Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание физики

Урок в 6-м классе развивающего обучения Истина где-то рядом…

Добавлено: 2018.07.14
Просмотров: 16

Рыжакова Вера Викторовна, учитель физики

Цели урока:

Образовательные создание условий для осознания понятия " физика", его основных направлений сферы изучения природы, формирование представлений об опыте, эксперименте, раскрытие некоторых понятий по электричеству, механике, тепловым явлениям. Способствовать первичной заинтересованностью предметом.

Развивающие – способствовать обучению школьников умению устанавливать причинно – следственные связи, сравнивать и анализировать задачи физического содержания, выдвигать гипотезы и обосновывать логику их доказательства.

Воспитательные – способствовать развитию познавательной активности, воспитанию чувства ответственности, умения слушать других, этично вести дискуссии, аккуратности, чувства коллективизма и взаимопомощи. Способствовать формированию качеств личности: уважения, активной жизненной позиции, внимания, доброты.

Оформление:

1.Плакаты с высказываниями, пословицами о физике, познании, опыте.

2. Газеты по физике, выпущенные учащимися в ходе недели физики " Физика вокруг нас", " Космонавтика сегодня", " Новости науки и техники", " Занимательная физика", творческие работы учащихся.

3. Портреты учёных физиков.

Оборудование:

  1. Магнитофон с записями к уроку.
  2. Телевизор для демонстрации фрагментов видеофильмов.
  3. Демонстрации:
  • электрофорная машина, султаны;
  • катушка с гальванометром, магнит;
  • генератор переменного тока (модель);
  • воздушные шары для демонстрации реактивного движения;
  • выставка бытовых приборов по разделам " Механические законы", " Электрические явления", " Измерительные приборы".
  • видеофильм для демонстрации реактивного движения.

Эпиграф к уроку (набран на компьютере и укреплён магнитами на доске рядом с темой).

Есть у меня шестёрка слуг,
Проворных, удалых.
И всё, что вижу я вокруг, -
Всё знаю я от них,
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.
Киплинг

В следующем учебном году вам предстоит изучение нового для вас предмета, очень интересного и важного - физики. Поэтому сегодня у нас с вами день знакомства. Каждый знает, что самое приятное слово на земле _ это собственное имя. Оно для нас звучит всегда нежно, радостно и душевно. Давайте сейчас познакомимся с вами. Меня зовут Вера Викторовна. А теперь вы, пожалуйста, назовите свои имена. ( Дети вслух называют себя).

Сегодня, ребята, я предлагаю вам попробовать ответить на некоторые эти вопросы, которые задал нам Киплинг. А вы знаете, что вся неживая природа, её явления, законы – всё это и есть физика? Помогут нам лучше разобраться с новым предметом знакомые вам литературные герои и сказочные персонажи.

Для начала, вспомните все, как начался ваш сегодняшний день.

Ученики: рассказывают о себе, о доме, о том кто завтракал, кто музыку слушал, кто телевизор смотрел…

Правильно вы ребята заметили, что современная жизнь человека не возможна без электричества.

Электричество кругом,
Полон им завод и дом,
Везде заряды: там и тут,
В любом атоме живут.
А если вдруг они бегут,
То тут же токи создают.
Нам токи очень помогают,
Жизнь кардинально облегчают!
Удивительно оно,
На благо нам обещано,
Всех проводов "величество"
Зовётся: " Электричество".

К нам в гости на урок пришла Повелительница молний.

- Я – Повелительница молний. Могу сейчас в ясную погоду, среди белого дня вызвать молнии. А поможет мне в этом чудо – машина электрофорная. ( Она демонстрирует искры от шариков электрофорной машины).

А захочу и заставлю подниматься эти лёгкие бумажки этих разноцветных султанчиков. ( Демонстрация взаимодействия заряженных одноимёнными зарядами султанов, затем разноимённых).

Теперь же, умники и умницы, попробуйте объяснить мне эти мои фокусы. Почему, по-вашему, листочки притягиваются?

Дети выдвигают различные гипотезы, приводят доказательства своим словам. Многие из ребят пришли с энциклопедиями, другими источниками, которые они грамотно цитируют.

Повелительница молний: правы те ученики, которые утверждают, что на концах моих волшебных шариков накапливается электрический заряд, который передаётся лёгким бумажкам. Если заряды у обоих шариков одинаковые, то бумажки султанов отталкиваются, если заряды разные, то притягиваются.

Появляется Баба Яга.

Баба Яга:

Подумаешь, Повелительница нашлась! Да мы с ребятами сами такие же повелители. Ну–ка, девчонки и мальчишки, ответьте мне, что происходит, если вы зимой снимаете через голову синтетическую или шерстяную кофту, свитер, после того, как сбросили шубу?

Правильно, искры сыплются, то есть маленькие молнии. Когда вы ходите и машете руками, одежда трётся и на ней накапливается электрический заряд. А теперь мы сами сможем в одно мгновение накопить такой заряд на ручке или расчёске, и посмотреть, как к этим предметам будут притягиваться мелкие кусочки бумаги. Ученики выполняют эксперимент.

Из лаборантской комнаты выходит Факир.

Факир:

Всё бы тебе Баба Яга играть, да ребят веселить, бумажки раскидывать. Ты лучше посмотри, каким я магическим талантом обладаю. Видите эту катушку с проволокой? Вот сейчас по – моему желанию, по физики хотению, я исключительно ловко при помощи законов её без всяких батареек или розеток заставлю ток бежать по проводам. А, чтобы вы не усомнились в моих словах, я присоединил к катушке гальванометр, который нам зафиксирует появление тока. Впервые этот опыт был проведён в 1832 году английским учёным Майклом Фарадеем. ( Факир показывает портрет, укреплённый магнитом на доске). Затем Факир демонстрирует некоторые опыты Фарадея.

Василиса Премудрая:

Какие-то вы древние все. Люди давно на Луну летают, а вы тут опыты 1832 года показываете. Давайте лучше у самих ребят узнаем, что они сами в нашей любимой науке знают и понимают. Предлагаю вам ответить на вопросы викторины, а поможет мне её провести волшебное блюдечко с наливным яблочком.

  1. Как называется это сказочное диво? Включается телевизор, и детям показывают отрывок учебного видеофильма с эпизодом запуска ракеты.
  2. Когда состоялся первый запуск ракеты в Космос?
  3. Кто первым из живых организмов полетел в Космос?
  4. Назовите фамилию космонавта – дублёра Ю.А.Гагарина.
  5. Как назывался первый космический корабль, пилотируемый человеком?
  6. Назовите фамилию и имя генерального конструктора, осуществившего запуск первой ракеты.

За каждый правильный ответ ученикам вручается медаль " Самый умный".

Баба Яга:

Хватит детей мучить, всякие трудные вопросы им задавать, дай им отдохнуть. Мы может, сами хотим ракеты запустить. Эх, жаль, нет их у нас. Зато у каждого из вас ребята на столах лежат воздушные шарики, и с помощью них, мы можем продемонстрировать реактивное движение. Это такое движение, при котором от целого тела отделяется какая – то его часть.

Теперь все вместе надуваем свои шарики, закручиваем, а теперь все вместе отпускаем! Какой весёлый салют из шариков у нас получился. Оболочка шарика полетела в одну сторону, а воздух вырывается из неё в противоположную сторону. Чем ни ракета! ( В этот момент по телевизору включается эпизод с запуском ракеты).

Входят доктор Ватсон и Шерлок Холмс.

Шерлок Холмс.

Послушайте, доктор Ватсон, какой здесь шум и веселье. Похоже, играют во что-то.

Доктор Ватсон:

Вы ошибаетесь, сэр. Здесь научные эксперименты показывают.

Шерлок Холмс:

Опыты – это замечательно. Ещё великий немецкий философ Эммануил Кант отмечал, что " без сомнения, всё наше знание начинается с опыта". Но вот умеют ли достойные молодые люди решать задачи? Сейчас проверим.

Вот вам случай из моей жизни. Однажды миссис Хадсон, приглашая нас к столу, сказала:

- Пожалуйте, господа, к столу. Блины вкусны тогда, когда горячие. Чтобы они дольше оставались горячими, я их ставлю на плетёный проволочный поднос. Я ей посоветовал ставить блины на деревянную подставку, а не на металлическую. Объясните, почему? (Дети дают объяснение.)

Лёгкой, ребята, для вас оказалась задача, попробуйте решить другую.

Войдя в квартиру, куда нас с доктором Ватсоном пригласили на чай, мне пришлось напомнить хозяйке, что на кухне, которую мне из прихожей не было видно, у неё кипит чайник. Как я это узнал?

Учитель: правы были герои сказок и литературных произведений, знания у вас есть, но некоторые вопросы вызвали затруднения. Нам вместе предстоит открывать законы физики, узнавать новое. Наш урок знакомства подходит к концу, а сотрудничество только начинается. Уверена, что именно вам в недалёком будущем предстоит сделать великие открытия не только в физике, но и в химии, биологии, медицине, социологии. Главное помнить одну арабскую мудрость на этом нелёгком пути познания: " Никогда не стыдись спрашивать о том, чего не знаешь". Спасибо за урок!