Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание экологии

Игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях по экологии

Добавлено: 2018.05.18
Просмотров: 33

Ахметзянова Завагира Багдануровна, Учитель химии

Принцип активизации деятельности учащихся в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Активизация учебной деятельности является следствием целенаправленных управленческих воздействий и организации урока. Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся. В некоторых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

К последним можно отнести игровые технологии. Их использование позволяет удовлетворить требования к современному занятию: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование социальных компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся.

Остановимся на наиболее важных психолого-педагогических особенностях игровой деятельности. Игра – важный стимул в обучении. Посредством игры быстрее идет возбуждение познавательного интереса, потому что человеку по своей природе нравится играть. В процессе игры у ребенка есть возможность реализовать свои потенциальные возможности, получить более высокую оценку.

В то же время в ходе игры у школьников активизируются внимание, воображение, память, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы. Игра позволяет вовлечь каждого в активную работу, в ней реализуется интерес к перевоплощению и импровизациям, создаются особые условия, при которых учащиеся могут осуществлять самостоятельный поиск знаний.

В качестве примера предлагаем ролевую игру «Биотические взаимоотношения в природе», которую можно проводить на кружковом занятии дополнительного образования.

Дидактическая цель игры – на основе актуализации знаний о взаимоотношениях живых организмов сформировать у учащихся понятия о взаимосвязи в биоценозах.

Перед школьниками ставится задача: написать страницы учебника по теме «Биотические связи», используя биологические и экологические знания по теме.

Достижение цели происходит через решение ряда учебно-воспитательных задач: образовательная задача– познакомить учащихся различными формами взаимоотношений в природе, их биологическим и экологическим значением; продолжить формирование экологических знаний о приспособленности живых организмов к условиям проживания; воспитательная задача – в ходе игры включить учащихся в систему общественных отношений (автор-оформитель, эксперт, представитель издательства); развивающая задача – формировать у учащихся коммуникативные умения и навыки.

За неделю до игры учитель делит группу ребят на 5 подгрупп и предварительно распределяет роли: 1, 2, 3-я подгруппы – «авторы-оформители», 4-я подгруппа – «экспертный совет», 5-я подгруппа – «представители издательства». Все группы заранее знакомятся с требованиями к учебникам, которые приведены в приложении 1. Представители «экспертного совета» и «издательства» (чаще всего это сильные учащиеся) получают дополнительное задание – познакомиться с фактическим материалом, который получают «авторы-оформители» (см. приложение 2).

В начале занятия, после вводного слова учителя, группы получают задания, на выполнение которых отводится 15–20 мин.

Задания для «авторов-оформителей».

  1. Из данного учителем фактического материала смонтировать страницу учебника, которая представляет собой текст с иллюстрациями и ссылками на них в тексте.
  2. Подобрать по теме материал для любознательных.
  3. Составить в конце вопросы для закрепления темы.
  4. Подготовиться к выступлению перед «экспертным советом» и «представителями издательства».

Задания для «экспертного совета».

  1. Составить развернутый план по прочитанному заранее фактическому материалу.
  2. Подготовиться к оценке работы «авторов-оформителей» с позиций:
    • Научности – найти ошибки в материале, представленном в экспертный совет, задать, если необходимо, вопросы, уточняющие формы взаимоотношений различных организмов;
    • оформления – достаточно ли доступно изложен материал параграфа, есть ли вопросы для проверки знаний о биотических связях, содержит ли текст иллюстративный материал и раздел для любознательных; у подгруппы «авторов-оформителей», составляющих лабораторную работу, проверить, правильно ли подобраны объекты и верен ли ход работы.
  3. Выслушать рассказ «авторов-оформителей» о проделанной работе, вынести решение о доработке материала либо передачи его в издательство.

Задания для «представителей издательства».

  1. Выработать образец оформления титульного листа.
  2. Выслушать «авторов-оформителей» и «экспертный совет», вынести решение о печати данного параграфа.
  3. Выполнить к следующему занятию компьютерный вариант страниц учебника.

Групповая работа над заданием состоит из следующих этапов:

  1. работая с источниками информации, учащиеся анализируют фактический материал, подвергают его последовательному изучению, который включает
  2. виды экосистем;
  3. функциональные группы экосистем;
  4. формы биотических отношений в экосистемах;
  5.  приспособление организмов к совместному проживанию;
  6. борьба за существование и естественный отбор в экосистемах;
  7. лабораторная работа: различные формы взаимоотношений между живыми организмами;
  8. цель работы – исследование биотических отношений;
  9. ход работы.
  10. оформление результатов;
  11. подготовка выступлений.

Далее совместно с учителем проводится межгрупповая работа над заданием: отчет по выполненной работе «авторов-оформителей», представление результатов, оценка их работы «экспертами», «представителями издательства». На данном этапе занятия целесообразно включение ребят в дискуссию.

Подведение итогов игры учителем. Следует отметить серьезное ответственное исполнение ролей каждым учеником; указывать на то, что в процессе игры, работая над созданием фрагмента учебника, учащиеся выполнили поставленную задачу: изучили тему «Биотические отношения». В ходе обсуждения итогов работы каждой группы убедились, что влияние организмов друг на друга велико, в регулировании плотности популяций играют важную роль внутривидовые и межвидовые взаимоотношения организмов.

Важна и самооценка работы самими учащимися.

Группа «представителей издательства» шлет заказ на издание учебника. Используя презентации, созданные каждой из групп «авторов-оформителей», рекомендации «экспертов», создают компьютерный вариант фрагмента учебника, который в дальнейшем распечатывается, и каждый ученик вклеивает его в тетрадь. Это страницы итогового коллективного труда, где отражены знания учащихся по теме «Биотические отношения».

Считаем, что использование подобных игр приводят к более эффективному усвоению школьниками биологических и экологических знаний, отметим, что эти знания учащиеся «пропускают через себя». Играя роли «авторов», «экспертов», «издателей», они прониклись идеей создать страницы учебника, где грамотно и последовательно изложен весь материал о биотических отношениях, особенно о роли межвидовых и внутривидовых взаимоотношений для регуляции плотности популяций. Для этого необходимо было прочитать информацию, обсудить ее, разместить материал в логической последовательности, составить вопросы для закрепления, правильно подобрать рисунки и сообщения для любознательных. Использованные игровые приемы помогли усвоить новый материал и сформировать у учащихся биологические и экологические знания о взаимосвязи организмов в окружающей природе.

Игра для школьников «На необитаемом острове»

Cовременная система экологического образования формирует преимущественно теоретиков. Они испытывают трудности там, где необходимо перейти от теории к практике, не объяснять, а действовать. Поэтому школе нужен выбор таких видов учебной деятельности, которые способствовали бы активной сбалансированной работе детей.

Думается, что предлагаемая игра поможет создать условия для практического применения знаний и умений учащихся.

Игра проходит в форме соревнования двух команд в пять этапов: «Вода», «Жилище», «Пища», «Болезни», «Зрелища». В ней могут принять участие дети младшего и среднего школьного возраста. После успешного выполнения каждого задания команды получают жетоны («звездочки»). В течение игры негромко звучит шум океанского прибоя с музыкальным сопровождением.

Оборудование (по количеству команд): карточки к играм «Водоемы» и «Путаница», рисунки «Биологические показатели чистоты водоема»; камни, песок, ракушки, ткань, водоросли, листья растений, сосуды с неочищенной водой, сосуды для очищенной воды; минеральная вода; план острова; листы чистой бумаги; фломастеры; ветки, листва, трава, мох для костра; карта-схема «Типы костров»; продукты: кофе, растительное масло, хлеб, листья салата, картофель, сахар; карты-модели растений; гербарий растений; жетоны «звездочки».

Ведущий. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправляемся в путешествие по реке. Давайте представим себе, что судно, на котором вы плыли, потерпело крушение. Те, кто спасся, добрались до необитаемого острова. Ваша задача: выжить до прихода помощи. У вас есть знания о природе и о ее законах, вы можете использовать их.

За каждое преодоленное препятствие вы будете получать «звездочку», которая даст вам шанс дождаться прихода помощи.

Этап I. «Вода».

Ведущий. Первостепенные компоненты, необходимые для выживания человека, – это воздух, вода, пища и т.д.

Вы остались живы, вы дышите, ваша следующая задача – найти воду. Задумывались ли вы когда-нибудь, что вода, которую мы используем сегодня – это та же самая вода, которую использовали древние жители планеты тысячи лет назад. Действительно, наша планета богата водой. Однако в последнее время перед людьми все чаще возникает проблема ее нехватки. Это вызвано, в основном, не равномерным распределением воды и ее неразумным потреблением. Вода движется в замкнутой системе без дополнительных поступлений из атмосферы. На земле никогда не будет воды больше, чем есть сейчас. 97,3% всей воды держится в морях и океанах. Это соленая вода. На долю пресной воды приходится лишь 2,7%.

  1. Игра «Водоемы». Командам предлагаются карточки с видами водоемов (океан, озеро, море, родник, лужа, ручей, капля, река). Установите закономерность и разложите карточки в соответствии с ней.( Учащиеся могут выбрать водоемы пресные, соленые; большие, маленькие и.д.). При ознакомлении карточки с видами океан, рек, озер, морей, родников, учащиеся должны дать не менее двух названий этих водоемов. Время выполнения задания 2 мин.
  2.  Игра «Чистота водоема». Предлагается визуально определить чистоту водоема и обосновать свой ответ. Время выполнения задания 1 мин. (Ответ. Биологические показатели чистоты водоема: стрекозы, лилии, личинки поденок и веснянок. Загрязненный водоем: обилие водорослей (вызывают нитраты и фосфаты), личинки ручейника и пиявки).
  3. При помощи подручных средств подготовьте воду для питья. Командам предлагаются: камни, песок, ракушки, ткань, водоросли, листья растений... Задача – сделать фильтр. Время выполнения задания 3 мин.

Ведущий. Итак, мы освоили способ получения воды для питья. Вода – один из важнейших факторов в борьбе за выживание. Вы получаете «звездочку».

Этап II. «Жилище».

Ведущий. Основная жизненная потребность удовлетворена. Сейчас ваша задача построить себе жилище. Что может стать вашим кровом?

1. Нарисуйте свой вариант жилища, укажите материал, который вы использовали для его постройки, и объясните свой выбор. Время выполнение задания 2 мин.

2.     На плане острова расположите свой дом в наиболее выгодном месте, ответ обоснуйте.
Время выполнения задания 1 мин.

Ведущий. А теперь необходимо разжечь костер.

У вас осталась одна спичка, вам нужно развести костер. Типов костров много, какой из них разгорится быстрее? Задача каждой команды сложить костер, назвать его тип и объяснить свой выбор. Можно использовать ветки, сухую листву, траву, мох. Время выполнения 2 мин. За правильные ответы командам вручаются «звездочки».

Этап III. «Пища».

Ведущий. Вы обустроили свой дом. Пора подумать о хлебе насущном.

За правильные ответы команда получает «звездочки».

Этап IV. «Болезни».

Ведущий. У участников игры появились симптомы каких-то заболеваний.

У команды № 1 – это укусы насекомых и ОРВИ.

У команды № 2 – раны и ожоги, желудочно-кишечные расстройства.

Помогите себе, найдите лекарство в «лесной аптеке». Время выполнения задания 2 мин.

(Ответ.

Ведущий. Хотя остров и необитаем, здесь могут быть хищные звери. Чтобы снова не пришлось залечивать раны, вам не помешают знания основ маскировки.

Игра «Прятки».

Ведущий закрывает глаза и считает: «1, 2, 3, 4, 5 – я иду искать, кто не спрятался, я не виноват». Играющие «прячутся» возле предметов, соответствующих их цвету одежды.

За правильные ответы команды получают «звездочки».

Этап V. «Зрелища».

Ведущий. Сурова жизнь Робинзона. Каждая минута – борьба за выживание. Вы обеспечили себя всем необходимым, теперь можно и отдохнуть.

1. Игра – парочки. Участники получают карточки с названиями растений и животных. Они должны образовать пары (растение – животное) и объяснить причину выбора (одним, двумя словами). Время выполнения задания 1 мин.

(Ответ. Еж – сосна (имеются иголки); крапива – пчела (жалят); мать-и-мачеха – крот (мягкие покровы); росянка – паук (едят насекомых); репейник – пиявка (цепляются); осина – заяц («трусишки»)).

Ведущий. Сегодня для вас открылись некоторые тайны природы. За время путешествия вы кое-чему научились. Команда, победившая в игре, отправляется домой на катере, количество мест на нем ограничено. Оставшимся участникам игры придется ждать следующего рейса.

Заключение.

Отличительной особенностью всей группы активных методов, во-первых, является то, что обучение проводится в ситуациях, максимально приближенных к реальным, позволяя материал, подлежащий усвоению, ввести в цель деятельности, а не в средства, во-вторых, осуществляется не только обобщение знаний, но и обучение умениям практического использования, что в свою очередь, требует формирования определенных психологических качеств ребят, и наконец, в-третьих, организуется формирование новой, качественно иной установки на обучение в эмоционально насыщенном процессе коллективного творческого труда.

Одним из важных требований к выбору методов обучения является необходимость активизации учебно-познавательной деятельности учеников. Активная мыслительная и практическая деятельность обучаемых в учебном процессе является важным фактором повышения освоения изучаемого материала.

Непосредственное вовлечение обучаемых в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих приемов и методов, получивших название активных методов обучения.

Игра – это универсальный элемент всей человеческой культуры, особый вид деятельности, которая имитирует реальную деятельность человека в искусственно созданных условиях и посредством относительной достоверности модели.

Обучение в процессе игры осуществляется посредством организации учебной деятельности самих учащихся, которая по своему типу является продуктивной и творческой, а по содержанию - познавательной, практической и ценностно-ориентированной.

Литература.

  1. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. – М., 1994.
  2. Егоренко Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. – М., 2000.
  3. Поломис К. Дети на отдыхе. – М., 1995.
  4. Ганиченко Л. Котелок над костром. – М., 1994.
  5. Рыжавский Г.Я. Биваки. – М., 1995.