Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание музыки

Бинарный урок (литература + музыка) Дороги, которые мы выбираем. 7-й класс

Добавлено: 2018.07.06
Просмотров: 22

Пластовец Надежда Михайловна, учитель русского языка и литературы Стрелкова Светлана Анатольевна, учитель музыки

Наша сила произрастает на обочине наших слабостей.
А.В. Солонский.

Цели урока: помочь понять содержание «Оды генералу Раевскому» Ю.Н. Куранова, значение нравственного выбора в жизни героев; воспитывать любовь к славным страницам нашей Родины, к классической и современной музыке, к творчеству Ю.Н. Куранова, С.С. Прокофьева.

Словарь: честь, совесть, достоинство, нравственность, подвиг.

Теория литературы: рефрен, рифма, ритм.

Теория музыки: опера, ария, простая трёхчастная форма, бас.

Оборудование:

  1. Фильм В. Мотыля «Звезда пленительного счастья» (фрагмент из жизни поручика Анненкова).
  2. Портреты М.Н. Волконской: гравюра В. Унгерна с акварели П.Ф. Соколова, работы 1826 г.; фото 1861 г.
  3. Портрет князя С. Волконского.
  4. Портреты декабристов кисти Н. Бестужева.
  5. Репродукция картины А. Кившенко «Военный совет в Филях».
  6. Портрет С.С. Прокофьева, фотография певца Е. Нестеренко в роли Кутузова.
  7. Проигрыватель, пластинка с записью Арии Кутузова.

Литература:

  1. Куранов Ю.Н. Ода генералу Раевскому // Тепло родного очага – Калининград, 2003.
  2. Гусев В. Легенда о синем гусаре.
  3. Выставка книг о декабристах.

Накануне ребята получили задания в группах.

Ход урока.

I. Определение темы урока. Постановка целей и задач.

Сегодня вы услышите об исторических событиях нашей Родины, которые помогли определить жизненный путь целого поколения. Ещё раз задумаетесь о словах: честь, совесть, достоинство, нравственность.

– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

– Какие события в нашей истории можно назвать дорогой? (Ведь каждое событие – это дорога, путь, который мы выбираем).

– Думаю, многие из вас знают, слышали, читали о таких событиях и вам есть о чём рассказать.

– Что вам известно о событиях 14 декабря 1825 года?

Словарь: подвиг.

– Можно ли назвать жизненный путь многих декабристов подвигом?

– Как расправились с декабристами?

II. Реализация домашнего задания 1-й группы.

14 декабря 1825 года – это вершинная точка в истории декабризма. Восстание на Сенатской площади разгромлено. Расправа с его участниками была жестокой. Посмотрите на портреты 5-х казнённых, на их мужественные лица.

– Сколько было самому молодому? (Бестужеву-Рюмину – 23 года).

– А самому старшему? (Пестелю – 33).

Чтение наизусть стихотворения Ю. Друниной «Тринадцатое июля». (В этот день повесили 5-х декабристов и свершили обряд гражданской казни над остальными).

Вопрос перед чтением. Как Ю. Друнина относилась к декабристам? Какие чувства испытывала, работая над их образами?

Зловещая серость рассвета…
С героев Бородина
Срывают и жгут эполеты,
Бросают в огонь ордена!..

III. Анализ стихотворения.

Словарь: честь, бесчестие, достоинство.

Теория литературы: рефрен, рифма, ритм.

– Как показаны декабристы? Как относится к ним поэтесса?

– Какие использует приёмы, создавая их образы?

– Лексику?

– Средства выразительности?

– Как показана природа?

– Почему Матвей Муравьёв-Апостол говорил о декабристах: «Мы были дети 1812 года».

Декабристы – талантливые люди. Умницы. Патриоты. Блестящие офицеры, генералы. Герои Отечественной войны 1812 года.

Герои Бородина... Рефреном звучат эти строчки, повторяясь дважды, подчёркивая великий смысл, силу и красоту подвига. Мужество участников восстания на Сенатской площади подчёркивается пониманием ими своей судьбы: «знал каждый, на что он идёт». Жизнь, принесённая в жертву во имя Свободы, была прожита не зря. Величие подвига этих людей подчеркивается использованием публицистической лексики, наполненной глубоким нравственным смыслом: Свобода, Совесть, милосердие, бессмертие, смерть. Образ смерти очень зримый: «на фоне зари – эшафот», «палач проверяет петли», «стучит барабан». Ритм чёткий, жёсткий, помогает услышать звуки барабана.

Природа не безучастная наблюдательница происходящего в человеческой жизни зла, всей своей сутью она возмущается: об этом свидетельствуют «зловещая серость», «бессильная ярость рассвета», гроза, громыхающая вдали. Эпитеты, олицетворения акцентируют наше внимание на жестоком, неуважительном, грубом отношении к «героям Бородина». Об этом же говорят глаголы: «бросают», «срывают», «швыряют», «жгут». Уничтожают то, что олицетворяло честь и достоинство лучших людей России. Дважды повторяющийся эпитет «воинственный» подчёркивает: расправляются не с врагом, а с героями. Честь воюет с бесчестием! Приём антитезы принижает врага и, наоборот, возвышает образ декабристов.

– Так расправилось с декабристами самодержавие.

– А ведь была у них и другая жизнь. Счастливая, успешная, богатая…

IV. Фильм В. Мотыля «Звезда пленительного счастья»

(фрагмент из жизни поручика Анненкова). Вопрос перед просмотром эпизода: Правы ли были декабристы, выбрав тяжёлый жизненный путь?

V. Беседа с классом.

Приговор суда был ужасен: виселица для пятерых, «каторжные норы» для 121, ссылки, полицейский надзор для тех, кто был «мало замешан в деле».

– Какая расправа страшнее: физическая или духовная?

– Царь хотел уничтожить декабризм: изъять это явление из истории и современности, из памяти и сегодняшней жизни.

– Удалось ли это сделать? Сколько лет прошло со дня восстания?

– Оставались ли декабристы верными своим идеалам?

– Много лет прошло с тех памятных событий, а тема эта волнует нас и поныне.

1) Реализация индивидуального домашнего задания (первая группа) «Нравственный выбор моего героя» (о декабристе Лунине)

Вывод. Декабристы оставались несломленными духом. Их жизненная дорога – подвиг, к которому они шли, преодолевая многие трудности. Их мужество, твёрдость духа, сила, «вырастали на обочине» их «слабостей».

VI. Романс «Генералам 1812 года»

исполняют ребята.

2) Продолжение беседы с классом.

– Пятерых казнили, 121 отправили на каторгу, многих - в ссылку. - Все ли дожили до амнистии1856? - А благодаря чему выжили эти немногие? (Декабристов спасли любовь к Родине, к отчему дому, к матери, к семье; желание рассказать правду о себе, о своём деле, о каторге). - Благодаря кому выстояли эти люди? - Отечество далеко, дом, близкие тоже не с ними, правительство сделало всё, чтобы лишить декабристов всякой связи с привычным миром. Жёны их тоже сделали свой выбор. Можно ли его назвать подвигом? - Подвиг «декабристок», «отважных жён», обессмертили многие поэты и писатели. Какие вы знаете произведения, посвящённые декабристам и их жёнам? - Для поэтов и писателей это тоже был подвиг. Гражданский подвиг. Произнести имя декабриста боялись даже близкие. Известно, что некоторые родные поспешили отречься от опасных родственников. А поэты и писатели писали письма, послания, поэмы, прозу (как А. Пушкин, как Н. Некрасов). Обращался к декабристской теме и Ю. Н. Куранов. - Перечитаем некоторые страницы «Оды генералу Раевскому».

VII. Реализация домашнего задания 2-й группы.

1) Выразительное чтение эпизода из «Оды…» со слов «…в ту же ночь дочь Николая Николаевича Раевского уехала к мужу», заканчивая словами «Смысл её жизни в самопожертвовании для нас…»

Вопрос перед чтением. Докажите, что жизнь княгини М.Н. Волконской – подвиг.

2) Анализ эпизода. Размышление о судьбе княгини.

– Кому посвящается большая часть «Оды…»? (генералу Раевскому и его дочери).

– В чём особенности композиции «Оды…»? (В ней условно можно выделить две части).

– Как можно озаглавить 2-ю часть? («Ода дочери генерала Раевского»)

– В свою очередь и в этой части можно выделить два важных периода в жизни княгини. Какие? (Жизнь до восстания и после).

– Что же мы узнали о княгине, её жизни до восстания декабристов?

Жизнь до поездки в Сибирь. («Изящная, нежная девушка», «пылкая», «поэтичная натура». Вышла замуж не по любви. Принадлежала к высочайшему сословию. «Познала изобилие», «изнеженную прихотливость». Блистательная светская красавица. Любимица отца).

– Что мы узнали о жизни княгини после ареста мужа?

Жизнь после восстания. (Три десятилетия жизни с мужем в Сибири. Княгиней движет чувство супружеского долга, человеческого сострадания. Она проявила мужество, «превышающее всё, что можно себе представить даже для храбреца из храбрецов». На многие годы, десятилетия «обрекла себя на нищету, притеснения, унижения и надругательства со стороны государственных бюрократов». По словам мужа, «…как жена, как мать – это неземное существо…праведная в сем мире. Смысл её жизни в самопожертвовании…»).

– Права ли, по-вашему, была княгиня, выбрав для себя такой сложный жизненный путь?

«Когда однажды Марию Николаевну… спросили, построила ли бы она свою жизнь по-иному, если бы ей пришлось её повторить, и не жалеет ли о страданиях, которые выпали на ей долю, княгиня ответила: «Нет».

– Чем отличается изображение княгини М.Н. Волконской у Ю.Н. Куранова от её образа у Н.А. Некрасова в «Русских женщинах»?

– Есть ли в «Оде…» описание поездки княгини в Сибирь?

– Показывает ли автор её встречу с мужем?

– Можно ли прочитать у Ю. Куранова о жизни М.Н. Волконской в Сибири?

– Что же есть у Юрия Куранова? (У Ю.Н. Куранова есть размышление о подвиге княгини).

Вывод. Жизненный путь княгини – подвиг.

VIII. Реализация домашнего задания 3-й группы.

1) Чтение наизусть эпизода «Два портрета».

2) Сравнить два портрета М.Н. Волконской, ответить, что временное и что вечное в них. Исследовательская работа по плану:

1. Описание портрета:

  1. впечатление от увиденного;
  2. лицо (глаза, брови);
  3. одежда;
  4. характер.

2. Социальное положение.

3. Роль средств художественной выразительности в создании образа княгини.

Гравюра В. Унгерна с акварели П.Ф. Соколова, работы 1826 года  Фото 1861 года (сделано за два года до смерти, княгине 56 лет)
Впечатление. Одежда.
«…очаровательная, несколько томная красавица, изысканно и чуть вычурно наряженная» (для портретирования). Рука украшена драгоценностями.
Впечатление.
«…подвиг её продолжается» «Фотография страшна. Перед нами «утёс», женщина, которая «окаменела в своём величии», «несгибаемом мужестве». «Как должны страшиться такого лица, как должны его ненавидеть тираны, доносчики, искатели и убийцы!»
Взгляд, «в котором томность сопряжена ещё с каким-то настойчивым чувством». Лицо «не изменилось… почти такое же «как три с половиной десятилетия назад».
Глаза
«молодые и сильные, смотрят в бесконечность и в глубину себя.
«Брови
…залегли над веками спокойно и бестрепетно, как будто навсегда».
Характер. «Серьёзность, граничащая с отрешённостью». Характер. «Выветрилось позирование, прихотливость, изысканность – всё временное и всё несущественное».
Это – женщина-камень. В ней «незыблемая мощь жены, матери, подруги». «Ещё мгновение – и …превратится в сталь…» «С таким человеком сделать ничего нельзя, можно сделать только сильнее» В то же время это «прекрасное…в своей «любви», «преданности» и «чистоте» сердце.
Социальное положение. Родовитая богатая дворянка. Об этом говорит «овальный миниатюрный портрет, который может быть написан на яшме, нефрите, малахите и который напоминает изысказанное посвящение в альбом…»

3) Беседа по 1-му портрету.

– Какие качества княгини в большей степени проявляются в первом портрете? (Женские: «очаровательное существо»)

– Что временного и несущественного в этом портрете, что со временем уйдёт?

– Что сохранится?

– Какова роль средств художественной выразительности в создании образа княгини?

4) Беседа по 2-му портрету.

– Какие качества М.Н. Волконской в большей степени проявляются во втором портрете? (мужские)

– Что нового появилось в облике «портретируемой»? (философское отношение к жизни)

– Почему произошли такие изменения в облике княгини?

– Почему совмещены такие понятия как «подвиг», «мужество», «сила» с понятием «любовь»?

– Каков язык Ю.Н. Куранова в этом описании? Роль метафор?

– Какой приём использует писатель, чтобы показать путь своей героини к подвигу ? (Приём антитезы)

– Как называет писатель жизнь княгини после восстания?

Вывод. Жизнь княгини – «возвышенный подвиг». «Такой становится любовь, когда перерастает в подвиг».

IX. Выставка книг о декабристах.

В процессе подготовки к уроку был собран большой материал. Он представлен на выставке. О том, как жили декабристы и их жёны в Сибири, повествует книга В. Гусева «Легенда о синем гусаре». Особенно драматичен рассказ о судьбе А.Г. Муравьёвой, трагически сложилась судьба и многих других.

– Правы ли были, по-вашему, декабристы в выборе своего жизненного пути?

– А какие дороги выбираете вы, ребята?

(Вы у начала своих дорог, и должны помнить, что «наша сила произрастает на обочине наших слабостей». Хочется напомнить слова А. Грина: «Книги, прочитанные в детстве, могут изменить судьбу человека». Думаю, вы согласитесь, что к таким книгам относятся и те, о которых мы с вами сегодня говорили).

X. Реализация домашнего задания 4-й группы.

Почему мы должны помнить о важных событиях нашей истории?

– Обратимся к портрету декабриста С.Муравьёва. Вглядитесь в его лицо. Сергею Муравьеву-Апостолу – 30 лет. Какая короткая, но яркая жизнь!

1) Чтение наизусть стихотворения Юлии Друниной «Сергей Муравьёв-Апостол»:

Дитя двенадцатого года:
В шестнадцать лет – Бородино!
Хмель заграничного похода,
Освобождения вино.
«За храбрость» – золотая шпага, –
Чин капитана, ордена.
Была военная отвага
С гражданской в нём обручена.

– Как ещё называют декабристов? («дети 1812 года»)

– Истоки декабризма в событиях 1812 года.

– Что вы помните об этом историческом событии?

– Какую дату мы будем отмечать в 2012 году?

– Почему войну 1812 года называли отечественной?

– Назовите одно из самых решающих сражений этой войны. (Бородино).

– Кто в нём выстоял и спас Отечество? (Русские солдаты, офицеры, генералы)

– Что вы помните об их подвиге? Назовите героев Отечественной войны 1812 года, в том числе и тех, кого упоминает в «Оде генералу Раевскому» Ю.Н. Куранов.

Вывод. Герои Бородина тоже сделали свой выбор. Многие между жизнью и смертью выбрали смерть.

– Назовите ещё одну драматическую страницу Отечественной войны 1812 года. (Оставление Москвы). А поможет вспомнить нам об этом событии Музыка.

XI. Актуализация знаний. «Исторические события 1812 года в музыке».

Исторические события 1812 года представлены не только в произведениях изобразительного искусства, литературы, но и ярко даны в музыке советского композитора. Многие страницы русской истории оживают в его сочинениях: это и кантата «Александр Невский», и музыка к кинофильму «Иван Грозный», и опера «Повесть о настоящем человеке» о герое Великой Отечественной войны/ лётчике Алексее Маресьеве.

– Назовите имя этого композитора. (Сергей Сергеевич Прокофьев).

– А его опера о героях 1812 года называется? («Война и мир»).

– Одна из центральных страниц оперы – Бородино. Кто был главным героем этого сражения?

Русский солдат – герой Бородина, защитник земли русской.

А солдатом не рождается никто,
А солдатами становятся потом,
Когда некуда уж пятиться назад,
Когда смотришь смерти ты глаза в глаза.
А солдат, он за Россию хоть куда!
Ни огонь ему не страшен, ни вода,
А солдату за Россию умереть,
Что раз плюнуть да два раза растереть.

XII. Итоги работы учащихся по картине Алексея Кившенко «Военный совет в Филях», по фрагментам х/ф «Война и мир».

Это о русских солдатах после Бородина Наполеон сказал: «Русские заслужили право быть непобедимыми».

– А кто руководил ими? (Михаил Илларионович Кутузов).

– Вечером 13 сентября Кутузов собирает военный совет в Филях, на котором стоит один вопрос: оставлять Москву или нет. Этот исторический момент отражён в картине А. Кившенко, репродукция с которой перед вами (репродукция на доске).

– Вспомните, мы смотрели с вами фрагменты художественного фильма «Война и мир», передачу «История одного шедевра» о картине «Военный совет в Филях» и её художнике, размышляли в сочинениях по музыке над тем, каким был Кутузов, когда делал свой выбор.

Игорь Добродомов в своём сочинении пишет: «Кутузов был сильным, мудрым, уверенным в себе».

Настя Пройсс увидела его «суровым, задумчивым, в его глазах была видна неуверенность в том, что он правильно делает».

Но к ужасу большинства генералов и своему он отдаёт приказ: отступать.

И вот Кутузов один на один сам с собой, со своими думами, сомнениями.

Серёжа Черных пишет об этом моменте: «Кутузов в душе страдает». Какое хорошее слово, не правда ли? «С одной стороны – теплится надежда на победу, с другой – а если он проиграет?»

– Легко ли Кутузову? (Нет)

– Может, мы найдём ответ на этот вопрос в его арии?

– Что такое ария в опере? (сольный номер)

– Мы будем исполнять начало её, далее слушать.

Вопрос перед слушанием: Подумайте, как Сергей Сергеевич Прокофьев языком музыки передаёт состояние души Кутузова?

XIII. Иcполнение 1-й части. Слушание 2-й и 3-й частей (на доске текст арии Кутузова)

В каком темпе звучит начало арии? (медленном)

– Характер? (спокойный, повествовательный)

– Как льётся мелодия? (плавно, протяжно)

– Какой лад преобладает в начале арии? (мажор)

– Почему? («теплится надежда»)

– О чём поёт Кутузов в начале арии? (о Москве)

– Какие чувства к ней испытывает? (любовь, нежность)

– Как называет её? («Матерь русских городов»)

– А дальше в каком ладу звучит ария? (в миноре)

– Почему?

– Сама мелодия такая же плавная, как и в начале? (Нет, она рвется, ломаная)

– Какое чувство преобладает? (чувство тревоги, возмущения в словах «…дерзнул коварный враг вступить на нашу землю»)

– Что же спасает Россию? Найдите эти слова в арии (любовь к Отечеству и храбрость войска)

– Любовь к Отечеству и храбрость войска спасали, спасают и будут спасать Россию всегда.

– А заканчивается ария как? (светло, мажорно, более уверенно, победно)

– Почему мажорно? (принято решение и его надо выполнять)

– В какой форме написана ария? Из скольких частей состоит? (из 3-х)

– Давайте поразмышляем, почему в простой 3-х-частной?

– С размышления о чём начинается ария? (о Москве)

– О чём поётся затем, во 2-й части? (о враге, о России)

– И снова возвращается? (к Москве с любовью и гордостью, потому что Москва – это символ России)

– Сам Прокофьев назвал эту арию «восторженным гимном столице»

– А гимн – это какая песня? (торжественная)

– Споём 3-ю часть как гимн (стоя)

XIV. Исполнение 3-й части.

Какой голос у Кутузова-певца? (бас).

– Почему Прокофьев пишет партию Кутузова для баса? Что мы слышим в этом голосе? (опыт русского солдата, мудрость).

– Перед вами фотография одного из лучших наших басов – Евгения Нестеренко – в образе Кутузова (Фото Евгения Нестеренко в роли Кутузова на доске).

XV. Слово учителя.

–Сегодня мы не случайно обратились к этому образу и этой теме – теме защитников Москвы. В декабре 1941 года русский солдат повторил подвиг Бородина, спасая Отечество под Москвой. И в это же время (в 1941 году) Сергей Прокофьев начинал сочинять оперу «Война и мир».

– Важно ли нам сегодня помнить и говорить о тех далёких событиях, слушать и исполнять эту музыку? Почему?

– Да, и врагу никогда не добиться ,чтоб склонилась голова нашего народа и Москвы.

Песня «Моя Москва» И.О. Дунаевского – исполнение

Каждому из нас предстоит выбрать свой путь. Вы - у истоков своих дорог. Дороги жизни трудные. Судьба посылает испытания. Преодолевая их, человек становится мужественнее, мудрее, духовно богаче, «наша сила произрастает на обочине наших слабостей».

XVI. Домашнее задание.

Найти и прочитать рассказы Ю. Куранова на историческую тему.