Организация разумного, полезного, разнообразного по видам деятельности, приносящего массу ярких впечатлений досуга обучающихся – серьезная и актуальная проблема. И не случайно сегодня ей уделяется огромное внимание в школе.
Разрешение проблемы экологического кризиса предполагает формирование новой системы отношений человека и изменение той шкалы ценностей, которая сложилась к настоящему времени. Основная роль в данном процессе принадлежит экологическому образованию и воспитанию, целью которого является формирование экологической культуры личности. Одним из средств формирования экологического опыта можно выделить игру, которая соединяет в себе рациональное и чувственное начала в человеке. Игра, опираясь на чувственное переводит внешние знания во внутренний план личности, что развивает у воспитанников эмоционально-чувственное восприятие природы посредством расширения у них эмоционального опыта взаимодействия с ее объектами и последующей реализации своих впечатлений в различных видах деятельности. Представленные мной экологические игры формируют у детей представления об окружающем мире и взаимосвязях, о ценностных ориентациях, создают эмоциональный фон, который обеспечивает более эффективный результат усвоения познавательного материала. А экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их творческую деятельность, чем знания, затрагивающие интеллектуальную сторону личности.
Игра “ Я – эколог”.
Цели:
Инвентарь: кубик шестигранный с цифрами от 1 до 6 на гранях, шесть конвертов (на конвертах написаны экологические проблемы).
Участники: В игре принимают участие обучающиеся любого возраста. Если в игре принимают участие обучающиеся 9–11-х классов, то конверты посвящены глобальным проблемам экологии: озоновые дыры, парниковый эффект и т.д. если участвуют дети 5–8-х классов, то проблемы такого рода: вырубка лесов, овраги.
В конвертах находятся возможные варианты решения тех проблем, которые написаны в конверте.
Инструкция.
Игра может быть личной и командной. Участники по очереди кидают кубик, и зависимости от выпавшей цифры получают экологическую проблему, то есть конверт. Педагог определяет время для решения проблемы. Если команда не может дать ответ, она может воспользоваться подсказкой из конверта только 2 раза. Причем, если подсказка уже была предложена участником или командой ,она не засчитывается. Использовав две подсказки и не найдя ответа, команда или участник выбывают из игры. Победитель тот, кто останется в игре.
Игра “ Юные экологи”.
Цели:
Описание игры.
В игре могут участвовать до 10 человек. Можно провести на занятии экологического кружка, на природе.
Все встают в хоровод, а место каждого игрока-это какая-либо профессия. Каждый участник должен сказать, какую помощь природе он может оказать на своем месте. После того как все игроки назовут свой вариант помощи, они делают шаг по кругу, меняются местами ,а значит и профессиями, но не повторять того, что сказал предыдущий игрок. Тот, кто не сумел назвать новый вариант помощи природе, выбывает из игры. Побеждает тот ,кто останется последним.
Возможные варианты профессий: учитель, продавец ,парикмахер ,водитель.
Игра “Экоэстафета”
Игра проводится по определенным маршрутам и состоит из следующих этапов:
Путешествуя по маршруту, участники выполняют на каждом этапе выполняют задания: определяют птиц по голосам; находят насекомых (определяют их или зарисовывают); записывают встретившиеся им съедобные или охраняемые растения, грибы; записывают названия и примерный размер крупных деревьев. Чтобы сделать эстафету интереснее можно дать командам все задания в ее начале, сообщить им маршрут и на всем протяжении маршрута самостоятельно выполнять задания.
Игра “ Экологический светофор”
Цели:
Оборудование: жетоны зеленого, красного, желтого цвета
Инструкция: дети показывают жетоны красного, желтого, зеленого цвета в зависимости от того решения, которое они приняли. После каждой ситуации выяснить у детей, почему они выбрали такие сигналы светофора.
Красный свет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде и жизни людей.
Желтый цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай правила и меру!
Зеленый цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для нее! Продолжай помогать природе!
Ход игры.
Экологический светофор в лесу
Экологический светофор в городе
Командная игра “ Лесной серпантин”
Цель:
Станция “ Пернатые”.
Наука, изучающая птиц, называется…
Какая птица выводит птенцов зимой?
На высоте до 4 500 метров летают…
Какая птица умеет бегать под водой?
Станция “Насекомые”
Назовите самого крупного паука.
Кто слышит ногами?
Какая из этих бабочек самая маленькая?
Станция “Грибы”
Назовите самый ядовитый гриб.
Какой из этих грибов является пластинчатым?
Какой гриб разлагает полезную древесину и считается вредным?
Станция “Воздух”
Лучше всего поглощает выхлопные газы машин и взамен выделяют кислород?
При увеличении этого газа в состав воздуха можно умереть от удушья?
Станция “Лес”
Вокруг крупных городов необходимо большое количество лесов, для чего?
Какое дерево дольше живет?
На вырубках раньше всех вырастает:
Станция “Вода”
Какое море пересыхает из-за деятельности человека?
По какому животному можно определить чистоту озер и рек?
Станция Животные”
У какого животного глаза вращаются на 360 градусов.
Какой зверек всю зиму спит вниз головой?
Самое крупное животное нашего края?