Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание химии

Урок химии в 8-м классе по теме Химические связи

Добавлено: 2018.06.19
Просмотров: 19

Султанова Ирина Сергеевна, учитель химии

На ученических столах набор разноцветных шариков (7 штук), лист с заданиями (раздаточный материал). Урок сопровождается электронной презентацией. (прилагается).

Обучающие цели урока - Познакомиться с образованием ковалентной неполярной и полярной связи.

Развивающие цели - развития умения высказывать предположения и выдвигать гипотезы, решать задачи по практическому приложению знаний, создавать собственные тексты, анализировать.

Воспитательные цели - развитие речи, формирование самооценки, развитие умения интегрировать разные взгляды, признавать вои ошибки, работать в группе.

Стадия вызова

Урок начинается с показа видеофрагмента атома. слайд 1 (приложение 1)

Учитель. Что вы увидели?

Ответ . Атом

Мы с вами на прошлых уроках познакомились с атомом. Давайте вспомним. Что такое атом?

Ребята вспоминают определение атома.

Учитель. А как вы думаете, для чего мы изучали атом?

Ребята предлагают разные ответы, все ответы выслушиваются, учитель подводит мысль ребят к выводу, что из атомов состоят молекулы, а из молекул уже вещества, которые изучает химия, поэтому, чтобы изучать вещества, нужно начинать с атомов.

Учитель. Можно ли сравнить атом с маленьким шариком?

Ребята соглашаются с этим.

Учитель. У вас на столах лежат шарики разных цветов. Давайте представим, что это атомы разных элементов. Предлагается задание: сделайте из этих шариков молекулу.

Ребята объединяются в группы по четыре человека. (Сидящие впереди ребята поворачиваются к тем , кто сидит за ними).

Задание дается в расчете на то, что ребята с ним не справятся, так как кроме шариков не дается больше ничего, ребята соединить шарики не могут, они просят дать веревочки, или палочки, или клей, чтобы скрепить шарики.

Учитель. Конечно, шарики скрепить можно чем-нибудь. Но ведь для нас эти шарики - атомы. А как вы думаете, атомы в молекуле соединяются?

Ребята рассуждают, приходят к выводу ( или учитель подводит их к выводу), что если бы атомы не соединялись друг с другом, то молекул бы не было.

Учитель. Значит, что мы не знаем?

Ребята. Мы не знаем, как атомы соединяются.

Учитель на доске пишет вопрос - Как соединяются атомы в молекуле?

Давайте соединим наши шарики пластилином, выберите из предложенных шариков три, (два одного цвета - это атомы водорода, а один отличный от них - атом кислорода) и сделайте молекулу воды.

Ребята в группах изготавливают модели молекулы, они получаются разные. Каждая группа демонстрирует свою модель.

Учитель Как узнать, чья модель правильная? Что мы должны знать про молекулу воды?

Ребята формулируют вопросы. Вот , некоторые из них:

В каком порядке соединяются атомы в молекуле воды?

Какая геометрическая форма молекулы?

Прочные ли связи в молекуле?

Все вопросы, которые называют ребята записываются на доске.

Учитель Давайте попробуем ответить на эти вопросы. Итак, тема урока - связи между атомами, эти связи называют - химические.

На доске записывается тема урока. - Химические связи.

Стадия содержания

Учитель. В ходе сегодняшнего урока вы сможете оценить свою работу на уроке. В ходе изучения новой темы, мы будем отвечать на вопросы, если вы хотите ответить на вопрос, то поднимайте руку, за каждый правильный ответ, можно будет в тетрадь ставить себе 1 балл, а в конце урока вы будете подсчитывать свои баллы и поставите себе оценку за работу на уроке.

Изучение нового материала идет в ходе обсуждения вопросов.

Для изучения способа образования связи удобнее всего брать самый простой атом - атом водорода. Итак, перед вами два атом водорода. В центре каждого атома положительное ядро, вокруг ядра - электронная оболочка.

Вопрос В какой момент атомы начнут соединяться?

Ребята поднимают руки, предлагается ответить всем желающим, ребята выдвигают гипотезы, принимаются все без исключения, затем предлагается правильный ответ.

Правильный ответ: В момент столкновения

Ребята, которые ответили правильно, ставят себе в тетрадь 1 балл

Вопрос: Что происходит после столкновения?

Вновь ребята выдвигают гипотезы, после их обсуждения - правильный ответ.

Ответ: Ядро первого атома тянет к себе электронную оболочку второго атома, а ядро второго атома - тянет электронную оболочку первого атома. И атомы начинают перекрываться. (1 балл)

слайд 2

Вопрос: А могут ли атомы слиться?

Ответ: Нет, так ядра начинают отталкиваться. (1 балл).

Учитель. После перекрывания электронных оболочек между ядрами нарастают силы отталкивания, и процесс перекрывания прекращается. Образуется система двухэлектронная и двуядерная, эта система и есть молекула.

слайд 2

Каждый электрон теперь принадлежит обоим атомам, электроны стали общими. В пространстве между ядрами образовалась область с повышенной электронной плотностью. Такая связь называется ковалентная.

Вопрос. На каком расстоянии от ядер будет находится общая область перекрывания?

Обсуждение гипотез, выдвинутых ребятами.

Правильный ответ : Область перекрывания будет находится на одинаковом расстоянии, так как ядра будут тянуть к себе область перекрывания с одинаковой силой. (1 балл)

Учитель. У одинаковых атомов - одинаковая электрооторицательность.

Такой вид химической связи называется ковалентной неполярной..

Учитель Каждый раз рисовать перекрывание электронных облаков неудобно, поэтому принято решение обозначать образование связи общей электронной парой.

Записываем в тетрадь. слайд 3

Если связь ковалентная неполярная , то электронная пара находится в центре молекулы.

Попробуйте дать определение ковалентной неполярной связи.

Ответ. Ребята формулируют определение, за правильные определение - (1балл)

Записываем определение в тетрадь слайд 3

Вопрос. А если связь будет образовываться между разными атомами?

Обсуждение гипотез.

Ответ. Электронная пара будет смещаться в сторону атома с большей электроотрицательностью. (1 балл)

Учитель При этом благодаря смещению электронной плотности на атомах возникнут частичные заряды, и связь будет называться ковалентной полярной

слайд 3

Дадим определение ковалентной полярной связи слайд 3

За определение (1балл) Записываем определение в тетрадь.

Давайте посмотрим образование молекул из двух и трех атомов.

слайд 4,5,6

Учитель Мы рассмотрели образование связи между атомами водорода.

Вопрос. А могут ли перекрываться атомы гелия?

Ответ. Нет не могут, так как у гелия спаренные электроны. (1 балл)

Учитель. Значит не все электроны могут перекрываться, то скажите, какие могут?

Ответ. Только неспаренные. (1 балл).

Учитель Можно ли узнать, есть ли неспаренные электроны в атоме?

Ответ. Нужно написать электронную формулу и энергетическую диаграмму.

(1 балл)

Учитель А если в атоме несколько неспаренных электронов?

Ответ. То будет несколько связей. (1 балл)

Предлагается задание. Рассмотреть образование молекулы хлора по плану.

Ребята выполняют задание в группе.

Запишите электронную формулу атома хлора.

Нарисуйте энергетическую диаграмму последнего уровня атома хлора.

Определите количество неспаренных электронов у атома хлора.

Определите число ковалентных связей атома хлора

Нарисуете перекрывание неспаренных электронов атомов хлора.

(воспользуйтесь справкой) См. приложение 1.

Составьте электронную формулу молекулы хлора

Составьте структурную формулу молекулы хлора

Проводим проверку слайд 7

За каждый вопрос 1 балл. Каждый ученик в группе записывает себе общее количество баллов группы в свою тетрадь.

Вы проанализировали молекулу CL2 , давайте посмотрим. Как образуется молекула воды. Просматриваем видеофрагмент с комментариями учителя. слайд 8

Стадия рефлексии

Работа в группе. Вставить пропущенные слова в определения.

Ребятам в группах предлагается написать совместное размышление на тему:

Атомы в молекуле соединяются так ::.

Каждый участник группы дописывает мысли предыдущего

Каждая группа читает написанное, и если образование связи описано правильно, то группа ставит себе 1 балл, который присваивает себе каждый член группы.

Подсчитываем общее количество баллов. Переводим баллы в оценки.

16-19 оценка 5

11 -15 оценка 4

7 - 10 оценка 3

Записываем домашнее задание 10, 11 учебник О. С. Габриелян по плану в приложении описать образование молекулы воды.

Раздаточный материал

Ковалентная неполярная связь - это связь, возникающая за счет..............................................между атомами с одинаковой ::::::::::::::::::..при этом область перекрывания электронных облаков находится :::::::::::::::::::::::::::::::. Ковалентная полярная связь - это связь возникающая за счет:::::::::::::::::::::::::::::::.между атомами с разной ::::::::::::::::::::::при этом область перекрывания:::::::::::::::::::...:::::::::::::::::::::::::::::::::.

Рассмотреть образование молекулы хлора.

  1. Запишите электронную формулу атома хлора
  2. Нарисуйте энергетическую диаграмму последнего уровня атома хлора.
  3. Определите количество неспаренных электронов у атома хлора.
  4. Определите число ковалентных связей атома хлора
  5. Нарисуйте перекрывание неспаренных электронов атомов хлора (воспользуйтесь справкой)
  6. Составьте электронную формулу молекулы хлора
  7. Составьте структурную формулу молекулы хлора