Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание ОБЖ

Сохранность здоровья учащихся

Добавлено: 2018.07.14
Просмотров: 24

Корчак Александр Абрамович, заместитель директора по безопасности, преподаватель-организатор ОБЖ

Люди сильно отличаются друг от друга образом жизни: как работают, учатся, с кем общаются, как одеваются, что едят, т д.

Совокупность этих факторов, зависит от индивидуальных особенностей человека.

Образ жизни определяет характер, темперамент, взгляды, вопросы бытия: Кем быть? Что хорошо и что плохо? и т.д.

Образ жизни определяет отношение человека к своему здоровью, своей безопасности, и т.д. Если образ жизни содействует укреплению и сохранению здоровья, то такой образ жизни называется здоровым.

Слова «здоровье» и «забота о здоровье» всем хорошо известны, но не все знают, что они означают. Многие считают, что забота о здоровье это дело только родителей и врачей, но это не совсем так.

Заботится о своем здоровье и о своей безопасности может и должен каждый, независимо от возраста и профессии. Жизнь и здоровье-главная ценность, которой обладает человек. Купить можно всё. Здоровье купить нельзя.

Какие факторы влияют на сохранение и укрепление здоровья?

  1. Легкий и правильный режим дня.
  2. Высокая двигательная активность, достаточная физическая нагрузка.
  3. Постоянное общение с природой, использование благотворных её факторов: свежего воздуха, воды и солнца.

Режим не создаётся искусственно, не предписывается, а является отражением физиологических процессов, происходящих в организме человека. Это дыхание, сердечная деятельность, сон, пищеварение - все они должны протекать ритмично.

Чередование сна и бодрствования, при котором происходит понижение активности деятельности организма, а затем повышение. Эти колебания протекают в течение суток. Они связаны с температурой тела, с сердечной деятельностью, давлением и т. д. к таким примерам относится деятельность сердца, пищеварительная система и т. д.

Работа всех органов подчинена своим закономерностям и любой сбой в деятельности организма, либо его конкретных органов вызывает, как правило, острую реакцию организма и может привести к гибели человека. На протяжении суток сила мышц, выносливость меняется волнообразно. Наиболее слаб человек от 3-5 часов ночи и 12-14 часов дня, более сильный с 8-12 и 14-17 часов. Есть данные, что травматизм, аварии, несчастные случаи больше приходятся на часы спада, пониженной активности. Удивительная работоспособность человека в течение дня также изменяется. Лучший период с 8-11 часов, затем идет снижение и после обеда и отдыха с 16-17 часов второй подъем. Все эти факторы, влияющие на правильную организацию режима дня - первейшее условие сохранения здоровья.

Повышение устойчивости организма к простудным заболеваниям получила название закаливание. Правильное закаливание повышает естественную способность организма приспосабливаться к окружающей среде. Закалённый организм мягче переносит изменения в природе и климате. Закаленные дети меньше болеют. Главные условия закаливания - свежий воздух (проветривание), водные процедуры, правильный и вовремя сон (не менее 8-9 часов для школьника).

Одно из современных опасных явлений, для здоровья детей, школьный стресс. Состояние психического здоровья детей обеспечивает их социальную адаптацию, влияет на физическое, соматическое и репродуктивное здоровье. Ранимость детской и подростковой психики делает их уязвимыми в условиях социального неблагополучия последних лет в нашей стране.

Рассмотрим четыре наиболее значимые причины школьного стресса:

  1. Степень готовности или неготовности детей к школе;
  2. Учебные перегрузки;
  3. Авторитарная педагогика;
  4. Экзамены.

Характер реакции на воздействие внешней среды у детей определяется уровнем функциональных возможностей, готовности к воздействию тех или иных факторов. Важным фактором успешного обучения и нервно-психического благополучия является соответствие требований, предъявляемых учебными занятиями и режимом школы, возможностям, степени зрелости детей. Большая часть неготовых учащихся не адаптируются в школе в течение всего первого класса. У них в начале года отмечаются неудовлетворительные реакции сердечно-сосудистой системы, утомляемость, они чаще болеют, имеют низкую успеваемость. Дети, не достигшие к началу обучения необходимой школьной «зрелости», или не справляются с требованиями программы, или выполняют их ценой снижения здоровья.

Актуальность «школьной зрелости» связана с ухудшением здоровья детей, снижением функциональных возможностей, усложнением учебных требований. Среди детей 6-7 лет более 40% «школьно незрелые», это в три раза больше чем в 70-е годы, и в два раза, чем в 80-е, причем большинство составляют мальчики.

Обратимся к учебно-воспитательной нагрузке. Модернизация образовательной системы не дает никаких оснований говорить о снижении нагрузки. Большинство программ сориентировано на углублённый уровень образования, хотя одарённых детей всего 6% а имеющих высокие, углубленные возможности - 15%. Даже обычные программы не под силу более трети учащихся. Наиболее низкие адаптационные возможности и работоспособность облегчены у учащихся 1, 7-8-х и 10-11-х классов. Большая учебная нагрузка создает препятствие для реализации биологических потребностей детского организма во сне, двигательной активностью, пребывание на воздухе. Длительное пребывания детей в таких условиях способствует развитию негативных сдвигов в физиологических реакциях организма. Что приводит к развитию внутренних и нервных заболеваний.

Пока ещё доминирует авторитарная педагогика, что также ведет к повышению утомляемости детей. Психологический дискомфорт снижает продуктивность учебы, увеличивает затраты времени на приготовление уроков и дефицит сна, сокращает время прогулок. Исследования показали, что авторитарный учитель способен нанести вред больший, чем высокие нагрузки.

К наибольшим стрессовым ситуациям в школе относятся экзамены. Подготовка и сдача экзаменов связаны с большим напряжением организма школьника. Умственная нагрузка, повышенная статическая нагрузка, ограничение двигательной активности, нарушение отдыха, сна, переживания - все это приводит к перенапряжению нервной системы, отрицательно влияют на состояние растущего организма. Особенно сильное стрессовое влияние экзамены оказывают на учеников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, а эти дети составляют сегодня большинство. Особенно сильное стрессовое влияние экзамены оказывают на учеников, страдающих нервными и психическими заболеваниями. К тому же экзамены проводятся в период сильного утомления - в конце года.

Ясно что возрастает проблема охраны здоровья школьников, которая выражает два направления: создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовой ситуации и повышение функциональных возможностей - стрессоустойчивости школьников.