Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание экологии

Вводно-ознакомительный курс для 9-х классов (сфера Человек – Природа) Азбука экологии

Добавлено: 2018.05.27
Просмотров: 27

Смирнова Елена Васильевна, учитель биологии и химии

Цель: показать разнообразие профессий, связанных с изучением природных объектов, через участие в профессиональных пробах.

Задачи:

Оборудование: презентация, лабораторное оборудование, химические вещества, необходимая литература, раздаточный материал

Ход занятия

  1. Организационный момент.
  2. Знакомство с некоторыми профессиями (эколог, фармацевт, химик-лаборант, ветеринар...) - показ презентации (Приложение 1)
  3. Профпробы.

Учитель:

Сегодня мы отправляемся в волшебную страну, в которой всё тайное становится явным. В этой стране без знаний о веществах и их превращениях делать нечего. Но вы все отличные исследователи и химики, поэтому справитесь с предложенными заданиями. Сегодня мы попробуем составить анализ того, что нас окружает в повседневной жизни и критически посмотреть на многие знакомые нам товары.

Ребята по желанию делятся на группы для выполнения мини – проектов. Получают карточки-задания.

Реклама становится неотъемлемым атрибутом нашей жизни. читая рекламу, попытайтесь выяснить – не противоречит ли её содержание тем законам и понятиям естественных наук, которые вы изучаете в школе?

“Уникальное сочетание ксилита и карбамида, не найденное ни в одной жевательной резинке”, “Жевательная резинка с ксилитом и карбамидом – двойная защита от кариеса”, “Жевательная резинка ,, Дирол” с ксилитом и карбамидом защищает ваши зубы с утра и до вечера” - это цитаты из текста телевизионной рекламы жевательной резинки. В самом ли деле “Дирол” обеспечивает двойную защиту зубов с утра до вечера?

Реклама зубной пасты по частоте стоит на втором месте после рекламы жевательной резинки. А из рекламируемых зубных паст на первом месте, конечно, “Blend-f-med”. Нас уверяют, что уникальная фтористая система флористат эффективно укрепляет зубную эмаль, и демонстрируют действительно впечатляющий опыт с куриным яйцом, которое после обработки этой пастой не растворяется в уксусной кислоте. Проверьте, возможно ли то, что обещает реклама?

Цитируем текст телерекламы одного из популярных стиральных порошков: “Биодобавки нового “Лоска” любую грязь отстирают просто”. Как вы можете прокомментировать эту рекламу?

В современной жизни этот древнейший хозяйственный процесс зависит от химических веществ, но проблемы всё ещё есть. Попробуем с ними справиться.

Вам пришлось стирать тёмные вещи с мылом в жёсткой воде. После стирки и полоскания на них остался “седой” налёт. Как его устранить и что можно было сделать, чтобы это предотвратить?

Вам надо удалить два свежих пятна – подсолнечного масла и йода. Можно ли удалить их физическим способом, не прибегая к помощи химии?

Вам надо удалить пятна различного происхождения: ржавчины, сливочного масла(свежее пятно), кофе, йода, морковного сока, вишнёвого сока, мясного соуса. В вашем распоряжении следующие средства: персоль, стиральный порошок “Био-С”, УФ-лампа, зубной порошок, бензин, лимонная кислота. Подберите средства выведения для каждого пятна.

Перед вами этикетки различных продуктов питания. Проблема загрязнения продуктов питания чужеродными веществами является одной из самых злободневных. Выясните, какие продукты являются безопасными для здоровья, а какие не следует покупать. Используйте для работы таблицу буквенно-цифровых кодов.

Международные коды потенциально вредных пищевых добавок

Воздействие на организм человека

Е: 151, 343, 626, 627, 628, 629, 630, 63 1,632,633,634,635

Вызывает кишечные расстройства.

Е: 154,250,251

Влияет на артериальное давление

Е:233,3I0,3I1,312,907

Вызывает сыпь

Е: 131, 142, 153, 210-216, 219, 230, 240, 249,259, 280-283, 330, 954

Проявляет канцерогенную активность

Е: 338-341, 450-454,461-463, 465, 466

Вызывает расстройства желудка

Е: 320, 321

Повышает уровень холестерина

Е:104,122,141,150,171,173,241, 447

Токсическое действие не подтверждено, но вероятно

Е: 102, ПО, 120, 124, 127, 1296 155, 180, 201, 220, 222- 224,228,233, 242, 270 (опасна для детей), 400- 405, 501-503, 620, 636, 637

Опасны по ряду причин

Е: 123,510,513,527

Очень опасны ряду причин

Е: 151, 160,231,232,239, 951, 1105

Вызывает кожные заболевания

Е: 103,105,111,121,123,125,126, 130,152,952

Запрещены к применению

Одной из проблем современного мира является нарушение почвы. Чтобы повысить урожай, в неё вносят всё больше удобрений и больше. Излишек их оказывается в овощах и фруктах, что может привести к расстройству пищеварительной системы. Как определить нитраты в домашних условиях? Попробуем это сделать.

В питьевой воде должно содержаться не более 3,29 мг/л нитрит-ионов и 45 мг/л нитрат-ионов. К 1мл исследуемой воды прибавляют 2 мл физиологического раствора. Затем 2 мл полученного раствора смешивают с 1 мл риванольного реактива ( таблетку растворяют при нагревании в 200мл соляной кислоты). Если появляется бледно-розовая окраска, значит, уровень нитритов в питьевой воде недопустимо высок.

2 мл разведённого сока, взятого из средней части плода, смешивают с 1мл солянокислого раствора риванола и добавляют цинковый порошок. Если в растворе содержится больше 20 мг/л нитратов, то появляется бледно-розовая окраска.

  1. Защита мини-проектов.
  2. Рефлексия.

Список литературы

  1. Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или О чём не узнаешь на уроке/ Художник Г.В.Соколов. - Ярославль: Академия развития: Академия, К?: Академия Холдинг, 2000.- 240 с., ил. – (Серия: “Это мы не проходили”)
  2. Еременко Н.И. Предпрофильная подготовка школьников. 5-11 класс.- Вологоград: Издательство “Панорама”, 2006. - 96 с.
  3. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. Сборник заданий для старшеклассников и абитуриентов с ответами и решениями. - М.: АРКТИ, 2000. - 136 с.: илл. (Методическая библиотека)
  4. Юдин А.М., Сучков В.Н. Химия в быту. Изд. 2-е, стереотипн. М.: “Химия”, 1976 г.