Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание физики

Занятие пропедевтического курса Здравствуй, физика! с мультимедийной поддержкой. 5-й класс

Добавлено: 2018.06.30
Просмотров: 19

Нечаева Ольга Глебовна, учитель физики

Цели занятия.

1. Познакомить учащихся с понятием “электризация”, объяснить суть данного явления.

2. Рассмотреть способы электризации.

3. Изучить взаимодействие заряженных тел.

4. Познакомить со средствами защиты от статического электричества.

Применяемые на занятии методы обучения.

Ход занятия

I. Организационный момент (приветствие учащихся, проведение инструктажа по правилам ТБ во время занятия, указание темы, изученной накануне). Слайд №1. Презентация

II. Активизация мыслительной деятельности.

А) “Атомная разминка”. Слайд №2

- Вспомним как устроен атом.

(Ответы: в центре ядро, состоящее из положительных протонов и нейтронов, не имеющих заряда, вокруг ядра движутся отрицательные электроны). Слайд №3

- С помощью таблицы хим. элементов Д.И. Менделеева в учебнике (стр. 32-33) определите: модель атома какого химического элемента показана на доске (на доске заготовка: модель атома азота, составленная из кружков, обозначающих электроны, нейтроны и протоны).

- Найдите ошибки, допущенные в этой модели

(Ответы: 1. не достаёт одного нейтрона в ядре;

2. два лишних электрона на первой оболочке, они должны быть на второй оболочке

3. один электрон совсем лишний, должно быть 7, столько же, сколько и протонов в ядре.)

- Задание: пользуясь таблицей в учебнике соберите самостоятельно на столе модель атома углерода (6 протонов, 6 нейтронов, 6 электронов (2 и 4))

- Задание: 1-ому ряду – убрать один электрон

2-ому ряду ничего не надо менять

3-ему ряду – добавить один электрон

Вопрос: Каким стал заряд атома по знаку?

(Положительным, нейтральным, отрицательным)

Попробуйте сделать вывод о том , в каком случае атом имеет положительный и отрицательный заряд, и в каком случае заряда не имеет.

(Ответ: 1. Если электронов больше, чем протонов, то атом заряжен отрицательно. 2. Если электронов меньше, чем протонов, то атом заряжен положительно. 3. Если электронов и протонов поровну, то атом нейтрален (не имеет заряда)).

Б) Повторение темы “Силы в природе”. Слайд №4 начало (ответы закрыты).

Вопросы:

1. Какие вам известны силы, существующие в природе? (Ответы: сила тяжести, сила упругости, сила трения)

2. Когда возникают эти силы? (Ответы: С. Тяжести – вследствие притяжения к Земле;

С. Упругости – при деформации тел; С. Упругости – при скольжении одного тела по поверхности другого)

3. Как действие сил можно продемонстрировать с помощью следующих предметов (санки, резиновый мяч, пружина, книга)? Ученики демонстрируют.

(Санки – сила трения, мяч – сила упругости, пружина – сила упругости, книга – сила тяжести). Слайд №4 продолжение

III. Актуализация знаний (мотивация).

А сейчас я проведу простой опыт: натираю пластиковую линейку сукном и подношу к бумажному человечку, который лежит на столе. Под действием натёртой линейки(или эбонитовой палочки) человечек поднимается.

Как вы думаете, под действием какой силы человечек поднимается?

(Подсказки: вспомните что происходит когда с коробки с порошком снимают полиэтиленовый пакет?, когда снимают синтетический свитер?)

(Правильный ответ: электрическая сила, дети 5 класса могут не догадаться!!!)

Учитель: Почему возникает эл. сила? Почему в одних случаях она действует, а в других нет?

Как взаимодействуют наэлектризованные тела? В области, связанной с понятием “электричество”, ещё очень много для вас неизведанного и не разгаданного. Поэтому, наше занятие сегодня, будет называться “Загадки электричества”. Слайд №5

IV. Изучение нового материала.

Откроем тетради и на бланке пишем название темы сегодняшнего занятия. По ходу занятия заполняем пропуски на бланке в соответствии со схемами на слайдах.

1. Первая загадка: С каким словом, которое мы сегодня уже упоминали, все указанные слова (Слайд №6) имеют один корень. (Ответ: электрон)

2. Слайд №7 Сведения из истории (связь между: древние греки – янтарь; янтарь – электрон).

Вопрос: Кто знает, что такое янтарь и что из него делают сейчас?

(Ответ: янтарь – окаменевшая смола древнейших деревьев, из него делают украшения). Слайд №8

Продемонстрировать: настоящие изделия из янтаря (например бусы, серьги…)

3. Слайд №9

Проведём первый эксперимент “Наблюдение электризации”:

А) мелкие листочки бумаги высыпаем из коробочки на лист;

Б) натираем линейку или ручку (из пластмассы) кусочком меха (или о волосы);

В) подносим к листочкам;

Вопрос: Какая сила действует на листочки?

Сколько тел должно участвовать в электризации? (Ответы: электрическая сила, два тела)

Слайд №10

4. Демонстрация опыта с палочкой и электрометром; объяснение сути электризации: с одного тела на другое переходят электроны, где их больше заряд отрицательный, где их меньше заряд положительный способы электризации (трение, прикосновение)

Напоминание: не забываем заполнять бланк занятия.

Слайд №11. Какая весёлая собака появилась, чтобы это значило? (Пришло время физкультминутки)

5. Физкультминутка (электронная - по ссылке “Смайлик”).

(Встаём, руки на поясе, включаются в работу глаза (моргать, следить за объектом) и голова (повороты)). Закончили, садимся, продолжаем работать.

6. Слайд №12 информативный.

А) стеклянная палочка, потёртая о шёлк ( или бумагу) имеет знак “+” (шёлк –“-”);

Б) эбонитовая палочка, потёртая о мех ( или шерсть) имеет знак “-” (мех – “+”).

Определять заряжено тело или нет, мы будем с помощью прибора, который называется электроскоп (электрометр) демонстрация действия самих приборов и просмотр анимации (ЭОР по ссылке).

7. Слайд №13

Давайте поможем Аладдину (решение задачи, текст задачи не только на слайде, но и перед глазами у ребят на столах). (Ответ: Аладдин должен потереть стеклянную часть лампы шёлковым халатом, чтобы зарядить её положительно, тогда добрый джин выполнит три его желания)

8. Слайд №14

Проведём ещё один эксперимент: Потереть мехом 2 полиэтеленовые плёнки и поднести натёртыми сторонами друг к другу. (Одна подвешена на штативе, вторую подносим). Что вы наблюдаете?? (Ответ: отталкивание).

А что было бы, если зарядить плёнки по-разному? Какие будут предположения?

Чтобы утвердиться в ответе посмотрим видеосюжет “Взаимодействие заряженных тел” (использование телевизора и видеоплеера).

Какой вывод можно сделать по результатам вашего эксперимента и увиденного сюжета?

(Ответ: Одноимённо заряженные тела – отталкиваются. Разноимённо заряженные тела – притягиваются) Слайд №15

(Если времени достаточно, можно посмотреть видеосюжет “Электризация” по ссылке слайд №16)

V. Первичный контроль знаний. Слайд №16

Определить заряд тел. Ответы показывать с помощью кружочков “+” и “-” из наборов.

VI. Связь с жизнью (практическая направленность). Слайды №17–19

А) Электризация в быту.

Б) Средства защиты от статического электричества.

В) Электричество в природе (“Гроза”) ссылка на слайде №19.

VII. Рефлексия. Слайд №20

1. Полезны ли полученные на занятии знания?

2. Где они могут пригодиться?

3. Изобразите своё отношение к занятию на белых кружочках (в виде смайлика) и, уходя, оставьте его на магнитной доске.

Возможные варианты показаны на слайде:

1. Если вам было интересно и захотелось вернуться в кабинет физики.

2. Если вам было всё равно.

3. Если вам на занятии было скучно.

VIII. Организованное окончание занятия (порядок на рабочих местах).

Презентация (физкультминутка)

Приложение 1 (тесты, задания)

Приложение 2 (видео, аудио)