Математика
Физика
Химия
География
Биология
Экология
Информатика
Экономика
Русский язык
Литература
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
История и
 обществознание

Иностранные языки
Спорт и здоровье
Технология
ТОП 20 статей сайта
Рекомендуем посетить

Преподавание информатики

Проблемы и перспективы использования ИКТ в компетентностном образовательном процессе гимназии

Добавлено: 2018.05.12
Просмотров: 25

Желтова Светлана Геннадьевна, заместитель директора по НМР, учитель истории и обществознания

Совокупность традиционных и инновационных направлений внедрения информационных технологий (ИТ) в общеобразовательный процесс привела к утверждению интегративной концепции применения ИТ в школьном образовании, рассматривающей ИТ как средство развития личности обучающегося, а точнее, как средство перевода обучающегося в режим саморазвития на компетентностной основе, превращающее ученика из объекта педагогического воздействия в полноправного субъекта образовательного процесса и способствующее актуализации его управленческой деятельности как активного участника информационного процесса внутри образовательной системы.

Миссия процесса информатизации гимназии состоит в изменении системных свойств школьной организации для создания условий, необходимых для перевода обучающегося в режим саморазвития, что неразрывно связано с переходом образовательной системы в новое качество.

Результатом управления процессом информатизации в гимназии следует считать такое необратимое, направленное, закономерное изменение состава и структуры этой системы, которое будет соответствовать требованиям информационного общества: обеспечит субъектам образовательного процесса социальную мобильность и способность адаптации к развивающейся внешней информационной среде на компетентностной основе.

Как показывает практика, значительная часть обучающихся испытывает затруднения в формировании индивидуальной образовательной траектории. Возникает противоречие между желаемым (и даже декларируемым) состоянием субъектности ученика, характеризуемым применительно к данной ситуации в первую очередь как его способность осуществлять самостоятельно целеполагание, организацию, контроль и коррекцию собственной учебной деятельности (являющегося необходимым условием формирования компетентной личности), и реальным отсутствием возможности делать это.

Формирование готовности обучающегося к самореализации в условиях информационного общества невозможно без формирования информационной системы (ИС) гимназии. Формирование которой, необходимо рассматривать не только как фактор управления процессом информатизации в гимназии, но как одно из важнейших условий перевода образовательной системы в целом и каждого из ее субъектов в отдельности в новое качество. Поскольку перевод обучающегося в режим саморазвития невозможен без изменения деятельности учителя, без изменения деятельности администрации учреждения, то необходимо детально проработать механизм перевода в режим саморазвития всех субъектов образовательного процесса

Техническое обеспечение, безусловно, является важной, но лишь обеспечивающейосновой процесса информатизации. Мы исходим из того, что информатизация гимназии должна не сводиться к задачам ее материально-технического обеспечения, а должна быть направлена на формирование единого информационного пространства ОУ, способствующего становлению компетентной личности. Это возможно лишь на основе четкой концепции, определяющей приоритетные цели информатизации и средства их достижения, с учетом специфики нашей гимназии.

Важнейшим аспектом процесса информатизации в нашей гимназии является вовлечение в процесс информатизации всех участников образовательного процесса – учащихся и их родителей, учителей, классных руководителей, администрации, библиотекаря и других сотрудников. Кроме того, процесс информатизации образовательного пространства должен способствовать:

Таким образом, приоритетными направлениями процесса информатизации в гимназии, в связи с переходом на компетентностную парадигму в образовании стали:

Опыт показывает, что включение значительной части учителей в процесс компьютеризации целесообразно вести «от учащихся» – путем активного внедрения в учебный процесс проектного метода обучения с элементами научно-исследовательской деятельности учащихся и использованием ИТ. Именно проектные методики стимулируют процесс развития компетнтной личности. В свою очередь, это требует совершенствования структуры и содержания курса информатики и ИТ, межпредметного согласования учебных программ.

Помимо возможности использования результатов проектной работы учащихся при проведении уроков, выполнение проектных работ с использованием ИТ меняет мотивацию к освоению компьютера у самих учителей. Активная работа учителя с учащимися в проектной деятельности с использованием компьютера закладывает основу для его перехода на другой уровень владения компьютером – использование ПК для подготовки материалов урока.

Особое место в процессе информатизации ОУ должно занимать развитие сетевых взаимодействий. Это, во-первых – создание внутришкольного сетевого пространства, обеспечивающего перевод внутреннего информационного обмена на более высокий качественный уровень. Во-вторых – внешние сетевые взаимодействия: через Web-сайт, в форме участия в дистанционных мероприятиях и удаленного информационного обмена с вышестоящими уровнями. Наши гимназисты на протяжении последних трех лет активно участвуют в дистанционных эвристических олимпиадах, организуемых ЦДО «Эйдос». Интерес настолько велик, что в прошлом учебном году в них приняло участие 86% гимназистов (1088 человек) ! Данные олимпиады включают детей в активную эвристическую деятельность на компетентностной основе.

Необходимым условием успешной реализации перечисленных направлений, помимо совершенствования материально-технической базы, является создание условий для повышения уровня компетентности сотрудников ОУ в сфере использования ИКТ и новых технических средств в учебном процессе. Для решения данной задачи в гимназии разработана система методической поддержки. Каждый месяц проходят методические оперативки. Учителя информатики продиагностировали коллег и сформировали три группы пользователей ИКТ, в соответствии с уровнем сформированности информационной культуры. Во время каникул мы организуем «погружение» педагогов, что способствует росту информационной компетентности в нашем коллективе.

Стратегическим направлением деятельности нашей гимназии является создание системы управления знаниями. Средства реализации этого направления включают:

  1. Система методической поддержки отвечающая за информатизацию работников гимназии;
  2. Организация процесса обучения с использованием новых информационных технологий (НИТ);
  3. Совершенствование существующих в ОУ информационных технологий.

Все выше перечисленное в комплексе, способствует:

Претворение идеи управления знаниями в жизнь повышает деловой престиж учреждения, т.к. помогает быстро осваивать самые передовые технологии и обеспечивает адаптацию педагогов гимназии к постоянно меняющимся условиям образовательного пространства.

Наша система управления знаниями нацелена на получение оптимальных результатов и полностью отвечает потребностям стратегического развития системы образования РФ. (2)

Наша гимназии как и любое другое образовательное учреждение сталкивается с психологическими барьерами, которые становятся главным препятствием на пути внедрения систем управления знаниями.

Технология является основным средством практической реализации концепции управления знаниями. Именно она создает основу в гимназии для автоматизации и централизации обмена знаниями и опытом, служит движущей силой педагогических процессов направленных на формирование компетентной личности. Однако при выборе технологических решений, на базе которых будет строиться система управления знаниями, следует учитывать ряд очень важных условий.

Практическая реализация концепции управления знаниями требует хорошо сбалансированного подхода. Технология играет здесь двоякую роль - с одной стороны, она создает фундамент для работы с фондами знаний и служит связующим звеном между сотрудниками, работающими на расстоянии друг от друга. С другой стороны, отсутствие (даже на короткое время) внедренной технологии управления знаниями полностью парализует работу ОУ (как отсутствие, например, электричества или телефонной связи).

Таким образом, мы выделяем:

Приоритетные направления деятельности администрации

Приоритетные направления деятельности учителя

Приоритетные направления деятельности ученика

Приоритетные направления деятельности родителя

Приоритетные направления деятельности по созданию единого информационного пространства школы

Единое информационное пространство гимназии – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администраторы, преподаватели, ученики и их родители. Практически все участники образовательного процесса объединены между собой соответствующими информационными потоками.

Формирование единого информационного пространства сводится к созданию общей информационной базы данных. Общая база данных школы как ядро единого информационного пространства должна содержать следующую информацию и предоставлять возможность ее обновления:

В результате реализации поставленных задач ожидается:

создание единого информационного пространства школы:

повышение уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя:

повышение информационной культуры обучающихся:

Литература:

  1. Минченко М. М., Трунова Т. В. О концепции формирования единого школьного информационного пространства. М.2006
  2. Теоретические основы управления знаниями ОУ//http://www.orenipk.ru