Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Занятие элективного курса За страницами учебника. Уроки 37-го

Добавлено: 2018.07.13
Просмотров: 11

Лузгина Наталья Ивановна, учитель истории и обществознания

Данное занятие посвящено одной из трагических страниц истории – сталинским репрессиям 30-х годов. Большой террор – это репрессивная кампания, развернутая высшими партийными органами СССР, своеобразный апогей сталинских репрессий, в народе называемый Тридцать Седьмым. 1937 год, конечно, обобщенное и символичное понятие, фактически речь идет о времени между августом 1937 и сентябрем 1938 года. Тема репрессий в современном мире вызывает самые разные, порой диаметрально различающиеся, оценки. Однако большинство сходится в том, что политический террор советского периода истории России оставил в общественном сознании не заживающую рану. Замалчивать эту проблему – значит загонять болезнь внутрь. С точки зрения президента РФ Медведева Д.А. сегодня очень важно, чтобы молодое поколение не только обладало историческими знаниями, но и было способно сопереживать одной из величайших человеческих трагедий в истории России.

Данная методическая разработка может быть использована целиком для проведения элективных занятий по истории или частями на уроках в 9 или 11 классах в рамках курса отечественной истории по темам, связанным с периодом 30-х годов и руководством страной И.В. Сталина. Без урока, посвященного политическим репрессиям в СССР, изучение истории тридцатых годов будет, безусловно, неполным.

Цель занятия: сформировать у учащихся отношение к репрессивной кампании 1937–38 годов как апогею тоталитарного режима, проанализировать его сущность и последствия, сделав акцент на бессмысленности репрессий и их абсурдности с точки зрения развития страны, а также напомнить о необходимости сохранения исторической памяти народа как основы национальной идентичности, недопустимости политического насилия.

Задачи занятия:

– образовательные – актуализировать имеющиеся у учащихся знания о сталинских репрессиях, дополнив сведениями о сути, причинах и последствиях “Большого террора”; конкретизировать и персонифицировать информацию, привлекая факты из истории родного края, из истории семьи.

– развивающие – продолжить развитие навыков монологической и диалогической речи, работая с различными источниками информации, навыков ведения дискуссии.

– воспитательные – содействовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории своей страны и народа, чувства протеста против любого вида насилия над личностью, уважения к закону, к правам человека, к ценности человеческой жизни, к нравственным нормам. Содействовать развитию эмоционально-ценностной сферы, способности учащихся к состраданию невинным жертвам, способствовать осознанию необходимости сохранения исторической памяти и гражданской ответственности за события прошлого.

Ход занятия

В истории верен лишь тот путь, который
приведет к цели с наименьшими издержками,
унеся минимум человеческих жизней.

Кобрин В.Б.

Вступительное слово учителя.

8 мая 2008 года центральный государственный телеканал “Россия”, радиостанция “Маяк”, Институт российской истории Российской Академии Наук и Фонд “Общественное мнение” объявили о старте проекта “Имя России. Исторический выбор – 2008”, в рамках которого должен произойти выбор одного исторического персонажа, с которым ассоциируется Россия в сознании ее граждан. “Кто олицетворяет Россию и ее прошлое, с кем мы идем в будущее? С негодяем или святым? Злодеем или гением? Героем или самозванцем? Отвечать на все эти вопросы вам”, – говорится в анонсе, размещенном на сайте проекта. Одним из лидеров электронного голосования неизменно был Иосиф Сталин, который в итоги занял 3 место в рейтинге после А.Невского и П.А. Столыпина, что вызвало неоднозначное отношение граждан и даже возмущение. Ведь в памяти огромного числа людей Сталин И.В. остался, прежде всего, инициатором и организатором массового террора, затронувшего миллионы семей и даже целые народы, создателем системы ГУЛАГа, ставшего одним из символов преступлений против человечества.

Зачитывается стихотворение.

“Имя России – Сталин…” Александр Андреевский.

Имя России – Сталин? –
Дико, нелепо, горько!
Как же мы низко пали,
Падать ещё нам сколько?
Именем гнусным этим,
Именем жутким – Сталин –
Всё, что люблю на свете,
Я назову, едва ли
Сколько он пролил крови,
Сколько сломал он судеб!
Надо судить бы снова –
Нет, к сожаленью, судей
Но выбирают монстра –
Именем всей державы!
Нового? – Тем же ростом,
С тем же концом бесславным
С именем этим стылым –
Дьявол, а не Иосиф –
Ты – не моя, Россия,
Иль не Россия – вовсе…

Сталинские репрессии, как ураган, пронеслись по всем уголкам нашей Родины. Однако и сегодня находятся люди, которые пытаются оправдать политический террор. Почему история оказалась злопамятнее народа?

Историю часто называют учительницей жизни. Так какие же уроки извлекли из истории тридцатых годов потомки. А ведь история повторяется в виде трагедии или фарса. Не случайно Иосифа Сталина довольно-таки часто сравнивают с Иваном Грозным, что, во многом, оправдано. Не зря же на указах, книгах о Грозном, рукой Сталина сделана не одна пометка: “Учитель”. Эпоха правления Сталина — время безудержной апологии Ивана IV. И если мы не научимся извлекать уроки истории, то рискуем повторить страшные ошибки прошлого. Наша задача научиться извлекать из прошлого ценное для сегодняшнего дня. И пусть сегодняшнее занятие будет нашей данью памяти и уважения всем безвинно пострадавшим в годы репрессий. А целью нашего занятия будет осознание дальнейшего путей развития человечества с учетом ошибок прошлого, чтобы не повторять их в будущем.

Учитель объявляет тему занятия: “Уроки 37-го”.

I. Большой террор.

Учитель. Какое отношение имеет цифра 37 к теме нашего занятия?

Ответы учащихся. (Возможный вариант: так в народе называют политику Большого Террора.)

Учитель. Почему именно 37-ой стал в русском языке символом системы массовых убийств, организуемых и проводимых государственной властью?

Ответы учащихся. (Возможный вариант: 1937 год – это обобщенное и символичное понятие. Фактически речь идет о времени между августом 1937 и сентябрем-октябрем 1938 года. В "1937 год" помимо собственно массовых репрессий входят также крупные политические процессы, процесс по заговору военных, текущая работа судов, военных трибуналов и Особого Совещания (ОСО) и радикальная чистка партийного и государственного аппарата.)

Учитель. “Большой террор” был хорошо спланирован и проводился централизованно. И для того, чтобы понять, как это происходило, обратимся к исторической хронике “Сталинский террор 1937 года” вместе с Николаем Сванидзе.

Просмотр видеоролика с последующим обсуждением.

Учитель предлагает учащимся следующие вопросы:

  1. Какова причина массовых репрессий в СССР в 30-е годы?
  2. Как вы считаете, в чем была цель развернутой властями репрессивной кампании?
  3. Против кого был направлен террор? Кто они “враги народа”?

Ответы учащихся.

Учитель. Давайте наполним историю живыми людьми, рассказами о судьбах тех, кто страдал, любил, ненавидел, но надеялся и верил. Хочу пригласить вас к этой работе…

Защита мини-проектов учащимися на тему: “Жертвы политических репрессий”.

Учитель. Этот скорбный список можно продолжать еще долго. А имеются ли данные о массовых репрессиях в нашем крае?

Сообщения учащихся об истории репрессий в рязанском крае в 30-е годы.

Защита мини-проекта учащимся на тему: “Без бога не до порога…”

(О Михайловских Святых Мучениках).

Учитель. В 2007 году был совершен акт вандализма в Петербурге, был осквернен надписями памятник жертвам репрессий – валун из Соловецкого монастыря. Самая страшная из надписей: “Мало стреляли!”

Может репрессии были чем-то оправданы? Ведь говорят же о Сталине, что он принял страну с сохой, а оставил с атомной бомбой. А победителей не судят.

Организуется дискуссия. (Необходимо обратить внимание учащихся на эпиграф занятия).

Являются ли репрессии нарушением прав человека? Какие именно права нарушались? Являлась ли Конституция 1936 г., провозгласившая свободу слова, совести, печати, собрания, гарантом прав и свобод человека?

Учащиеся высказывают свое мнение по поводу поставленного вопроса.

Обобщение учителя. Законы в СССР, по мнению Л.М. Кагановича, определялись “революционной необходимостью”. Их цель – не защитить права и свободы человека, а отстоять существующую в стране идеологию. Это позволяло государству лишать человека права на жизнь. Репрессии, оправданные законами, создавали атмосферу страха. Страх “скреплял” общество, давал возможность государству беспрепятственно управлять людьми в своих интересах. Можно зачитать отрывок из пьесы А. Афиногенова “Страх”: “80% … живут под вечным страхом окрика или потери социальной опоры. Молочница боится конфискации коровы, крестьянин – насильственной коллективизации, советский работник – непрерывных чисток, партийный работник боится обвинения в уклоне, научный работник боится обвинения в идеализме, работник техники – обвинения во вредительстве. Мы живем в эпоху великого страха”.

Как народ воспринимал репрессии, существовало ли сопротивление репрессированной машине?

Сообщение учащегося. Возможный вариант. Потрясающие масштабы репрессий, невероятные обвинения в адрес часто малограмотных и не имевших никакого отношения к политике людей или, наоборот, руководителей, которых еще недавно боготворили,— все это рождало сомнения, стимулировало самостоятельные поиски ответов. Свидетельства о таких настроениях сохранились в многочисленных документах. Категорическим отказом верить в виновность репрессированных пронизаны сотни тысяч жалоб и прошений. В ряде писем на имя руководства страны вопрос о репрессиях ставился резко, а действия НКВД объявлялись преступными.

Попытки как-то воздействовать на ситуацию, вывести из-под удара хотя бы отдельных людей были в то время не такой уж редкостью. Так, заместитель наркома А. П. Завенягин отказался дать согласие на арест академика И. М. Губкина и отважился обратиться лично к И. В. Сталину с личным поручительством за крупного ученого. Губкина оставили в покое. По протесту известного физика П. Л. Капицы был спасен от расправы молодой математик Л. Д. Ландау — будущий лауреат Нобелевской премии. Есть сведения и о 80 военных прокурорах, репрессированных за противодействие органам НКВД при арестах в армии.

Формой морального сопротивления было творчество наших великих писателей, поэтов и композиторов, ученых. Достаточно напомнить учащимся такие известные произведения как “Реквием” А.Ахматовой, “Котлован” А.Платонова, “Мастер и Маргарита” М.Булгакова, “Шестая симфония” Д.Шостаковича. В том же ряду, написанное в стол исследование по истории опричнины С.Б.Веселовского. Даже хранение запрещенных произведений было сопротивлением.

Обобщение учителя. Именно сопротивление несвободе, существовавшее в различных формах на протяжении всего советского периода, предопределило крушение тоталитарного режима и сформировало необходимые предпосылки для сегодняшнего строительства правового государства.

II. Последствия “Большого террора”. (Приложение №1)

Учитель. “Большой террор”, кардинально укрепивший личную власть Сталина, дорого стоил стране и народу. Был резко ослаблен кадровый потенциал специалистов во всех областях знаний и практической деятельности. Особенно болезненно репрессии сказались на боеспособности Вооруженных Сил и, в грянувшей через несколько лет Великой Отечественной войне, народ России заплатил за все преступления сталинского режима высокую, небывалую в мировой истории цену. Маршал Василевский А.М. писал, что “трагедия 1937 года вызвала трагедию 1941 года”.

Репрессии коснулись почти каждого города, села, каждой семьи, наших родственников, наших соседей и земляков, а значит, и нас с вами. Поэтому “Большой террор” – это часть нашего личного прошлого, связанная с прошлым всей страны ничуть не меньше, чем Великая Отечественная война. Давайте познакомимся с несколькими реальными историями людей, подвергшихся репрессиям, чтобы понять, кто и почему становился их жертвами.

Выступления учащихся с творческими работами на тему: “Судьба моей семьи в 30-е годы XX века”.

Учитель. Нам говорят, что мы должны помнить, в первую очередь, о героических достижениях и подвигах народа во имя вечной и великой Российской Державы. Нам говорят, что актуализация памяти о преступлениях, совершенных государством в прошлом, препятствует национальной консолидации. Нам говорят, что эта память наносит ущерб процессу возрождения России.

“Нужно ли сейчас (спустя 70 лет) хранить память о событиях “Большого террора” и пытаться восстановить ее? Почему?” Дискуссия.

Учитель. Не вспоминать – это самый простой выход. Пытаться разобраться в прошедшем – значительно сложнее. Текущий день нельзя разглядеть из него самого, надо отойти, отдалиться, чтобы оценить значение того или иного явления. Требуется взгляд из прошлого, чтобы совершить прорыв в будущее. Незнание истории этих событий приводит к искаженной оценке политических процессов в СССР. Это способствует тому, что принципы и институты правового государства

“Память о национальных трагедиях также священна, как память о победах” – так назвал свое обращение к народу Д.А. Медведев 30 октября 2009 года, в день памяти жертв политических репрессий.

Просмотр видеозаписи обращения президента с последующим обсуждением следующих вопросов: В чем смысл обращения президента? Что в речи президента произвело на вас впечатление? Над чем заставило задуматься? На что взглянуть иначе?

III. Уроки Тридцать Седьмого. (Приложение №2)

Так , что же требуется сделать для осмысления и преодоления разрушительного опыта Тридцать Седьмого? Дискуссия.

Возможна работа учащихся в группах над мини-проектом “Мы вместе”.

Обобщение учителя. Неограниченная власть правителя может принести много бед стране, т.к. она не может учесть интересы разных слоев населения, а действует в собственных интересах. Ни одна великая идея не принесет счастья, если построена на огромных жертвах. Любой правитель должен нести ответственность за собственные действия и продумывать каждый шаг своей политики, ведь политика это не благо, а огромная ответственность. Мы как граждане своей страны, должны понимать, что благо страны зависит от сознательного личного участия каждого.

Учитель. Ежегодно 30 октября страна отмечает День памяти жертв политических репрессий как подтверждение того, что ничто не забыто – ни подлое предательство, ни черное злодейство, ни высокий подвиг. Этот день борьбы за человеческое достоинство, за интеллектуальную свободу, это день борьбы с произволом и насилием. Давайте же и мы почтим память жертв политических репрессий.

Ребята встают, учитель зажигает свечу и на фоне песни А. Розенбаума “Вальс 37-го года” демонстрируется презентация “ 37-ой”. (Приложение №3)

IV. Подведение итогов занятия.

Учитель.

Историю, мой друг, нельзя остановить;
Тем более нельзя историю забыть!
Забыв свое “вчера” – предашь грядущий день,
Взрастишь в своей душе невежество и лень…
Ты хочешь сесть и ждать? Тихонечко скулить
О том, как тяжело тебе сегодня жить,
С самим собой за мир вступить не смея в бой,
За Светлую Мечту не смея встать горой!?
Чтоб переделать мир – известно, как начать.
Конечно, не всегда случится побеждать,
Но если Гражданин и хочешь смело жить,
Давать тепло и свет, гореть, а не чадить,
Твой выбор не богат – пожалуй, в первый ряд!
Да, тем, кто впереди труднее во сто крат,
Но радость от борьбы и счастье – тоже им!
Ты докажи себе, что можешь быть таким.

Тема репрессий не закончится для нас рамками этого занятия. Знание истории является условием недопущения подобных преступлений в будущем. Только сказав правду, можно узнать о мужестве тех, кто до последней минуты своей жизни оставался Человеком. Ценой своей жизни, ценой жизни близких, навечно остался в памяти. Это нужно не мертвым, это нужно живым.


x