Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание информатики

Деловая игра как один из методов обучения работе с Табличным процессором Excel и Текстовым редактором Word

Добавлено: 2014.08.15
Просмотров: 241

Мухамбетова Альбина Галиахметовна, педагог дополнительного образования

Одним из факторов, определяющих наилучшее усвоение программного материала, является использование разнообразных методов обучения. В этой работе представлен пример использования деловой игры “Создание фирмы” в учебной группе “Оператор ПК”.

Деловая игра, как метод обучения, позволяет обучающимся получить новые знания при моделировании определенной жизненной ситуации. Участие в поиске решения конкретной, практически важной задачи вызывает у обучающих положительный эмоциональный настрой: осознание воспитанниками своих возможностей, радость овладения более совершенными формами деятельности, чувство удовлетворенности при достижении успеха. Также обучающиеся, помимо овладения необходимым материалом по информатике, могут попробовать себя в той или иной профессии.

Занятие рассчитано на обучающихся 15-17 лет.

На предыдущем занятии необходимо провести подготовительную работу: познакомить с правилами игры, проговорить основные понятия, используемые в ходе игры. Разработкой и подготовкой деловой игры занимается педагог. На текущем занятии педагог напоминает правила игры.

Цель занятия: закрепление и обобщение знаний по темам “Электронная таблица Excel”, “Текстовый редактор Word”.

Задачи занятия:

Предполагаемые результаты:

Форма проведения занятия: деловая игра.

Форма организации образовательной деятельности: групповая

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, словесный, практикум.

Средства обучения:

План занятия:

  1. Организационный момент - 2мин
  2. Повторение знаний – 5 мин
  3. Знакомство обучаемых с правилами игры – 3 мин
  4. Деловая игра “Создание фирмы” - 25 мин
  5. Рефлексия – 5 мин
  6. Подведение итогов занятия – 5 мин

Ход занятия

I. Организационный момент.

Сегодня, мы проводим обобщающее занятие по темам “Табличный процессор Excel” и “Текстовый редактор Word”. Это занятие пройдет в форме деловой игры “Создание фирмы”. Вы должны показать все знания, умения и навыки, приобретенные на предыдущих занятиях, проявить творческую активность, внимательность; научиться работать в коллективе.

II. Устный опрос для проверки уровня подготовленности обучающихся (опрос проводится по карточкам следующего вида).

№ вопроса Вопрос Предполагаемый ответ
1 Для чего нужна программа Excel? Для создания таблиц, графиков и диаграмм.
2 Какими возможностями для создания деловой графики обладает Excel? С помощью его богатой библиотеки диаграмм можно составлять диаграммы и графики разных видов.
3 При помощи какой команды можно построить диаграммы и графики в Excel? С помощью кнопки вызова “ Мастер диаграмм”.
4 Как задать автоматическое вычисление в таблице значений ячеек по определенной формуле? Ввести знак “+”, затем активировать нужную ячейку и вводить соответствующие знаки арифметических операций. Контролировать ввод формулы можно, используя окно ввода формулы.
5 Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее? Нужно установить курсор на нижнем правом маркере и протянуть его до последней ячейки в нужном диапазоне.

III. Знакомство обучающихся с правилами игры

1 этап. Наше занятие проведем в форме деловой игры. Давайте представим, что все вы – работники фирмы. Педагог выступает в роли “банка” и предлагает ссуду для создания фирмы с 10 % годовых. Задача фирмы - правильно распределить кредитные средства, подготовить всю документацию (финансовую, отчетную), необходимую для жизнедеятельности фирмы, зарегистрировать фирму и получить расчетный счет в банке.

2 этап. Обучающиеся создают фирму, объединяясь в группы по 8-10 человек..

Выбирают президента, главного бухгалтера, секретаря-референта, коммерческого директора, менеджера по рекламе, менеджера персонала, мастера-технолога, сотрудников.

3 этап. Обучающиеся придумывают название своей фирмы, определяются с видом деятельности фирмы и знакомятся с пакетом документов, необходимых для жизнедеятельности фирмы.

4 этап. Президент фирмы координирует работу фирмы, определяет производственные задания сотрудникам фирмы, которые они выполняют на своих рабочих местах за компьютерами:

5 этап.

На этом этапе президент выслушивает отчеты о проделанной работе каждого сотрудника и представляет расчетный счет фирмы для банка (образец 6(выполняется в “Электронной таблице Excel”)).

IV. Рефлексия. Обучающиеся проговаривают основные этапы создания фирмы; деятельность, которой занимался каждый из сотрудников фирмы.

V. Итог занятия. Педагог подводит итог: насколько слажено сработала фирма, удается ли ее зарегистрировать и создать расчетный счет в банке.

Литература, используемая при подготовке занятия:

  1. Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. 8-11 классы. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2002.
  2. Платов В.Я. Деловые игры, разработка, организация и проведение: учебник. - Москва:, 1991. - 192с.
  3. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач: Метод. пособие / В.И. Матирко; В.В Поляков, Под. ред. В.И. Матирко. - М: Высшая школа, 1991. -255с
  4. Прутченков АС, Райзберг Б.А, Шемякин Б.П. Рынок? Рынок... Ура! Рынок!: Сборник игр, тестовых и конкурсных заданий, задач, кроссвордов. – М.: Новая школа, 1994.- 64с.

Приложение