других информационных технологий.
  2. Корректировка времени на выполнение заданий и функциональных обязанностей членов творческих групп.
  3. Индивидуальная работа с учащимися.

Критерии ожидаемых результатов.

  1. Более высокая результативность обучения.
  2. Сформированность определенных понятий для создания видеофильмов.
  3. Возможность использования данного опыта в практической деятельности (составление методического пособия для учащихся).
  4. Применение информационных технологий во внеурочной деятельности.

Ресурсы для обеспечения эксперимента имеется: 9 компьютеров с наушниками для записи звука и просмотра видеофайлов, соединенные в общую сеть с операционной системой Windows XP программа для работы с видеоматериалами Move Maker; интерактивная доска Smart Board программным обеспечением Smart Notebook; цифровая видеокамера Sony; программа компании “Медиа Хауз” Как сделать цифровой видеофильм на компьютере.

Литература:

  1. https://metodic-school.ru/?link=16089.1
  2. http://www.shcool88.ru
  3. Плигина А.А. “Познавательные стратегии школьников” (М., 2007 г.).
  4. Герчинский. К Философия образования для 21 века.