Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание географии

Внеклассное мероприятие Русский Колумб

Добавлено: 2018.05.22
Просмотров: 26

Феофилактова Людмила Михайловна, учитель географии, заместитель директора по ВВР

“Всякая благородная личность глубоко
осознает свое кровное родство,
свои кровные связи с Отечеством”.
В.Г. Белинский

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: “Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…”

Работая в школе 18 лет, я с каждым годом все больше наблюдаю падение интереса у детей к прошлому своей Родины, отсутствие уважения к исторической памяти, незнание многими детьми героев своей страны, и, как следствие этого, низкий уровень патриотизма современных подростков. Как педагога и классного руководителя меня беспокоит эта проблема. В своей деятельности я много внимания уделяю патриотическому воспитанию своих детей, применяя различные методы, формы и приемы (тематические классные часы, беседы, Уроки Мужества, посещение музеев и выставок патриотической направленностью, встречи и поздравления ветеранов Великой Отечественной войны, конкурсы патриотической песни и стихов и многое другое).

В связи с юбилейной датой (75-летие трансконтинентального перелета В.П. Чкалова) я решила отразить материалы о великом лётчике-испытателе в данной методической разработке, и донести его до сердец и душ своих детей.

В работе рассматриваются этапы жизненного пути В.П. Чкалова, от начала службы в авиации до гибели:

1- Начало службы в авиации

2- Лётно-испытательная работа

3- Рекордные перелёты

4- Золотая страница в истории отечественной авиации

5- Гибель Чкалова

6- “Память…”

В повествовании используются: фактический материал, фотографии В.П. Чкалова в разные годы жизни, фотоматериалы увековечивающие память о герое. Презентация поможет эффективнее донести данный материал до слушателей.

Работа рассчитана на детей в возрасте 12-15 лет.

Материалы данной работы можно использовать как Урок Мужества, на тематическом классном часу, при изготовлении наглядных пособий, при оформлении стенгазеты по данной теме, как фактический материал для викторин и игр.

Информацию данной разработки можно применять не только классным руководителям во внеурочной воспитательной работе, но учителям литературы и географии (по краеведению)

Великий Колумб

75-летию трансконтинентального перелета В.П. Чкалова посвящается

Цель: утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к историческому и культурному прошлому России и родного края на примере жизни героя – Валерия Чкалова.

Задачи:

1. Воспитание гордости за свою Родину, народного героя (В.П. Чкалова).

2. Сохранение исторической памяти поколений в памяти подрастающего поколения.

3. Способствование формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Ожидаемые результаты:

Слайд 1

75-летию трансконтинентального перелета В.П. Чкалова посвящается

Слайд 3

“Колумбы русские, презрев угрюмый рок,
Меж льдами новый путь отворят на восток,
И наша досягнет в Америку держава”.
М.В. Ломоносов

Воплотил эти слова в жизнь бесстрашный лётчик Валерий Павлович Чкалов.

Вопросы к обучающимся:

Валерий Павлович Чкалов - это целая эпоха в истории нашего воздушного флота. Он был не только непревзойдённым лётчиком, но и создателем школы высшего пилотажа, разработчиком методик испытания новых самолётов. Чкаловское лётное наследие прошло суровую проверку в воздушных боях Великой Отечественной войны, подтвердив своё право на жизнь.

Слайд 4

Вале?рий Па?влович Чка?лов (20 января (2 февраля) 1904, Василёво, Балахнинский уезд, Нижегородская губерния, Российская империя — 15 декабря 1938, Москва, РСФСР, СССР) — советский лётчик-испытатель, комбриг, Герой Советского Союза.

Командир экипажа самолёта, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон, США).

Я расскажу вам о В.П. Чкалове и его героических перелётах.

Слайд 5

Начало службы в авиации

Служба в Красной Армии с 1919 г. слесарем-сборщиком самолётов в 4-й Канавинском авиационном парке в Нижнем Новгороде.

В 1921 году направлен на учёбу в Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС, после её окончания в 1922 году направлен на дальнейшую учёбу в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, окончил её в 1923 году.

В 1923—1924 годах проходил обучение в Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа, а затем в Серпуховской высшей авиационной школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя.

В июне 1924 года военный лётчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую Краснознамённую истребительную авиаэскадрилью имени П. Н. Нестерова.

За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный лётчик. Совершал рискованные полёты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов.

В марте 1928 года переведён на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью.

В начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и по ноябрь 1930 года работал в Ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором.

Слайд 6

Лётно-испытательная работа

В ноябре 1930 года Чкалов направлен на работу в московский Научно-исследовательский институт ВВС РККА.

За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов.

В 1932 году НИИ ВВС был переведен с Ходынского поля в Москве на аэродром в районе города Щёлково Московской области. Перебазирование из обыденного события превратилось в первый в СССР воздушный парад с пролётом над Красной площадью. 45 самолётов летели колонной по три машины в ряд, а во главе шёл бомбардировщик ТБ-3 с бортовым номером 311, управляемый экипажем Валерия Чкалова.

С января 1933 года Валерий Чкалов переведён на работу лётчиком-испытателем Московского авиационного завода № 39 имени Менжинского. Совместно со своим старшим товарищем Александром Анисимовым испытывал новейшие самолёты-истребители 1930-х годов И-15 (биплан) и И-16 (моноплан) конструкции Поликарпова. Он также принимал участие в испытаниях истребителей танков “ВИТ-1”, “ВИТ-2”, а также тяжёлых бомбардировщиков “ТБ-1”, “ТБ-3”, большого количества опытных и экспериментальных машин ОКБ Поликарпова. Автор новых фигур высшего пилотажа — восходящего штопора и замедленной бочки.

5 мая 1935 года авиаконструктор Николай Поликарпов и летчик-испытатель Валерий Чкалов за создание лучших самолётов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой — орденом Ленина.

Слайд 7

Рекордные перелёты

Осенью 1935 года лётчик Байдуков предложил Чкалову организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс и возглавить экипаж самолёта. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский, опасаясь повторения неудачной попытки Леваневского.

20–22 июля 1936 года экипаж АНТ-25 (В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А. В. Беляков) совершил беспосадочный перелет через Северный Ледовитый океан из Москвы в Петропавловск-Камчатский и далее на остров Удд (ныне о. Чкалов), преодолев расстояние 9374 км за 56 часов 20 минут.

Уже на острове Удд на борт самолёта была нанесена надпись “Сталинский маршрут”, сохранённая и при следующем перелёте — через Северный полюс в Америку. Оба чкаловских перелёта официально носили это название.

Слайд 8

24 июля 1936 года за выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм всем членам экипажа АНТ-25 было присвоено звание Героя Советского Союза.

Об исключительной важности этого перелёта для своего времени говорит то, что И. В. Сталин лично приехал 10 августа 1936 года на Щёлковский аэродром близ Москвы встречать возвратившийся самолёт. С этого момента Чкалов приобрёл всенародную известность в СССР.

Остров Удд был переименован в остров Чкалова, а близлежащие острова Лангр и Кевос – в острова Байдукова и Белякова соответственно. На месте приземления был установлен памятник.

Слайд 9

Золотая страница в истории отечественной авиации – рекордный АНТ-25.

В 2012 году исполнилось 75 лет с момента осуществления экипажами Валерия Павловича Чкалова и Михаила Михайловича Громова сверхдальних беспосадочных перелетов через Северный полюс в США на рекордной машине АНТ-25.

Самолет был построен в двух экземплярах - опытная машина и дублер. Первый полет состоялся 22 июня 1933 года, после чего, в течение нескольких лет, велись доработки и совершенствование. Так, по истечении четырех лет доводочных испытаний и целой серии сверхдальних перелетов в границах СССР, наконец-то наступило время выполнить трансарктические перелеты через Северный полюс в США.

Окончательное решение по трансарктическому перелету, имея опыт организации перелета по "Сталинскому маршруту" было решено проводить после организации научной дрейфующей станции на Северном полюсе. 21 мая 1937 г. дрейфующая станция "Северный полюс-1" во главе с И.Д. Папаниным была организована с помощью туполевских ТБ-3А "Авиарктика".

Весной 1937 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в Правительство с просьбой разрешить перелет по маршруту Москва - Северный полюс -Америка. Через четыре дня после организации станции "Северный полюс-1" Сталин принял экипаж и достаточно долго беседовал с ним, после чего дал свое согласие и одобрил маршрут.

Когда принималось решение о полете, Сталин поинтересовался:

"- ...Так вы говорите, что выбор самолета сделан правильно? Все-таки один мотор... Этого не надо забывать.

- Товарищ Сталин, - ответил Чкалов, - так ведь один мотор - сто процентов риска, а четыре мотора - четыреста".

Для подготовки перелета была создана специальная комиссия, в которую вошли М.М.Каганович (глава авиапрома), А.Н.Туполев, Я.И.Алкснис и др. Вскоре экипаж перегнал машину на Щелковский аэродром, где началась непосредственная подготовка к перелету. За своевременную и тщательную подготовку самолета отвечал Е.К. Стоман. Для обеспечения перелета были привлечены радиостанции Северного морского пути. Пароходы и ледоколы Северного флота готовились, чтобы, в случае чего, оказать немедленную помощь. В Канаде и в США была подготовлена сеть радиостанций для приема радиограмм с борта и передачи информации на борт. Инженерной группой ЦАГИ были рассчитаны и составлены для экипажа графики режима полета. Особое внимание и экипаж, и наземные службы обращали на двигатель (М-34Р на АНТ-25 при температуре выше плюс пятнадцать градусов на повышенных оборотах начинал перегреваться).

Слайд 10

Готовясь к полету, Чкалов и его коллеги прекрасно понимали насколько важно отладить этот единственный на самолете двигатель, от которого во многом будет зависеть и успех многочасового перелета, и, в конце концов, их жизнь и жизнь, и судьба создателей АНТ-25. Вместе с мотористами Чкалов занимался регулировкой М-34Р, добиваясь получения оптимальных параметров.

В начале июня было решено форсировать сроки перелета. Причина была следующая: перед экипажем стояла задача первыми определить возможность этого перелета, а затем передать информацию об особенностях работы, наблюдения и рекомендации по доработке отдельных элементов самолета, двигателя и оборудования на самолете М. Громова, который должен был лететь вслед за ними. Оба перелета необходимо было уложить в летние месяцы и желательно в период июнь-июль, когда обстановка по маршруту более или менее благоприятная. Предложение экипажа по ускорению сроков подготовки многим показалось авантюрой. Но за экипажем была уверенность в самолете, опыт предыдущего перелета, да и подготовка к трансарктическому перелету началась фактически с августа 1936 г.

После всех доработок машина была оснащена необходимыми параметрами для достижения необходимой дальности полета. Полностью подготовленный к перелету АНТ-25 был переведен на Щелковский аэродром и ждал своего часа.

Слайд 11

Ранним утром 18 июня 1937 года в 4 ч 4 мин со Щелковского аэродрома был взят старт этого беспримерного перелета.

Путь лежал на север. Где-то внизу под крыльями впервые в мире дрейфовали в заполярных широтах четыре советских исследователя: И.Д. Папанин, Э.Т. Кренкель, П.П. Ширшов и Е.К. Федоров. Дальше не изведанный маршрут, льды и льды... Над Канадой самолет попал в циклон. Пришлось долго наощупь обходить его. Летели на высоте 4000-4500 м. Летчики теряли силы. Сменяться приходилось каждый час. Кислорода оставалось мало. Над Тихим океаном запасы его иссякли. Пришлось опускаться к земле. Наконец, после 62 часов полета показался Портленд, но из-за нелетной погоды аэропорт был забит множеством самолетов, и сажать самолет некуда. Экипажем принимается новое решение: самолет перелетает на другой берег реки Колумбус и совершает посадку на небольшом военном аэродроме Баракс близ города Ванкувер.

Слайд 12

20 июня 1937 года в 19 ч 30 мин по московскому времени экипаж В.П. Чкалова закончил перелет по маршруту Москва-Кольский полуостров-Баренцево море-Земля Франца Иосифа-Северный полюс-Остров Мелвилл-Остров Бенкса-Пирс Поинт-Острова Королевы Шарлотты-Ванкувер. За 63 ч. 16 мин. самолет пролетел более 9130 км (8582 км по прямой) – факт утвержден как национальный рекорд СССР.

Имена героев не сходили со страниц газет и журналов всего мира. В честь завершения полета прошли торжественные церемонии в Портленде и Ванкувере.

Слайд 13

Затем В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков и А.В. Беляков совершили триумфальную поездку по США с официальным приемом президента-Франклина Рузвельта.

26 июля 1937 года, выполнив свою почетную миссию, посланцев из СССР в США, летчики-герои вернулись в Москву, где их ждала грандиозная встреча соотечественников в духе тех времен.

За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени.

Слайд 14

АНТ-25 экипажа Чкалова в разобранном виде следом был доставлен в СССР и помещен в ангар музея им. Чкалова, где находится и по настоящее время.

Эти исторические перелеты продемонстрировали всему миру не только мужество, смелость и мастерство наших летчиков, но и высокий уровень отечественного самолетостроения.

Вопросы к обучающимся:

Слайд 15

12 декабря 1937 года Валерий Чкалов был избран депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР от Горьковской области и Чувашской АССР. По просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск.

И. Сталин лично предложил Чкалову занять должность Наркома НКВД, но он отказался и продолжал заниматься лётной испытательной работой.

1 декабря 1938 года он был срочно вызван из отпуска для проведения испытаний нового истребителя И-180.

Слайд 16

Гибель Чкалова

Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме.

Полёт готовился в спешке, чтобы успеть до конца года. Выпуск самолёта на аэродром назначался на 7 ноября, 15 ноября, 25 ноября... 2 декабря на собранной машине было выявлено 190 дефектов. Н. Н. Поликарпов протестовал против ненужной гонки при подготовке И-180 к первому вылету, ввиду чего был отстранён от этих работ. 7 декабря И-180 вывезли на аэродром; 10 декабря В. П. Чкалов произвёл рулёжку самолёта по земле, при которой мотор часто “глох”; 12 декабря при повторной рулёжке сломалась тяга управления газом мотора.

13 декабря Поликарпов представил программу испытаний И-180: полётное задание предписывало совершить пробный полёт по кругу в течение 10—15 минут без уборки шасси; затем после тщательного осмотра всей машины осуществить ознакомительный полёт и 1—2 полёта по 30—68 минут; наконец полёт с убранным шасси до высоты 7000 метров. Валерий Чкалов должен был совершить только первый, самый дорогой по оплате, полёт, после чего машина переходила в руки другого лётчика — С. П. Супруна.

Слайд 17

По воспоминаниям Д. Л. Томашевича, в этот день температура воздуха была “около минус 25 °C… Поликарпов будто бы отговаривал Чкалова вылетать, но тот не согласился”. Уже при заходе самолёта на посадку двигатель М-88 остановился. Чкалов, как отмечено было в Акте комиссии по расследованию причин аварии, “до последнего момента управлял самолётом и пытался сесть и сел вне площади, занятой жилыми домами”. Но при посадке самолёт зацепил за провода и столб, а лётчик ударился головой об оказавшуюся на месте падения металлическую арматуру. Через два часа он скончался в Боткинской больнице от полученной травмы.

Даже идя на верную гибель, Чкалов думал о жизни других людей.

Вопросы к обучающимся:

Похоронен Валерий Чкалов в Москве, урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене.

Сегодня существует несколько версий смерти Чкалова

Память…

Память о великом летчике-испытателе навсегда останется в сердце русского народа

Вопросы к обучающимся:

Слайд 18

Награды

Слайды 19-20

Памятники

Слайд 21

В филателии и монетах

Слайд 22

Литература

  1. Маркуша А. М. Бессмертный флагман (Чкалов): Лирический репортаж. — М.: Молодая гвардия, 1974.
  2. Водопьянов М. В. Валерий Чкалов. — М.: Молодая гвардия, 1954.
  3. Беляков А. В. В. Чкалов. — М., 1974.
  4. Волков В. Покорение воздушного пространства и техники личности сталинского времени// Культуральные исследования: Сб. науч. работ. — СПб.-М.: Изд-во Европейского ун-та в СПб., Летний сад, 2006.
  5. Маслов М. А. Роковой истребитель Чкалова: Самая страшная авиакатастрофа Сталинской эпохи. — М.: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2010. и другие

Слайд 23

Фильмография

В 1941 году на киностудии им. М. Горького был создан историко-биографический фильм “Валерий Чкалов” (новая редакция выпущена в 1962).

В 1987 году вышел документальный фильм режиссёра В. Ф. Коновалова “Рейс сквозь память” о полётах экипажей В. Чкалова и М. Громова через Северный полюс в Америку в 1937 году, в создании которого принимали участие киностудия “20th Century Fox” и актриса Ширли Темпл.

В 2011 году кинокомпания “Централ Партнершип” сняла сериал про Валерия Чкалова – “Чкалов” (рабочее название “Крылья”) о событиях из жизни летчика, начиная с 1924 года. Режиссер Игорь Зайцев. В главной роли Чкалова — Евгений Дятлов.

Слайд 24

В нашем любимом ЕКАТЕРИНБУРГЕ тоже помнят о великом подвиге замечательного человека - Валерия Чкалова!

Вопросы к обучающимся:

В городе есть административный район - ЧКАЛОВСКИЙ, улица Чкалова, станция метро - Чкаловская

Слайд 25

Чкалов погиб, но за свою короткую жизнь он сделал очень многое. Как летчик-истребитель он внедрил в авиации свою чкаловскую наступательную тактику ведения воздушного боя. Как летчик-испытатель он испытал и дал путевку в жизнь лучшим в мире самолетам-истребителям. Наконец, два дальних беспосадочных перелета, совершенных под его командованием, навсегда вошли в историю отечественной и мировой авиации.

Мы должны гордиться героем Валерием Чкаловым, он, действительно, – “Русский Колумб”!!!

P.S.: Если существуют ресурсы по времени, можно использовать фильм “Чкалов” (2012 г.), где рассмотреть человеческие качества Валерия Чкалова

Вопросы к обучающимся: