Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание истории и обществознания

Познавательная игра Государь всея Руси

Добавлено: 2018.07.12
Просмотров: 13

Кочеткова Ольга Николаевна, учитель истории и обществознания

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (2,56 МБ)

Загрузить презентацию (2,4 МБ)


Неоспоримый факт, что игра стимулирует познавательный интерес к предмету, с её помощью достигается высокая степень усвоения материала на основе эмоционального восприятия истории. В игре сочетаются и научный процесс познания, и творческий потенциал искусства.

Содержание игры требует от ребят не просто знания фактов, событий, дат, но и умения самостоятельного поиска, установления причинно-следственных связей, аргументации, обобщения, моделирования исторических процессов.

В воспитательном плане игра создает атмосферу здорового соперничества и в то же время коллективного творчества, то есть прививает навыки делового общения.

Все это делает игру эффективным средством воспитания и обучения, расширяет и углубляет круг исторических знаний, стимулирует развитие познавательного интереса.

Так как, игра уже апробирована на трёх 6-х классах, то могу констатировать, что стимулирование познавательного интереса действительно достигнуто (познавательную активность проявили 85% учащихся), контроль усвоения на последующих уроках дал лучшие результаты.

В процессе работы, я думаю, не только у меня, возникали трудности с пониманием ребятами таких понятий, как «внутренняя и внешняя политика», «государственный деятель», его оценивание. Поэтому была выбрана данная тема, посвященная деятельности Ивана III.

Цель данной игры – вызвать интерес к эпохе Ивана III, включив ребят в самостоятельный поиск.

Ход познавательной игры

1. Оргмомент

  1. Класс делится на группы.
  2. Если игра проводится на уроке изучения нового материала, группы получают право использования различных источников информации (Интернета, справочников, учебников) после выдвижения версий, т.е. определения проблем.
  3. Каждая группа презентует и обосновывает свои варианты ответов на каждом этапе игры.
  4. Оценка работы групп происходит по следующим критериям: умение выделять проблемы развития страны по историческим реалиям, навыки построения исторической модели решения этих проблем, обоснование исторической модели, презентация своей работы.

2. Пошаговые действия во время игры

  1. Ввод исходных данных (Россия к 1462 году: территория, население, социально-экономические отношения, организация власти, отношения с другими государствами)
  2. Определение проблем, стоящих перед страной
  3. Моделирование путей решения проблем
  4. Сравнение с историческими реалиями
  5. Вывод о роли исторического деятеля (Ивана III) и уровне развития государства в начале XVI века

К игре прилагается справочник, переход к которому возможен через гиперссылки.

Справочник содержит картографические материалы, документы, вспомогательные иллюстративные материалы.

На мой взгляд, игру можно использовать не только в качестве обобщения, но и на уроках получения новых знаний. В зависимости от этого будут меняться задачи игры. В первом случае это будут задачи закрепления и углубления знаний по теме «Россия во второй половине 15 – начале 16 веков», диагностирования их качества; во втором – стимулирование повышения познавательного интереса к теме, создание условий эффективного усвоения. В обоих случаях важной задачей станет развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы.

Уверена, что игру возможно использовать и в дистанционном обучении, например, если ребенок по каким-то причинам не может посещать школу.

Игра может быт индивидуальной и групповой. Проводится в течение 2-х часов.

Планируемый результат – повышение интереса учащихся к изучению темы; выработка у учащихся умения эффективно работать с различными источниками информации, презентовать результаты поиска, творчески переосмысливать исторический процесс.

Игра сопровождается минимальным справочным, хрестоматийным и картографическим материалом.

Если позволяют технические возможности, то игру можно проводить в компьютерном классе. Тогда будет соблюдаться условие индивидуального темпа освоения темы.

Обязательным требованием к прохождению всех этапов игры является зафиксированный ответ на все вопросы, как устно, так и письменно в тетради. Для удобства отслеживания результатов предлагаю составление специальных игровых листов для индивидуальных игроков или команд.

В процессе игры учащиеся могут использовать поисковые системы Интернета.

Коррекция степени сложности сделает эту игру доступной как для 6-го, так и для 10 класса.

Выполнение заданий на слайдах 7, 9, 14, 16 и 20 требуется много времени, поэтому при прохождении игры в усвоении нового материала, возможно их домашнее выполнение.

При обобщении в ходе игры класс можно разделить на две группы. Одна из них (сторона лекаря) по предложенным ситуациям определяет проблему и формулирует её; другая группа дает ответы. В этом случае презентация может быть изменена - из неё изымаются вопросы, которые должны будут сформулировать сами ученики.

Список использованных источников и литературы

  1. История Москвы. Хрестоматия для учащихся старших классов: В 4-х т. – Т.II: Стольный город Московской Руси/ Сост. М.М.Горинов, А.Н.Казакевич. – М.: Изд-во Международный Дом Сотрудничества, 1996. – 384с.
  2. Административно – территориальное устройство России. История и современность. Под ред. Пыжикова А.В. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 120с.
  3. Бутромеев В.П., Бутромеев В.В., Бутромеева Н.В. Символ власти. Иллюстрированный энциклопедический справочник. – М.: Белый город, 2006. – 574с.
  4. Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки по русской истории. 8 – 11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1996. – 352с.
  5. Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времен до наших дней. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2001. – 208с.
  6. Зуев М.Н. Хроника истории России. IX – XX вв. – М.: Дрофа, 1995. – 400с
  7. Карамзин Н.М. История государства Российского. – М.: изд-во Эксмо, 2007. – 1024с.
  8. Ключевский В.О. Сочинения. В 9т. Т.2 Курс русской истории. – М.: Мысль, 1987. – 447.
  9. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. – М.: Эксмо, 2009. – 1024с.
  10. Лажечников И.И. Басурман: Роман. – М.: Современник, 1987. – 447с.
  11. Пашков Б.Г. Русь – Россия – Российская империя. Хроника правлений и событий 862 – 1917 гг. – М.: ЦентрКом, 1997. – 640с.
  12. Смирнов С.Г. Задачник по истории России: Учебное пособие для старшей школы. – М.: МИРОС, 1995. – 208с.
  13. Соловьев С.М. Об истории Древней России. – М.: Дрофа, 1997. – 554с.
  14. Торопцев А.П. История Московской земли с древности до наших дней. – М.: Эксмо, 2007. – 456с.
  15. Черникова Т.В. История России 9-16 века: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2001. – 240с.
  16. Яковер Л.Б. Справочник по истории Отечества. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 192с.
  17. Бархинцева Н.Е. Игровая деятельность в обучении. -http://festival.1september.ru/articles/500198/
  18. Малыгин А. Место ролевой игры в обучении и тренинге .-http://www.superidea.ru/2006/05/10/mesto_rolevojj_igry_v_obuchenii_i_treninge.html
  19. Ивонинская Е.В. Интеллектуальные игры в обучении старшеклассников. - http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00015273.html
  20. Банников С.В. Использование игровых технологий в обучении школьников. - http://school19.m-sk.ru/Download/article-6.doc

Приложение 1


x